Реакция России и ополченцев на эти события пока неоднозначна. Против инициативы Киева выступили постпред РФ при ООН Виталий Чуркин, глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев, спикер Госдумы Сергей Нарышкин, полпред самопровозглашенной ДНР в контактной группе Денис Пушилин. Раскритиковала, но не исключила ввод миротворцев на Донбасс спикер российского Совета Федерации Валентина Матвиенко. Согласился на этот вариант представитель оборонного ведомства ДНР Эдуард Басурин. Другой представитель ДНР Андрей Пургин заявил, что готов согласиться только на российских миротворцев.
С инициативой ввести в Украину миротворческий контингент несколько раз выступал глава Парламентской ассамблеи ОБСЕ Илкка Канерва. Аналогичное заявление он сделал и сегодня.
Мы отвечаем на пять ключевых вопросов о том, как может развиваться ситуация с вводом миротворцев в Украину.
1. Киев хочет ввода миротворцев в страну, что теперь?
По конституции Украины, решение о допуске подразделений Вооруженных сил других государств на территорию Украины принимает Верховная рада (статья 85). Если она примет такое решение, дальнейшее дело будет за международными игроками.
Санкционировать ввод "голубых касок" ООН или поручить миротворческую операцию другой организации (НАТО, ЕС, ОДКБ и т.д.) может только Совет Безопасности ООН: 15 государств, из которых пять – Россия, Франция, Великобритания, США и Китай – обладают правом вето.
Если Совбез после оценки всех обстоятельств конфликта санкционирует миротворческую операцию в Украине, то Генассамблея организации должна утвердить бюджет миссии, а Генсек ООН – назначить ее главу. Обязанности по кадровому комплектованию операции по поддержанию мира возлагаются на Департамент операций по поддержанию мира и Департамент полевой поддержки. ООН не имеет собственных Вооруженных сил и полицейских формирований, и необходимый для каждой операции персонал по просьбе организации предоставляют государства-члены.
Миротворческая операция начинается с выдвижения передовой группы для организации штаб-квартиры миссии и постепенно расширяется, охватывая все компоненты и регионы, предусмотренные мандатом.
Если же ООН уполномочит Евросоюз (как того, судя по всему, и хочет украинская сторона) на проведение операции, то всей координацией работы миссии займется непосредственно ЕС.
2. Кто может заблокировать решение?
Если решение о приглашении миротворцев будет одобрено Верховной радой, оно может быть не поддержано Советом Безопасности ООН. Любому из пяти постоянных членов достаточно проголосовать против.
Учитывая первые заявления России и поддерживаемых ею ополченцев, именно Москва может заблокировать ввод миротворцев в Украину. Или, даже одобрив принципиальное решение о проведении миссии, Россия может выступить против ее мандата, к примеру, если ее не устроит, что проведение операции поручается Евросоюзу.
Согласия самопровозглашенных ДНР и ЛНР на ввод миротворцев формально не требуется, поскольку они не являются государствами, а действуют на международно признанной территории Украины. Но фактически их отказ сотрудничать с миротворцами и непризнание их мандата может поставить проведение миссии под угрозу срыва. Ведь в этом случае другие государства, отправляя своих военных в качестве миротворцев в зону конфликта, будут должны иметь в виду, что одна из сторон может не обратить внимания на международный статус "голубых касок".
3. Какие бывают виды миротворцев, какой мандат у миротворцев-полицейских?
Существуют два вида миротворческих операций: миссии наблюдателей и операции с участием миротворческих сил. Наблюдатели безоружны, а военнослужащие миротворческих сил ООН вооружены легким вооружением, которое они могут применять исключительно в целях самообороны.
В украинском случае функцию наблюдателей уже с переменным успехом выполняет специальная мониторинговая миссия ОБСЕ, поэтому, судя по всему, заявление Петра Порошенко подразумевает развертывание в стране именно военнослужащих ООН.
Такие миротворческие миссии могут включать в себя военный, полицейский и гражданский персонал. Полицейские миссии осуществляются, как правило, уже после проведения операций по урегулированию кризиса. Их цель — оказать помощь местному правительству в стабилизации обстановки. Эти миссии помогают формировать дееспособные органы правопорядка. В некоторых государствах военная и полицейская миссия работают параллельно. Так было в Косово в 1999 году, в настоящее время такая ситуация в Афганистане.
Маловероятно, что в Украину в ближайшее время отправят только полицейских, без военной миссии: пока конфликт находится в "горячей" фазе, это слишком рискованно для легковооруженного персонала, в чьи функции обычно входит поддержание правопорядка после прекращения военных столкновений.
Этот вывод подтверждается словами дипломатического источника ТАСС в миссии одной из западноевропейских стран ЕС.
— Обсуждение отправки в Украину невооруженной полицейской миссии ЕС возможно только после полного и проверяемого прекращения огня, а также получения гарантии безопасности от всех сторон конфликта. Речь может идти только о поддержке уже соблюдающегося перемирия. Никто же всерьез не думает, что европейские офицеры отправятся разделять воюющие стороны в условиях продолжающихся боестолкновений, не так ли?
