Заметим, сегодня, по оценке того же ведомства, сохранившиеся государственные лесные полосы в южных лесостепях, степях и полупустынях для регулирования климата, защиты почвы и сохранения почвенной влаги, ныне занимают, всего лишь 105 гектаров. А противоэрозионные лесополосы вообще составляют только 8% от общерегиональной лесной площади.
Потому неудивительно, что, по имеющимся данным профильных ведомств (2022-23 гг.), разным видам эрозии и в целом деградации фактически подвержены не меньше 35% сельхозземель в Нижнем Поволжье, Краснодарском крае, Ставрополье, Ростовской области. А в ближайшие 5-7 лет этот показатель может превысить 50%, если не будут восстанавливаться прежние и создаваться новые почвозащитные лесополосы.
По словам эксперта Калмыцкого НИИ сельского хозяйства им. М.Б. Нармаева (г. Элиста) Бориса Гольдварга, деградировавшие земли, на которых «уже ничего не растет, очень быстро превращаются в подвижные пески, загрязняя воду и атмосферный воздух». Как следствие, возникающая засуха провоцирует лесные пожары и пыльные бури. Помимо нанесения экологического вреда, эти процессы ухудшают и состояние здоровья местного населения, провоцируют миграцию.
Почвозащитное лесовосстановление/лесоразведение на Юге России будет осуществляться во взаимодействии с Центром по борьбе с опустыниванием территорий РАН. Глава Центра Александр Кузенко сообщил СМИ, что в 2024 году будет опубликована «Национальная программа действий по борьбе с опустыниванием в 14 субъектах Федерации». Он уточнил, что эти регионы будут разделены «по степени деградации земель и по каждому будут даны рекомендации». В числе этих регионов – Волгоградская, Саратовская области, Ставропольский край, Дагестан, Калмыкия. То есть, почти вся территория Южного региона РФ.
К слову, лесоразведение с начала 2020-х гг. активно развивается более чем в 20-ти субъектах Федерации, в том числе в 6-ти южнороссийских. Так, по данным РИА-Калмыкия, за 2019-22 гг. в этой республике высажено свыше 1,2 млн саженцев вяза, дуба, акации, тополя, других деревьев; за текущий год этот показатель увеличится на треть. Столь высокие темпы лесоразведения весьма актуальны для Калмыкии, поскольку до 80% ее территории подвержено опустыниванию, пыльным бурям, другим негативным явлениям.… И правду говорят, новое – это хорошо забытое старое. Именно межрегиональный подход к борьбе с засухой и опустыниванием был в основе комплексной советской госпрограммы 1948-1963/65 гг. Это был долгосрочный «План полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, облесения песков, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР». Кстати, ту же советскую практику поныне используют в КНР, Иране, Алжире, Саудовской Аравии, Пакистане, Туркменистане, Узбекистане, а с начала 2010-х – в казахстанском Приаралье.
Уже в первые 6 лет реализации того плана, в Европейском регионе СССР урожайность зерновых культур увеличилась на 25-30%, плодовых и овощных – на 50-75%, технических (лён и текстильная конопля, сахарная свекла, подсолнечник, табак) – более чем на 15%. А по кормовым травам рост урожайности составил 2-2,5 раза. Естественное, то есть природное, плодородие почв увеличилось почти на треть.
Наглядными тогда стали и благоприятные изменения климата, ибо новые лесопосадки и водоёмы, существенно снижая эрозию почв, способствовали росту количества осадков. Что, в свою очередь, препятствовало засухам, опустыниванию земель и пыльным бурям.
Но 70 лет назад – в августе-октябре 1953 г. – успешно реализуемая в СССР программа была, увы, остановлена как комплексное мероприятие, а в 1958-м фактически отменена. Причина – быстрорастущие затраты на целинную, а затем кукурузную кампании. Новые же лесопосадки в лучшем случае стали фрагментарными.
Более того: уже с 1955 года было разрешено вырубать лесополосы, созданные в 1948-54 гг. на берегах рек, водохранилищ, озёр, болот, вдоль дорог. Правда, в 1964 г. такую «льготу» отменили, но вырубить за 10 предыдущих лет успели немало.
Хочется надеяться, что новые массовые посадки леса на Юге России, запланированные теперь уже российской «Концепцией развития почвозащитных лесных полос» (2023 г.), не постигнет та же участь. Поскольку потребность в комплексной борьбе с опустыниванием и деградацией земель нарастает год от года.
P.S. Тем временем воссоздание лесных полос в этих регионах страны уже активно развивается: по данным «Рослесхоза», в Северокавказском и Южном федеральных округах (СКФО и ЮФО) к осени текущего года перевыполнили планы по лесовосстановлению. Лидируют Ростовская, Волгоградская области и Республика Калмыкия. С опережением плановых показателей восстанавливаются леса и в Астраханской области, Республике Дагестан.
В целом, в СКФО-ЮФО в 2023 году лесоразведение/лесовосстановление запланированы на площади более 1,4 млн га.