Официальные данные расследования исчезновения авиалайнера MH 370 «Малайзийских авиалиний» в марте прошлого года гласят, что самолет потерпел крушение в Индийском океане. Однако, проанализировав первичные данные со спутников, которые стали публично доступны в мае прошлого года, независимый журналист Джефф Уайз выдвигает теорию, что MH 370 взял курс на север и сел в Байконуре.
В своей статье в New York Magazine Уайз пишет, что его как пилота-любителя и автора научно-популярных статей пригласили в качестве эксперта на CNN, где он появлялся в кадре до шести раз в день и комментировал ход официальных поисков и возникающие теории. После этого, по его собственному признанию, он полностью посвятил себя самостоятельному расследованию вопроса, на собственные средства нанимал переводчиков с русским языком из Колумбийского университета и исследователей в Одессе и Иркутске, куда привело его расследование.
Уайз пишет, что, по данным агентства спутниковой связи Inmarsat, спутники получали импульсы от MH 370 в течение семи часов, после того как отказала система связи самого самолета. Никаких сообщений при этом не передавалось, однако специалисты проанализировали два набора данных этих автоматических импульсов: задержку между отправлением и получением сигнала и изменения длины волны сигнала. Причем данные по последним были обнародованы позднее, чем первые. Опираясь именно на измерение длины волны между спутником и самолетом в движении, малайзийское правительство объявило, что точно установлена траектория авиалайнера над Индийским океанам после потери связи. Расследование пришло к выводу, что самолет потерпел крушение над водой.
Уайз, со своей стороны, не был удовлетворен таким анализом, так как он противоречил первому набору данных со спутников. Анализ задержки получения сигнала позволял заключить, что самолет пролетел еще свыше 9 тысяч километров – до Казахстана или Китая на севере или пересек Индийский океан, следуя на юг. Ему стало известно, что в аппаратный отсек Boeing 777 можно проникнуть через люк в пассажирской кабине первого класса.
Кто-то из пассажиров самолета мог проникнуть туда и перепрограммировать параметры связи со спутником, чтобы увести поиски по неверному пути, полагает Уайз. По его мнению, подтверждением служит тот факт, что спутники, кроме прочего, засекли трехминутный перерыв в связи, который указывает на мануальную перезагрузку системы с борта самолета.
Убедившись, что все несоответствия в объяснении движения самолета на юг упираются во второй набор данных, журналист отбросил их и проложил траекторию полета MH 370, пользуясь только первоначально известными измерениями. Она следовала на север вдоль государственных границ, что, по свидетельству военных специалистов, позволяет избежать обнаружения радаром, пишет Уайз. Эта траектория привела автора на казахстанский космодром Байконур, на подлете к которому от MH 370 на спутник поступил последний импульс.
Аэродром Юбилейный, который в составе всего комплекса у Казахстана арендует Россия, был специально создан, для того чтобы принимать посадки на автопилоте, утверждает автор. С точки зрения угонщиков, Boeing 777, оборудованный автопилотом, – идеальный вариант для тех, кто хочет угнать и благополучно посадить самолет, не обладая навыками пилотирования. После посадки на Байконуре у угонщиков было бы около полутора часов до рассвета, чтобы заправить самолет и скрыться – или спрятать его в Казахстане, что, учитывая ландшафт, представляется трудновыполнимой задачей.
Комплекс аэродрома «медленно разваливался» десятилетиями, однако незадолго до исчезновения MH 370 никем не используемое семиэтажное здание было разобрано, а площадь разровняли бульдозером. Внушительный размер поля автор демонстрирует, приложив к снимку со спутника схематическое масштабированное изображение Boeing. Совпадение по времени выглядело настолько неслучайным, что далее подозрения Уайза пали на Россию.
Россия точно обладает необходимыми ресурсами в области спутников, авиаконструкции и бортовой электроники, заключает Уайз. Зачем президенту Путину красть малайзийский пассажирский лайнер – неизвестно: «Может быть, он охотился за секретами одного из пассажиров. Может быть, в грузовом отсеке было что-то особой важности. А может быть, он хотел, чтобы самолет когда-нибудь неожиданно появился где-нибудь, начиненный взрывчаткой», - пишет он.
На борту малайзийского Boeing, как выяснил журналист, было три русскоговорящих пассажира – два украинских гражданина из Одессы и один россиянин. Украинцы были сотрудниками мебельной фирмы «Ника-Мебель», которая продает свой товар только через интернет и не разглашает в сети своего физического адреса и телефона. По мнению журналиста, они могли бы быть тайными агентами или представителями спецслужб, ведь, судя по их фотографиям в соцсетях, они смогли бы «побороться с Лиамом Нисоном в воздухе», отмечает Уайз. Россиянин же – владелец лесозаготовительной компании из Иркутска – сидел в салоне первого класса, в пяти метрах от аппаратного отсека.
Тем не менее после долгих месяцев безрезультатных поисков и развития собственной теории, Уайз пришел к выводу, что с рациональной точки зрения сам не может доверять своей теории, ведь поиски MH 370 стали для него настоящим наваждением. Его теория, может быть, немного сумасшедшая, однако он нутром чует, что прав, пишет Уайз в New York Magazine.