Говоря о формате миссии, источник ТАСС подчеркнул, что если этот вопрос будет решаться серьезно, то речь пойдет о формате, близком к "грузинскому, а не косовскому".
Разница между форматами состоит в том, что в Грузию в октябре 2008 года отправилась небольшая мониторинговая миссия из около 300 невооруженных специалистов. После российско-грузинской войны они разместились на границе с непризнанными Южной Осетией и Абхазией, чтобы контролировать соблюдение перемирия.
Полицейская миссия ЕС в Косово, напротив, состоит из более чем 2000 специалистов. Их функции намного шире, чем у европейских специалистов в Грузии. Эта миссия не только занимается вопросами безопасности, но, по сути, выстраивает всю систему правопорядка и правосудия в Косово. Как и большинство других подобных операций, специалисты из Евросоюза действуют в Косово в рамках более широкой миротворческой миссии ООН.
4. Чего добивались миротворцы?
Всего сегодня на четырех континентах развернуто 16 операций ООН по поддержанию мира: в Косово, на Кипре, в Южном Судане, на Ближнем Востоке, Демократической Республике Конго, Мали, Сирии и т.д. С момента основания ООН таких операций было проведено 68. Сегодня более 120 тысяч человек из более чем 120 стран вовлечены в работу миротворческих миссий. Каждый десятый из них – полицейский.
При поддержке миротворцев ООН удалось прекратить конфликты в Камбодже, Сальвадоре, Гватемале, Мозамбике, Намибии, Таджикистане и Восточном Тиморе.
К примеру, в Камбодже операция проводилась в два этапа. В 1991 году передовая миссия миротворцев в полторы тысячи человек обеспечила прекращение огня между четырьмя воюющими группировками, а в 1992-м – к работе приступил орган ООН, который занялся политическим постконфликтным урегулированием. В итоге в стране была принята конституция и проведены демократические выборы.
После гражданской войны в Сальвадоре миссия ООН (1991-1995) контролировала выполнение мирных соглашений и проведение выборов.
Большая миротворческая миссия ООН в Мозамбике (более 8 тысяч человек) в эти же годы также обеспечивала соблюдение мирных договоренностей, прекращение огня, вывод всех иностранных войск из зоны конфликта, расформирование иррегулярных вооруженных групп и проведение выборов. Кроме того, персонал ООН помогал доставлять гуманитарную помощь и решать вопросы возвращения беженцев.
В Сьерра-Леоне, Бурунди, Либерии, Гаити, Косово и ряде других стран вмешательство ООН после окончания конфликта смогло положительно повлиять на становление новых государственных структур и налаживание жизни после кризиса.
Среди провалов миротворчества ООН чаще всего называют три случая: Сомали, Руанда и бывшая Югославия в начале 1990-х годов. В этих случаях недостаточный мандат и нехватка ресурсов у миротворцев, нежелание сторон соблюдать достигнутые договоренности привели к новому всплеску этнических чисток на Балканах, геноциду в Руанде и фактическому развалу государства в Сомали. Сами же миротворцы были втянуты в боевые действия, несли большие потери (около 150 жертв в случаях Югославии и Сомали) и их мандат был позже трансформирован, или они и вовсе выводились из региона.
5. Может ли Беларусь быть втянута в миротворчество в Украине?
Де-юре – однозначно, да. Причем для этого существуют как минимум две возможности. Одна из них – участие белорусских военных и гражданских специалистов в потенциальной миротворческой миссии ООН в Украине, если решение о ее отправке будет принято. Второй вариант – участие белорусов в миротворческом контингенте ОДКБ. Эта организация по своему уставу может отправлять миротворцев за пределы ее государств-членов, если на это будут полномочия от Совбеза ООН.
Но на практике отправка белорусских миротворцев в зону украинского конфликта – пока маловероятная перспектива. Даже несмотря на то, что такие предложения звучали от Александра Лукашенко и поддерживались ополченцами.
Дело в том, что состав миротворческого контингента должен быть согласован с украинскими властями. Сложно представить, что они дадут согласие на участие в миссии миротворцев ОДКБ, где лидирующую роль занимает Россия и ее вооруженные силы. Именно они сегодня, по убеждению официального Киева и западных государств, оказывают поддержку ополченцам, с которыми Украина борется. Сегодня Петр Порошенко вновь подтвердил: российских военнослужащих в составе миротворцев быть не должно.
Если же говорить о миротворцах ООН, то Киев заявил, что хочет в их качестве видеть у себя в стране полицейскую миссию Евросоюза, а не белорусов.
Кроме того, нужно учитывать и белорусский внутриполитический контекст. Опросы показывают, что белорусы разделились во взглядах на то, кто виноват в украинском кризисе, но едины во мнении, что наша страна в этот конфликт ввязываться не должна. Сложно ожидать, что власть пойдет на такой непопулярный шаг, как отправка белорусских военных в зону конфликта в предвыборный год, особенно на фоне экономических проблем. Вероятно, в том числе и поэтому, Александр Лукашенко спустя несколько недель после первого заявления о миротворцах, скорректировал свою позицию, подчеркнув, что отправлять их туда теперь крайне рискованно.