ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА » Россия, Украина и мир: политика и аналитика. Архив » Россия, Украина и мир: политика и аналитика 45 18+


Россия, Украина и мир: политика и аналитика 45 18+

Сообщений 621 страница 630 из 1000

621

10:47 23.02.2015
Вице-премьер Крыма считает востребованной деятельность ополчения

Сегодня ополченцы активно задействуются для обеспечения общественного порядка, охраны государственных и стратегических объектов и функционируют как казенное учреждение, отметил заместитель председателя Совета министров Крыма Дмитрий Полонский.

РИА Новости http://ria.ru/lenta/#ixzz3SYMv9yok

0

622

http://savepic.su/5166147.jpg

0

623

АнтиМайдан Харьков: гуманитарная помощь
ВОЙНА ИДЕТ В ХАРЬКОВ
Оказывается, взрыв в Харькове был потому, что российские войска, а именно псковские денсантники и новгородские мотострелки, спешно переброшены к харьковской границе.

"Россия не отказалась от агрессии!" – трубят неполживые украинские СМИ.

Украинские патриоты уже знают, что в Старом Осколе стоят наготове российские эшелоны, груженые российской военной техникой, на которой написано: "На Харьков!"

Видео нет, потому что сели батарейки видеокамер.

Зато есть карты со стрелочками и космические снимки. И какие-то фото с какими-то рельсами и составами с техникой. И уверенной надписью, что эти фото – из-под самого Харькова.

Да, уже известно, что задержанная террористическая группа, которая закапывала взрывчатку, созналась, что проходила обучение в Белгороде.

Киев хочет продолжения войны. Обычно это заканчивается очередным выравниванием линии фронта.

Харьков им не жаль, ведь это город ватников.
http://savepic.su/5170242.jpg

Отредактировано Гала (23 Фев 2015 11:20:18)

0

624

23.02.2015, 11:16
ЛНР отводит технику из зоны конфликта

Ополчение самопровозглашенной Луганской народной республики отводит тяжелые вооружения из зоны конфликта, передает РИА «Новости».

Об этом сообщил представитель ЛНР Владислав Дейнего, добавив, что на линии соприкосновении практически прекратились обстрелы.

«Нарушений практически нет, изредка раздаются выстрелы из стрелкового оружия и одиночные минометные залпы», — заявил Дейнего.

«Газета.Ru»

0

625

23.02.2015, 11:18
«Рособоронэкспорт» продал в 2014 году вооружения за рубеж на $13 млрд

«Рособоронэкспорт» по итогам прошлого года продал вооружения и военную технику за границу на общую сумму около $13 млрд. С таким заявлением выступил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов, передает корреспондент «Газеты.Ru».

«Более $13 млрд, в следующем году тоже более $13 млрд», — сказал Чемезов на выставке IDEX-2015.

По его словам, на сегодняшний день портфель оборонных заказов «Рособоронэкспорта» оценивается в $38 млрд.

По итогам 2013 года «Рособоронэкспорт» продал вооружения и военную технику на сумму порядка $13,2 млрд.

«Газета.Ru»

0

626

http://savepic.su/5130306.jpg

0

627

Доброго всем дня! http://se.uploads.ru/iRsLw.gif

Донецк оживает!!!

http://se.uploads.ru/t/r3LxR.jpg
http://se.uploads.ru/t/y5MWj.jpg
http://se.uploads.ru/t/Ej3nv.jpg

0

628

Опрос: «Национальный фронт» лидирует в преддверии региональных выборов во Франции

http://se.uploads.ru/t/3ewL2.jpg

Французская ультраправая партия «Национальный фронт» занимает лидирующие позиции в преддверии выборов в региональные органы власти, которые состоятся в конце марта, свидетельствуют данные опроса организации Ifop, которые публикует газета Figaro.

По данным социологов, националистов во главе с Марин Ле Пен могут поддержать 30% избирателей. Консерваторы из «Союза за народное движение» и центристы из «Союза демократов и независимых» вместе могут рассчитывать на поддержку 28% избирателей, а правящая Социалистическая партия — 20%. Ни одна другая партия не пользуется поддержкой свыше 10% французов.

Свернутый текст

Также опрос Ifop показал, что электорат «Национального фронта» является наиболее дисциплинированным — на выборы в конце марта собираются прийти 53% от общего числа сторонников. Правоцентристов собираются поддержать непосредственно на избирательных участках 45% сторонников, а социалистов — 44%.

