Stars and Stripes (газета ВС США), 13 февраля 2015 г.
Минские соглашения 12 февраля 2015 были организованы руководителями Франции, Германии, России и Украины и содержали важные условия относительно будущего обращения с гражданами в русскоговорящих, с русской культурой, восточных районах Донецкой и Луганской областей на Украине, где происходят ужасные бои между силами сепаратистов и правительственными войсками, которых поддерживают добровольческие вооружённые формирования.
Большая часть западных СМИ не сообщила, что соглашение было подписано руководителями Донецкой и Луганской областей, равно как и представителями России и Украины, но подписи первых двоих имеют огромное значение для выполнения условий.
К разочарованию большей части Запада, в особенности США, оказалось, что подавляющему большинству жителей этих регионов надо дать многое из того, к чему они стремились (при мощной поддержке России), включая право говорить и получать образование на своем родном языке, возмещение пенсий и других выплат, прекращенных правительством в Киеве, конституционную реформу Украины, в том числе «одобрение постоянного закона о специальном статусе отдельных районов Донецка и Луганска», и свободные местные выборы в этих областях.
Путь к миру будет не прост, но польза согласия будет велика для того, чтобы убедить людей в восточных областях, что в будущем с ними не будут обращаться, как с гражданами второго сорта. Им будет позволен определенный уровень принятия решений в своих регионах, и если проявится добрая воля правительства в Киеве, есть причина поверить, что возможно справедливое правление. Однако, основная проблема – отношение США и Британии к России и Украине.
Ни США, ни Британия не были посвящены в подробности дискуссии между участниками переговоров в Минске, кроме технического перехвата из разведывательных агентств и более близкого, но безусловно частичного описания киевского президента Петро Порошенко, чьи подчинённые отчитывались по каналам связи перед США и Британией.
Лондон и Вашингтон были исключены из переговоров, поскольку ни один из них не желал решения, которое было бы допустимым для России и регионов востока Украины с русской культурой.
Оба непреклонно намерены унизить Москву, и хотя Британия находится на грани неуместности в мировых делах, кроме как в роли обветшавшего и ограниченного союзника США во всех военных предприятиях, предпринимаемых Вашингтоном, Конгресс США и Белый Дом в кои-то веки в полном согласии решительно настроены разрушить экономику России и свергнуть её президента, и дерзко стремятся к достижению этой цели.
Со времён разгара холодной войны не было такого умышленного военного и политического единения. Речи президента Барак Обама о России и президенте Владимире Путине агрессивны, оскорбительны и наглы до такой степени, что демонстрируют незрелую глупость. Он не осознаёт, что его презрение и угрозы не забудет русский народ, который, что зачастую не замечают, горд тем, что он русский и, понятное дело, возмущён оскорблениями.
В прошлом году Обама заявил, что США «есть и останутся единственной незаменимой страной в мире», что было воспринято многими государствами со спокойной усмешкой; но теперь русские осознают, что он имел в виду, когда бил себя кулаками в грудь, ведь это именно Америка поощряла украинскую неразбериху в попытке оправдать свою позицию бескомпромиссной агрессии.
Но Украина не имеет ничего общего с США. Она находится на границе с Россией, а не граничит с США. Она – не член НАТО. Она – не член ЕС. У неё нет никаких оборонительных или политических договоров с США. От Вашингтона до Киева 5000 миль – 8000 километров, и весьма сомнительно, что хотя бы горстка членов Конгресса смогла найти Украину на карте.
В марте 2014-го Крымская область объявила об отделении от Украины. Прошёл референдум о суверенитете среди 2,4 миллионов её жителей. ОБСЕ попросили провести наблюдение и написать отчёт о референдуме, но они отказались. И референдум, и декларация были резко осуждены США.
Около 60% жителей Крыма – русскоговорящие, с русской культурой и русским образованием, и они проголосовали за воссоединение с Россией, от которой были оторваны по распоряжению правившего тогда в СССР Никиты Хрущева – а он был украинцем. Было бы странно, если бы они не захотели присоединиться к стране, которая приветствует родство с ними и экономически благосклонно в отношении будущего.
