Визит Папы
Почему к готовящемуся визиту Папы Римского в Улан-Батор столь пристальное внимание
Уже через неделю предстоятель Римско-католической церкви (РКЦ) совершит первый в истории апостольский визит в Монголию. Почему же предстоящая с 31 августа по 4 сентября поездка Папы Франциска в степную азиатскую страну вызывает столь слабо скрываемый интерес в ключевых мировых столицах, ожидающих от паломничества понтифика косвенного, а возможно, и прямого влияния на развивающийся в тысячах километров от Монголии украинский кризис?
Для начала, важно отметить, что подобные «зарубежные» визиты глав Святого Престола являются достаточно редкими мероприятиям. Целесообразность посещения той или иной страны тщательно взвешивается и долго планируется, исходя из первостепенных глобальных приоритетов Ватикана, прежде всего, в целях демонстрации пастырской заботы РКЦ о своей пастве в разных концах света.
Однако первая информация о готовящейся поездке понтифика на «периферию» мирового присутствия РКЦ появилась уже в феврале, что может свидетельствовать о том, что за ее счет римская курия рассчитывает решить какие-то срочные и неотложные вопросы.
Речь вряд ли идет о главной для таких апостольских визитов задаче поддержания прямого контакта с крупными общинами верующих, поскольку в Монголии католики крайне малочисленны. Из порядка 3,3 млн жителей страны к этой религиозной деноминации относят себя лишь 1 тысяча 300 человек – то есть меньше, чем количество прихожан в каком-нибудь среднего размера храме РКЦ в Европе или Латинской Америке.
Сам собой напрашивается вывод о том, что Святой Престол, экстренно готовя визит Франциска в Улан-Батор и уже называя его «историческим», преследует не столько религиозно-миссионерские, сколько политико-дипломатические цели. Принципиальное значение в этом контексте имеют географическое положение Монголии и время для ее посещения, избранное Папой Римским и его внешнеполитическими советниками.
Будущий визит римского первосвященника в степную страну рассматривается Святым Престолом, прежде всего, в качестве попытки привлечь к себе внимание двух её соседей – Китая и России.
КНР и РФ сейчас являются бесспорными приоритетами ватиканской дипломатии, как в прикладных двусторонних вопросах, так и с точки зрения геополитических планов Святого Престола.
В очередной раз за последние годы нанося визит в страны Юго-Восточной Азии, Франциск хотел бы, в частности, сигнализировать Пекину свое внимание к региону и настрой на поиск компромиссов в продолжающемся с 2018 года без видимого результата вязком переговорном процессе по вопросам установления официальных отношений КНР с Ватиканом и урегулирования статуса китайских католиков, в течение последнего века находящихся фактически в подполье.Еще более масштабная цель Святого Престола – продемонстрировать России и Китаю готовность выступить посредником в набирающей силу на фоне украинского кризиса конфронтации между коллективным Западом и двумя ведущими представителями «незападного» мира. С учетом этого как неслучайная видится поездка Папы Франциска в Монголию именно сейчас – в разгар предпринимаемых Ватиканом значительных посреднических усилий по стимулированию мирного процесса на Украине. Только недавно эмиссар Святого Престола кардинал Маттео Дзуппи нанес челночные визиты в Киев, Москву и Вашингтон. Следующим уже официально объявленным, но пока окончательно не согласованным этапом многоходовой стратегии Франциска заявлено желание организовать переговоры ватиканского эмиссара с китайским руководством. Как предполагают в римской курии, власти Монголии, поддерживающие связи как с Китаем, так и Россией смогут внести свою лепту в культивирование большего доверия Пекина и Москвы к миротворческим инициативам Ватикана.
Очевидно, что в первые же дни по завершении апостольского визита Франциска в Улан-Батор нельзя будет сразу оценить его результативность с точки зрения реализации связанных с ним долгосрочных планов Святого Престола. Первым отложенным свидетельством успеха монгольской поездки Папы Римского может стать, например, проведение в обозримой перспективе прямых контактов Ватикана с Пекином по ситуации на Украине.
Однако предстоящий визит главы РКЦ в Монголию сопровождается и весьма интригующей возможностью более сиюминутного прикладного результата.
Так, уже в течение нескольких недель международные и российские СМИ, с разной степенью интенсивности, обсуждают потенциальную вероятность «технической остановки» самолета Папы Франциска на дозаправку по пути в Монголию или обратно в одном из российских аэропортов и организации таким образом «импровизированной» встречи главы РКЦ с предстоятелем Русской православной церкви Кириллом. Насколько подобный сценарий осуществим, покажет уже ближайшее время, но сам факт того, что Ватикан официально не опровергает такую перспективу, можно расценить как еще одно свидетельство амбициозных расчетов Святого Престола взять на себя роль посредника в урегулировании сложнейших глобальных кризисов, к которым однозначно можно отнести и ситуацию вокруг Украины.