В феврале социалисты начали возвращать себе утраченную популярность, одержав громкую победу над «Национальным фронтом» на довыборах в парламент в восточном департаменте Ду.

Сейчас «Национальный фронт» занимает лишь два места во французском парламенте, несмотря на существенный успех Марин Ле Пен на президентских выборах в том же году (18% голосов и третье место после Франсуа Олланда и Николя Саркози). Высокий результат на выборах президента не позволил самой Ле Пен попасть в парламент — в своем округе она проиграла социалисту Филиппу Кемелю.

Личный уровень поддержки президента Франции Франсуа Олланда, по данным Ifop, которые публикует Journal du Dimanche, опустился до 24%. В конце года его рейтинг оставался на уровне 12%, однако уже в январе на фоне исламистских терактов в Париже поднялся до 29%. Рейтинг премьер-министра Франции Мануэля Вальса опустился до 46% (минус 7%).

0

629

Ростислав Ищенко
Политолог
Куда ведет улица с ружьем

Закон об импичменте президенту Верховная рада Украины приняла в те дни, когда украинский лидер Петр Порошенко находился в Минске, где вел переговоры в "нормандском формате" об урегулировании ситуации в стране. Почему депутаты так спешили с принятием этого далеко не первоочередного документа? Кто из украинских политиков готов стать инициатором нового майдана? На кого может опереться президент Украины, чтобы не допустить победы "партии войны"? Об этом "Российская газета" беседует с президентом Центра системного анализа и прогнозирования Ростиславом Ищенко.

В Киеве неспокойно - многие эксперты предупреждают о возможности нового майдана. Вы верите в новый переворот?

Ростислав Ищенко: С учетом того, что украинские политики играют совсем не в шахматы, возможен любой сценарий. Порошенко могут попытаться отстранить от власти легитимным путем, начав парламентский процесс. Но все же, по большому счету, вопросы власти на Украине сегодня решает улица, причем вооруженная улица.

Свернутый текст

Новый майдан не просто реален, он, по идее, уже должен был произойти. Потому что ресурсов Украины при той власти, которая пришла в феврале прошлого года, хватало, чтобы худо-бедно продержаться до конца года. Следовательно, государство должно было пойти вразнос еще осенью. К этому времени четко оформилась группа противников президента Порошенко в лице премьера Арсения Яценюка и спикера Рады Александра Турчинова. Они опираются на нацистские батальоны губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского. А глава украинского государства за прошедшее время не сумел обрести ни надежную вооруженную, ни политическую опору. Порошенко несет ответственность за войну на Украине, при этом по конституции он не обладает рычагами влияния на экономическую ситуацию в стране. В условиях, по сути, военного времени, когда все решают люди с оружием, имеющийся у президента административный ресурс играет все меньшую и меньшую роль.

Порошенко остается легитимным главой государства. Его противники понимают: ни у кого другого из пришедших ему на смену лидеров такой легитимности уже не будет. Ведь нельзя же каждый год избирать на Украине нового руководителя, чтобы впоследствии его свергнуть. До декабря в США считали, что смогут заставить Россию ввязаться в конфликт на востоке Украины и добиться того, чтобы потом Украина финансировалась за счет российских ресурсов. Поэтому в Вашингтоне были также заинтересованы в сохранении нынешнего украинского правительства. Но затем все изменилось.

В начале декабря прошлого года стало отчетливо заметно прекращение каких-либо существенных финансовых поступлений в Киев, прекратилась материальная и значительно ослабла политическая поддержка страны со стороны Запада. Сейчас, когда украинский режим отпущен в свободное плавание, фактор США, который удерживал на Украине внутреннюю стабильность, быстро ослабевает. Вопрос заключается в том, какая из группировок предпримет первой попытку отстранить от власти Порошенко.

Вы считаете, что в США размышляют над тем, чтобы заменить относительно самостоятельного Порошенко на более послушную кандидатуру?

Ростислав Ищенко: Еще в прошлом году аналитикам на Западе стало понятно, что нынешний антироссийский режим не сможет укрепиться в Киеве надолго. Он не сможет контролировать всю территорию страны, не сможет привлечь достаточное количество ресурсов, чтобы держать в узде хотя бы какие-то регионы.