Поддержка Россией народа восточной Украины – а ему несомненно оказывается огромная помощь, и политическая и военная, подобная той, что оказал альянс США-НАТО отколовшемуся в 2008-м от Сербии региону Косово – основана на том, что подавляющее большинство людей там русскоговорящие, с русской культурой и украинское правительство их дискриминирует, точно как сербы подвергали гонениями косоваров.
Итак, неудивительно, что большинство жителей восточный регионов, Донецкой и Луганской областей хотят «ликвидации политических банд, которые привязали их к чужакам», и большей автономии – или даже присоединиться к России. США отказываются признать, что у них есть хоть малейшие основания для этого.
В ходе организованной США кампании в СМИ общество пытаются убедить, говоря словами Джона Хербста, бывшего посла США на Украине, что «провокации президента Путина против балтийских государств, против Казахстана, демонстрируют, что его цели – больше, чем Украина. Если мы не остановим мистера Путина на Украине, может статься, нам придется иметь с ним дело в Эстонии».
Вот уж чушь, ведь ни экономического, ни политического ни военного смысла России пытаться вторгнуться в балтийские государства или любую страну на своей границе нет. Не было никаких признаков таких намерений – кроме разве что эксцентричных заявлений, вроде слов мистера Хербста, и лживых сообщений западных новостных СМИ. Это абсурд и интеллектуальное слабоумие, и предполагать иное было бы ошибкой, и достойно сожаления, что кто-то с большим здравым смыслом, чем у мистера Хербста, мог унизить себя такими словами.
Но это – хорошая пропаганда.
В аналогичном духе заявление президента Путина президенту Украины Порошенко, что «если бы я захотел, через два дня российские войска были бы не только в Киеве, но и в Риге, Вильнюсе, Таллине, Варшаве и Бухаресте» были перевраны британской Daily Telegraph, как «Президент Путин в частной беседе угрожал вторгнутся в Польшу, Румынию и балтийские государства» – что было злобным искажением того, что он сказал.
Путин имел в виду, что российские вооружённые силы легко могли бы провести успешные военные действия против соседних стран, если бы им так было приказано – но у нет намерений совершать что-то столь необдуманное и глупое. Чего хочет и он, и народ России – справедливости и политического выбора для этнически русских на востоке Украины, равно как и усиления двусторонне выгодных торговых соглашений с пограничными странами. Для Москвы было бы безрассудным рисковать коммерческими связями с любым из своих соседей. Вашингтон, с другой стороны, пытается их разрушить.
После Минских соглашений Канада, Италия, Япония, Соединённое Королевство и США (вместе с Францией и Германией составляющие «Семёрку») сквозь зубы приветствовали их – ну, конечно, у них не было публичной альтернативы – но воспользовались случаем, по сообщению из Белого Дома, снова «осудить противозаконную аннексию Россией Крыма, что является нарушением международных законов».
Кажется, поддерживаемые США страны G-7 требуют, чтобы Крым с его 60% этнически русского населения каким-то образом был захвачен киевской властью вопреки воле большинства людей этого издавна русского региона.
Это устроило бы альянс США и НАТО, который желал и желает, чтобы Украина стала членом этой организации, присоединившись к тем, кто уже расположен на российской границе. Для США и НАТО проблема теперь в том, что огромный морской порт Севастополь независим от Киева и, следовательно, не будет базой США и НАТО, с которой они могли бы господствовать над акваторией Чёрного моря.
Возглавляемый США анти-российский альянс продолжает наращивать своё присутствие на российских границах, и совершенно очевидно, что вне зависимости от происходящего в восточных областях Украины, будет продолжаться конфронтация с Россией, ведомая Вашингтоном.
Михаил Горбачёв – человек, чье взаимопонимание с президентом Рональдом Рейганом помогло закончить первую холодную войну – отметил о позиции США и НАТО, что «я не мог быть уверен, что новая холодная война не принесёт с собой «горячую». Боюсь, они могут рискнуть».
Учитывая несдержанную и всё более конфронтационную позицию США и некоторых из их сторонников в НАТО, риск действительно велик. Они рискуют жизнями всех нас.