Ситуация в Дебальцево Донецкой области

Уже тогда Белый дом играл на вовлечение России в украинский конфликт, чтобы с помощью "украинского вопроса" спровоцировать конфронтацию России с Европой. Чем дольше американцы задерживаются на Украине, тем хуже для них. Если раньше предполагалось, что Россия будет тратить свои ресурсы на Украину, то сейчас свои ресурсы вынуждены тратить американские налогоплательщики, чтобы поддерживать киевский режим на плаву.

Но международный валютный фонд выделяет Украине 17,5 миллиардов долларов на четыре года. Эти средства, по логике, дадут Украине возможность избежать дефолта.

Ростислав Ищенко: В прошлом году МВФ договорился с Украиной о том, что выделит те же самые 17 миллиардов долларов только в течение трех лет, несколькими траншами. Киев получил около 5 миллиардов, еще порядка двух были привлечены из других источников. На этом "лавочка закрылась". Вот уже больше полугода МВФ никаких денег Украине не дает.

Сейчас фонд опять провел переговоры и заключил очередной договор, потому что предыдущий не был выполнен. В новом договоре прописаны очередные условия, которые должно выполнить украинское правительство. Но деньги опять Киеву не поступили. Украинское руководство заявляло, что финансовая помощь кровь из носу нужна в ноябре-декабре прошлого года, а в январе вообще уже будет поздно. Сейчас февраль, и никаких денег нет - одни обещания и условия.

Когда МВФ даст Украине деньги и в каком размере - непонятно. Дело в том, что сегодня действия США направлены на то, чтобы, уходя с "украинской площадки", создать максимальные проблемы и для России, и для Европы. Это станет возможным только в том случае, если гражданская война распространится по всей территории Украины.

Для того чтобы так произошло, как раз необходимо отстранение Порошенко от власти: ведь он остается, пожалуй, единственной легитимной фигурой украинской политики. Его признал Запад, признала Россия.

Если Порошенко по каким-либо причинам уйдет, каждый украинский политик станет хозяином в своем регионе. Начнется междоусобная борьба между различными олигархическими группировками, осложненная тем, что украинские националисты тоже не считают свою революцию завершенной. И они вовсе не согласны, что премьер Яценюк или спикер Турчинов должны стать их лидерами. У них есть собственные "фюреры".

На Украине множество националистических и откровенно нацистских структур, которые враждуют между собой. И взгляды на то, кто должен быть главой государства, у них разные. Фактически Украина сваливается в войну всех против всех. Это поняли в Европе. Год там не хотели понимать, что происходит на Украине, но сейчас уразумели, что этот пожар реально затронет их тоже. Этим, собственно, и вызвана европейская дипломатическая активность, когда президент Франции Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель прилетели в Москву договариваться, что теперь делать с Украиной.

Европа оказалась в очень сложной ситуации. Когда Запад "влезал" в конфликт на Украине в прошлом году, у него была возможность выбора. Он мог принять российские предложения, и конфликт урегулировался бы на компромиссных условиях. В этом случае Европа ничего не теряла, хотя ничего и не приобретала. Сохранялась ситуация статус-кво. Но когда Европа заняла проамериканскую позицию и год ее придерживалась, то европейские элиты, руководство стран и Евросоюза в достаточной степени связали себя с этой политикой. Они не могут сегодня просто заявить: мы ошибались! Следовательно, им нужен какой-то вариант, когда они начнут дистанцироваться от американской политики постепенно, выходить из этой некомфортной для себя ситуации. Для этого нужно время, чтобы переформатировать и свою позицию, и общественное мнение.

Европа играет и ставит на то, чтобы какая-то квазистабильность на Украине сохранялась в пределах двух-трех месяцев. Но, думаю, время, когда можно было эту стабильность сохранить, уже прошло. Именно поэтому, если, скажем, полгода назад практически никто не верил в то, что Порошенко могут отстранить от власти, то сейчас на Украине такой сценарий не обсуждает только ленивый.

Но зачем противникам Порошенко уничтожать существующую легитимную власть? Европа обещает Порошенко деньги, а США собираются поставлять на Украину оружие.

Ростислав Ищенко: Во-первых, под кого Украине дают деньги - большой вопрос. Финансовую помощь оказывают под исполнение правительственной программы. А правительство - это Яценюк, а не Порошенко.

В соответствии с Конституцией Украины, которая сейчас действует, президент контролирует только силовиков. Правительство он не контролирует, оно подотчетно парламенту, опирается на парламентское большинство, которое, кстати, уже не подчиняется Порошенко.

Во-вторых, внутри украинской власти слишком много противоречий. Находящиеся в ней люди друг друга очень не любят. В-третьих, для противников Порошенко самое главное - взять власть. Они верят, что после этого американцы их признают и помогут. Для них Порошенко - предатель, он какие-то мирные документы в Минске одобряет вместо того, чтобы воевать. К тому же приходится объяснять народу, почему обещали, что все будет хорошо, а стало плохо. Почему проигрывается война? Кто в этом виноват? Ответ очевиден: как верховный главнокомандующий Порошенко несет ответственность за результаты войны. Украинцам необходим виновник. И Порошенко может стать первой "жертвенной фигурой". Если люди в нынешней украинской власти станут его беречь, то окажутся "жертвенными фигурами" вместе с ним. Но это не означает, что в случае ухода Порошенко в отставку заменивший его премьер Яценюк долго удержится у власти. Скорее всего, он будет следующим, а за ним последует следующий и так далее. Украинская власть идет вразнос. Она переходит к вообще никому не известным полевым командирам.

Может ли Порошенко опереться на армию, будучи ее главнокомандующим?

Ростислав Ищенко: Не думаю, потому что украинской армии как таковой, по большому счету, не существует. Есть вооруженные силы, которые воюют на фронте. Но они состоят из территориальных батальонов, добровольческих батальонов, собственно бывших армейских частей, которые уже несколько раз пополнялись и добровольцами, и мобилизованными. К тому же зачем армии, которая только что воевала в Донбассе, вдруг начинать воевать в Киеве за Порошенко? Непонятно. Армия к нынешнему президенту относится не лучше, чем, допустим, националисты. Другое дело, что армия, очевидно, не двинется с фронта его свергать. Потому что рядовой состав и значительная часть офицерского просто предпочтут разойтись по домам, чем идти куда-то воевать.

А вот националисты, организованные в батальоны, в целые армейские бригады, вполне могут развернуться и пойти на Киев. Тем более для этого не надо снимать с фронта большое количество частей: в столице достаточно вооруженных людей, чтобы смести любую власть.

А как же народ? Ведь Порошенко достаточно уверенно победил на президентских выборах?

Ростислав Ищенко: Выборы Порошенко проходили в условиях состоявшегося военного переворота. Напомню: до сих пор на Украине существует такое явление, как добровольческий украинский корпус "Правого сектора" (эта организация признана экстремистской Верховным судом России). Это несколько батальонов, которые никому не подчиняются, не являются структурой министерства обороны, не являются структурой министерства внутренних дел. Фактически они являются незаконным вооруженным формированием, которое, тем не менее, воюет от имени Украины, контролирует участки фронта. По сути, это вооруженные бандиты, которые от имени государства устанавливают свой порядок с оружием, полученным от этого же государства.

Когда Порошенко избирался, таких неорганизованных бандитов, не включенных в силовые структуры, было значительное число по стране. Проголосовать в то время против Порошенко было в принципе очень сложно.

Я думаю, не случайно посольство США озвучило результат президентских выборов на Украине за два месяца до победы Порошенко. Это, с моей точки зрения, вообще уникальный случай в истории, когда посольство иностранного государства за два месяца до свободных и демократических выборов точно знает, какой кандидат и с каким результатом победит.

Нет ли у вас ощущения, что Америка ослабила хватку, дав большую свободу политикам внутри самой Украины?

Ростислав Ищенко: Соединенные Штаты поддержали тех, кого они и привели к власти на Украине в результате переворота. Но сегодня, с моей точки зрения, в Вашингтоне поняли, что с Украины надо уходить. В США понимают, что разрушенная Украина, погруженная в гражданскую войну, по которой будут ходить никем не контролируемые банды с оружием, - большая проблема для России. Поэтому американцы фактически пускают режим Порошенко в свободное плавание, понимая, что там должно произойти. А если что-то застопорится, то можно в очередной раз послать вице-президент Джо Байдена или еще кого-то, кто направит процесс в нужном направлении.

Появились ли после майдана на Украине новые лидеры, которые могли бы заменить Порошенко?

Ростислав Ищенко: Руководство украинского государства сейчас состоит из нескольких частей. Первая - бывшая оппозиция, которая ведет между собой спор, кому положено грабить Украину, а кто должен подвинуться. Эти люди не пользуются авторитетом и в принципе не могут служить делу возрождения государства, пусть даже на какой-то националистической основе. В ходе последних выборов в Раду прошло большое количество комбатов - полевых командиров. Полевые командиры - не политики. Человек, который привык решать все вопросы с помощью автомата, не способен руководить в условиях мирного времени государством. Потому что ему законы мешают, а нормальное государство базируется на законах.

И наконец, есть еще часть националистических и нацистских лидеров, которые частично прорвались к власти, частично к ней еще продолжают рваться. Это руководители более крупных и более мелких нацистских партий, которые считают, что режим в Киеве все еще мягкий, еще слишком демократичный и что власти совершенно неправильно отстаивают национальные интересы. Эти люди априори не способны консолидировать вокруг себя население. Украина - расколотое государство, и нынешняя политическая элита страны многие годы работала на этот раскол. Никуда не делась ни пророссийская Украина, ни прозападная Украина. Они просто радикализировались и уже стреляют друг в друга. В таких условиях возможны только два лидера - для каждой части Украины. Но невозможен единый лидер для всей Украины.

Год назад на Украине звучали фамилии политиков, которые в той или иной форме влияли на ситуацию в стране. Тогда мы говорили о Наливайченко, Яценюке, Тимошенко, Турчинове. Насколько за прошедший год проявили себя эти фигуры?

Ростислав Ищенко: Год назад можно было еще говорить о какой-то целостности в украинской политике. Сегодня Украина уже вступила на путь фрагментации. По-прежнему существует некоторое число людей, которые оказывают серьезное влияние на позицию Киева. Каждый из этих людей, опираясь на какую-то территорию, на какие-то военные силы, на какие-то личные возможности, пытается продавливать свою линию. И число таких "феодальных баронов" за прошедший год значительно выросло. Появились гротескные фигуры, командиры батальонов или бригад, но, тем не менее, это люди, у которых в руках реальная вооруженная сила и которые могут направить ее в любом выгодном для себя направлении. Причем топ-политики Украины вынуждены считаться с таким положением вещей. Потому что Наливайченко или Яценюк могут иметь прекрасные отношения в американском посольстве, но охраняют их не американские морские пехотинцы. Их охраняет эта националистическая массовка.

Чем активнее проходила реорганизация вооруженных сил, структур МВД, тем более анархичными становились государственные силовые структуры. Я еще раз повторяю, что все эти формально организованные в батальоны люди - это, по сути дела, банды. Они не подчиняются строгой военной дисциплине и действуют, как крестьянские или казачьи войска Пугачева или Разина. У них, с одной стороны, существует дисциплина, но, с другой стороны, они в любой момент могут и атамана поменять. Причем путем его физической ликвидации.

Я понимаю, что из Брюсселя очень сложно понять всю глубину разложения украинской государственности, потому что вроде бы есть парламент, вроде бы куда-то приезжает президент, вроде бы с ним разговаривают, что-то подписывают, вроде бы работает кабинет министров и даже ведет переговоры с МВФ. Но если посмотреть на государство как на какую-то эффективную, целостную структуру, то структуры этой уже нет. Центральные органы украинской власти ни на что не опираются.

Чем хуже становится жизнь на Украине, чем больше проблем у народа, тем меньше период между приходом президента к власти и наступлением периода ответственности. Народ не склонен в такой ситуации слишком долго ждать.

Год назад, говоря об Украине, мы часто называли это государство олигархическим. С тех пор что-либо изменилось?

Ростислав Ищенко: Олигарх - это богатый человек, который еще и контролирует власть. В этом отношении олигархом на Украине, наверное, можно назвать только Коломойского. У него под рукой есть собственная вооруженная сила, которая исчисляется в 10 или 20 тысяч штыков. Больше олигархов на Украине не осталось. В прошлом году Украина еще только становилась на дорогу распада. Она должна была ее в принципе уже пройти полностью, но теоретически могла где-то остановиться. Могло произойти чудо, и государственность могла сохраниться. В таком случае, наверное, сохранилось бы и олигархическое влияние на какие-то регионы или влияние олигархов на политику государства. Но сейчас Украина - это просто территория, находящаяся под анархическим управлением: где стоит мой отряд, там я и управляю. И мне абсолютно все равно, что в Киеве вы у себя решили. Так действует большинство добровольческих батальонов.

Ситуация развивается очень быстро. Она все время выносит на поверхность лидеров все более и более низкого уровня, склонных решать все вопросы вооруженным путем. И, соответственно, отодвигает в тень старых, системных лидеров, работавших в рамках прошлых систем. Но та политическая система, в которой существовали Тимошенко, Яценюк, Порошенко разрушена и возродиться не может. Прежние украинские политики по какой-то инерции еще остаются на плаву. Но в значительной степени их влияние виртуально.

Отсутствие денег - еще один фактор, способствующий рассыпанию власти. Чем был ценен тот же Яценюк и все остальные системные политики для националистов? У них в руках был какой-то финансовый ресурс. Неважно, где они его брали: им привозили деньги прямо из Вашингтона или они их черпали в закромах национального банка Украины. Самое главное, что этот ресурс у них был. Сейчас он исчерпан. И как только это станет очевидно, то у всех просто возникнут вопросы: а зачем нужны эти люди? Почему с ними надо делиться властью, собственностью, еще чем-то, почему не отобрать то, что у них есть? Если у нас есть оружие, а они нам ничего дать не могут.

Если следовать этой логике, то на Украине должны появиться новые олигархи?

Ростислав Ищенко: Там не могут появиться новые олигархи. Коломойский пока уцелел, но, думаю, что и он перестанет быть олигархом. Началась гражданская война. Предприятия стали останавливаться. Экономика практически упала до нуля. Да, конечно, кто-то пытается зарабатывать на войне. Но генерал, который ворует 1-2 миллиона долларов на войне, не станет олигархом.

Почему для Киева так неприемлемы любые разговоры о федерализации? Даже в форме неких автономных областей?

Ростислав Ищенко: Нынешний режим может существовать только в условиях жесткой централизованной вертикали. Как только возникает любое федеративное образование на территории Украины, это означает, что властью придется делиться. Это означает, что они уже не могут обеспечить вооруженный террор по всей стране, который позволил бы им выигрывать выборы, сохранять формально власть, вести оголтелую пропаганду в СМИ, закрывать доступ к другой позиции, к другому мнению. Появится, например, федеративная область в Одессе, чье руководство подключит российские каналы. И Киеву придется с этим смириться. У людей появится возможность свободно выражать свое мнение на выборах. Тогда нынешняя киевская власть уйдет. Но она не может уйти, потому что прекрасно осознает, что шаг к федерализации - это шаг к ее гибели. Поэтому нынешнее киевское руководство будет противостоять идее федерализации всеми силами.

Это означает, что внутренний конфликт на Украине продолжится?

Ростислав Ищенко: Безусловно. Он не может быть остановлен, потому что интересы Киева и Донецка диаметрально противоположны. Здесь нет пространства для компромисса. Этот конфликт могут остановить только внешние силы и то временно. Мерами принуждения этот конфликт можно погасить. Но тогда на Украине надо будет держать крупный оккупационный корпус, который будет военно-полицейскими методами принуждать все стороны конфликта к миру. Потому что все равно противоречия между одной и другой стороной останутся. И если не сели в тюрьму те, кто обстреливал Донецк, то их все равно те, кто сегодня руководит Донецком, будут стремиться посадить в тюрьму.

Киев не может пойти на какие-то уступки Донецку потому, что любая киевская власть, которая согласится хоть с независимостью Донбасса, хоть с федерализацией Украины, рухнет.

Но если на Украине появится Львовская народная республика, Ивано-Франковская народная республика, Житомирская народная республика, то и Донецкая с Луганской тогда спокойно смогут существовать. И это уже будет проблема мирового сообщества, каким образом оформить эту новую политическую реальность. Но до тех пор, пока в Киеве у власти остаются люди, не желающие ничего слышать о каких-либо компромиссах и конституционном переустройстве Украины, война неизбежно будет продолжаться.

http://www.odnako.org/blogs/kuda-vedet-ulica-s-ruzhem/

0

630

23 февраля 2015
Электричество и политика: проблема электроснабжения Крыма и её решение

Ресурсозависимость Крыма от внешних поставок уже не раз за короткий период создавала проблемы как для населения полуострова, так и для руководства России. Водо- и энергодефицит используется Украиной как способ давления на Россию. Наиболее остро ощущается зависимость от поставок электричества: из-за отключений света осенью и зимой многие предприятия полуострова вынуждены были останавливаться, а оборудованию был нанесён ущерб. Вопрос автономизации энергоснабжения Крыма имеет свою историю и требует детального рассмотрения.

Советский период

Свернутый текст

Во времена СССР на полуострове активно работали промышленные предприятия: на севере Крыма размещались крупные химические заводы, в Керчи, Феодосии, Севастополе и Симферополе работали машиностроительные предприятия, а в Керчи работал ещё и металлургический комплекс, представленный Камыш-Бурунским железорудным и Керченским металлургическим комбинатами. Данные производства нельзя назвать энергозависимыми в классическом понимании этого термина — они не требуют колоссальных затрат электроэнергии для производства (как, например, выплавка алюминия), однако всё равно зависят от бесперебойного питания.

Советским руководством было принято решение о строительстве атомной электростанции мощностью 2000 МВт с перспективой её увеличения до 4000. Стройка стартовала в 1975 году и шла быстрыми темпами. Запуск первого реактора мощностью 1000 МВт был запланирован на 1989 год. Однако авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году вызвала известную фобию в обществе: народ возмущался, руководство сомневалось. В конце концов в 1987 году стройку приостановили, а в 1989 — полностью законсервировали. Решение спорное, особенно если смотреть с позиций нашего времени: первый энергоблок был готов на 80%, второй — на 15%. Возведённые постройки обошлись государству в 500 млн рублей, а на складах лежали стройматериалы на сумму ещё в 250 млн.

Судьба станции печальна: почти всё ценное из неё вынесли, металл, в том числе цветной, растащили по пунктам приёма, а всё, что осталось, было распродано в 2000-х.

А проблема энергодефицита осталась. Для её решения взялись расширять мощности Запорожской АЭС. К уже имеющимся энергоблокам мощностью 4000 МВт начали строить ещё два, по 1000 МВт каждый. Уже в 1989 году первый из них начал работать. Кроме того, на Крым перебросили часть мощностей Запорожской ТЭС и небольших станций Николаевской области.

Стоит отметить: вопрос строительства Крымской АЭС был чисто экономическим — нужно было уменьшить издержки при доставке электричества на предприятия. Вопрос именно энергонезависимости Крымской области, понятное дело, не стоял: ну кому в голову могло прийти, что в 91-м Союз рухнет, а ещё через 23 года Крым будет отключён от единой энергосистемы Украины?

Украинский период

В начале 90-х годов вопрос энергонезависимости полуострова возник снова. Крым, который в начале 1991 года получил статус автономии от СССР, оказался после его развала включённым в состав Украины в качестве автономной республики. Очень многих жителей полуострова такой расклад не устраивал, сильны были сепаратистские движения и настроения. Главное, чем крыли противники отделения полуострова, — вопросом обеспечения Крыма электричеством и водой: будете рыпаться, мол, обрубят вам свет и воду. Ответить, в общем-то, было нечего. В конце концов в 1995 году широкие автономные права у полуострова отобрали, оставив автономные декорации.

Энергосистема полуострова на 85% зависела (как, впрочем, зависит и сейчас) от поставок с Запорожской АЭС и ТЭС. Оставшиеся 15% генерировали на местных тепловых электроцентралях, работающих на газе, а также ветровых и солнечных электростанциях. Пик потребления на полуострове утром и вечером — 1100 МВт. Пока ситуация на Украине была более-менее стабильной, вопрос автономного энергоснабжения, естественно, не поднимался.

В последние годы благодаря существованию в законодательстве Украины с 1997 г. закона о «зелёном тарифе» на полуострове компанией Activ Solar были построены несколько крупных солнечных электростанций, одна из которых, «Перово», способна вырабатывать 110 МВт и входит в двадцатку крупнейших солнечных электростанций мира. Производство такой энергии — занятие недешёвое: в 2013 г. 1 кВт электричества, произведённого на СЭС, стоил около 5 гривен (на АЭС около 0,21 грн.) Разницу между тарифом и себестоимостью возмещало производителю государство, которое, согласно закону, не имеет права не покупать экологически чистую электроэнергию.

Вопрос возобновления строительства Крымской АЭС не поднимался: никто не мог представить, что уже в 2014 году Крыму будет не по пути с Украиной. Опять же, экономических предпосылок более не существовало: промышленность на полуострове стабильно умирала, производственные мощности сокращались. На 2013 год структура потребления электричества в Крыму выглядела так: 46% приходится на население, 17% на промышленность, 6% на сельское хозяйство.

Современность и перспективы

Бесперебойные поставки электричества на полуостров целиком и полностью зависят от украино-российских отношений. При работе в штатном режиме энергосистема полуострова всё так же зависит от поставок с Украины на 85%.

Солнечные электростанции в апреле были остановлены на некоторое время — пока велись переговоры с компанией Activ Solar насчёт заключения нового контракта. Летом они возобновили работу, но осенью и зимой включались только в экстренных случаях: всё-таки они очень зависят от погоды и длины светового дня.

Во внештатной ситуации, если на полуостров уменьшается или прекращается подача электричества с Украины, предусмотрено включение 14 мобильных газотурбинных электростанций, общая выработка которых составляет 292 МВт, и, в критических моментах, полутора тысяч дизельных генераторов, расположенных в стратегически важных и социально-значимых объектах вроде больниц, военных частей и проч.

30 декабря был подписан договор о бесперебойной поставке Украиной электричества в Крым за счёт транзита из России. Он будет действовать год, и каждый месяц требует подтверждения. Ситуация шаткая: в любой момент договор может быть расторгнут или поставки прекратятся без расторжения, однако выхода нет.

Сам же полуостров отключён от единой энергосистемы Украины. Значит это примерно следующее: энергосеть Украины огибает Крым, замыкаясь за его пределами, а на сам полуостров электричество поступает по ответвлению.

Что делается для решения ситуации сейчас:

1. Создание проекта энергомоста, соединяющего материковую часть России и Крым. Проект масштабный: ЛЭП от Ростовской АЭС до Керченского пролива, прокладка подводного кабеля на Керченский полуостров и строительство ЛЭП от Керчи до Симферополя. Первая линия мощностью 350 МВт заработает в конце 2016 года. Вторая — в конце 2018-го. Но опять же, пиковых нагрузок это не покрывает. Кроме того, учитывая планы по возрождению крымской промышленности, потребность в электричестве будет расти.

К этому стоит прибавить ещё и отсутствие необходимых мощностей на юге России. Уже прошла новость, что строительство новых энергоблоков на Ростовской АЭС перенесено на три года — с 2020 на 2017, — что позволит направить появившиеся излишки в Крым, но ведь и в советские годы приняли аналогичное решение, только АЭС была другой…

2. Также шли разговоры о направлении в Крым плавучей АЭС, но этот вариант абсолютно бесперспективен. Во-первых, строительство первой ПАЭС «Академик Ломоносов» закончится к концу 2017 года, что уже более чем не вовремя. Во-вторых, мощность ПАЭС составляет 70 МВт, что ничтожно мало в сравнении с потребностями Крыма. В-третьих, изначально ПАЭС строится для совершенно других задач: обеспечение электричеством труднодоступных регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока, а также некоторых разработок на месторождениях полезных ископаемых — там плавучая электростанция гораздо нужнее и актуальнее, чем в Крыму.

Вопрос о восстановлении недостроенной АЭС не стоит: проект, по которому строилась станция, старый, ещё 60-х годов. Да и сама конструкция окончательно обветшала — если и строить, то только заново. Но вопрос строительства АЭС в Крыму с нуля тоже обходят стороной: глава «Росэнергоатома» Павел Илатов считает строительство станции на полуострове бесперспективным, предлагая развивать ТЭС.

А ведь строительство Крымской АЭС стало бы отличным решением, причём сразу по двум причинам. Первая, она же главная — экономическая. Минимум издержек при доставке электричества потребителю, огромный объём генерации на полуострове, способный обеспечить текущие и будущие потребности. А со временем, возможно, и импорт — в ту же Украину (какая ирония!).

Причина вторая — политическая. Строительство стратегического объекта — знак всем сомневающимся российским инвесторам, опасающимся вкладывать деньги в полуостров: Россия здесь надолго и Крым никому не отдаст. Да и большая стройка, которыми так славится наша страна, стала бы приятным имиджевым бонусом.

http://www.odnako.org/blogs/elektriches … -reshenie/

0


Вы здесь » ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА » Россия, Украина и мир: политика и аналитика. Архив » Россия, Украина и мир: политика и аналитика 45 18+