Согласно ранее проведённому агентством ООН по делам беженцев УВКБ опросу, около 70 процентов перемещенных лиц не желают возвращаться в Сирию в течение как минимум пяти лет, несмотря на сложные условия и дискриминацию, с которыми они сталкиваются в принимающих странах. Беженцы ссылались на проблемы безопасности, а также на отсутствие основных услуг и рабочих мест, так что работы предстоит ещё много. Мы же обратим внимание на политический аспект вопроса: как утверждает Sabah, процесс организованного возвращения беженцев и перемещённых лиц не только в приграничную зону, но и по всей территории Сирии является частью переговорной повестки Анкары с Дамаском, а также с Тегераном и Москвой, способствующими, насколько это возможно, нормализации двусторонних турецко-сирийских отношений. Предстоящие обсуждения с Дамаском и Москвой будут сосредоточены на оживлении социальной и экономической жизни вокруг Алеппо, способном хотя бы отчасти возродить хозяйственную жизнь и способствовать возвращению многих выходцев из этих мест, вынужденных их покинуть в разгар вооружённого конфликта и террористической интервенции в 2011-2017 гг. Напомним, «северная столица» Сирии серьёзно пострадала в ходе военных действий, множество местных средних и мелких предприятий (в частности, текстильной отрасли) было разграблено, а их имущество вывезено в Турцию. Однако помощь Дамаску со стороны Ирана и лояльных ему формирований, а также начало в арабской республике 8 лет назад, 30 сентября 2015 г., российской военной операции позволило, хоть и не сразу, переломить ситуацию. В результате долгих переговоров при участии Турции боевики «вооружённой оппозиции» покинули контролируемые ими районы Алеппо, однако север одноимённой провинции, а также Идлиб, Африн и некоторые другие территории остаются под оккупацией, за безоговорочное прекращение которой в качестве предусловия к любым содержательным переговорам последовательно выступают официальные лица в Дамаске. Очевидно, именно это обстоятельство имеет в виду Sabah, сетуя на настойчивость «режима Асада» в игнорировании политического метода, что «по-прежнему создаёт серьёзную проблему для возвращения» сирийских граждан, гарантии безопасности которых, по мысли авторов «модели Алеппо», должны будут обеспечивать совместно Турция и Россия. При этом приводятся аналогии с «моделью Дера`а», юго-западной провинции, где в 2017-2018 гг. российская военная дипломатия способствовала интеграции боевиков «Южного фронта» в особый корпус, формально числившийся в составе сирийской арабской армии. Однако, думается, полные аналогии не вполне уместны хотя бы потому, что Иордания никогда не была столь плотно вовлечена в сирийский конфликт, как идеологически мотивированные турецкие лидеры с их общеизвестными имперскими амбициями. Как отмечает Ахмет Уйсал, глава специализирующегося на арабских странах турецкого исследовательского центра ORSAM, «режим Асада» не хочет и не способен обеспечить возвращение беженцев, а кто все же рискнул вернуться, подвергались разнообразным преследованиям, что подпитывает растущие протестные настроения, в том числе в относительно лояльных районах, таких как Латакия: «Следовательно, самый логичный шаг – обойти Асада и договориться с его покровителями».Всё это, понятное дело, не находит понимания в Дамаске. «Турецкая оккупация на севере Сирии закончится. Турция знает, что вывод [её войск с сирийской территории] – это единственный пусть к восстановлению отношений между нашими странами до прежнего уровня», – заявил в начале сентября министр иностранных дел САР Фейсал Микдад. Ранее в этом же духе неоднократно высказывался и президент Башар Асад, в частности отвечая на вопрос о перспективах его гипотетических переговоров с турецким коллегой. По словам сирийского лидера, для подписания мирного документа, помимо вывода войск, Эрдоган должен пойти на демонтаж оппозиционной инфраструктуры, несущей террористические угрозы для мирного населения.Со своей стороны, основательно укрепившись в ряде сопредельных районов арабской страны, турецкая армия покидать их не собирается, получая часть дохода от нелегальной добычи энергоресурсов на севере Сирии и Ирака и их транзит к турецким (Юмурталык / Искендерун) и отчасти сирийским (Банияс / Тартус) портам. Подобные планы вынашивались турецкими властями ещё в преддверии (1) и в годы Второй мировой войны, затем вскоре после националистической революции в Ираке в 1958 г. и в последующие периоды. Искусственно разжигая хаос в соседней стране (в том числе перекрытием водостока Тигра и Евфрата в 2009-2010 гг., спровоцировавшим серьёзный водный, сельскохозяйственный, продовольственный и миграционный кризис в Сирии в самый канун «арабской весны»), только с 2017 г. Турция провела в северных районах Сирии (не считая множества локальных) три крупные военные операции: «Щит Евфрата», «Оливковая ветвь» и «Источник мира». Их результатом стало формирование пресловутой «буферной зоны безопасности» между городами Аазаз и Джераблус к северу от Алеппо, захват Африна, а также пограничных районов к востоку от Евфрата и по факту северо-восточного участка границы между Сирией и Ираном.Скорее всего, «сирийский вопрос» числился в повестке для недавних переговоров российского и турецкого президентов в Сочи, по итогам которых Эрдоган не смог скрыть своего разочарования позицией сирийского лидера: «Позвольте констатировать, что Асад, к сожалению, наблюдает за шагами, предпринимаемыми в формате Турция – Россия – Иран – Сирия по нормализации, удалённо. То есть он не принимает участия в этой работе. Мы же вошли в этот процесс открыто, надеясь, что Сирия примет участие. Однако позитивного настроя с сирийской стороны пока не видим». Упорное и демонстративное игнорировании вполне логичных и обоснованных требований сирийцев ведёт к «диалогу глухих» и, мягко говоря, не способствует, продвижению переговорного процесса. Более того, согласно местным СМИ, в Анкаре планируют создать единый орган управления оккупированными территориями в Сирии в виде некоего «супер-губернатора», призванного устранить «многоголосицу» в административном управлении этими районами. Если раньше они находились под кураторством сопредельных провинций Турции во взаимодействии с учреждённой в 2016 г. межведомственной «Сирийской оперативной группой» (Suriye Gorev Gucu) (2), то теперь обозначился явный сдвиг в сторону централизации, что, безусловно, коррелирует с продвигаемой правительством и СМИ «моделью Алеппо». Как отмечает востоковед, эксперт РСМД Кирилл Семёнов, «инициатива с единым губернатором фактически закрепляет за "мятежными" сирийскими анклавами статус турецких протекторатов». По мнению же нидерландских аналитиков Я. Леувен и Э. Вина, проводимая Анкарой с начала 2010-х годов политика в отношении северных сирийских территорий напоминает реализуемую в начале ХХ в. в Османской империи линию на насильственную ассимиляцию нетюркских, но мусульманских народов. Правомерно утверждать, что действия Турции на севере Сирии и их более широкий контекст свидетельствуют о проведении Анкарой комплексной работы, нацеленной на планомерное поглощение оккупированных территорий. Возможно, в связи с новыми геополитическими условиями, в которых оказалась Москва после 24 февраля 2022 г., в Анкаре рассчитывают путём череды договорённостей, перемежающихся практическими действиями «на земле», поставить российское военное и экономическое присутствие в Сирии на пользу как «неоосманской» повестке, так и поддержанию внутриполитической стабильности в самой Турции в преддверии муниципальных выборов. Именно на это, собственно, и направлена пресловутая «модель Алеппо».
Примечания
(1) Турецкая аннексия сопредельных районов Сирии стартовала еще в 1939-м, когда Франция передала кемалистской республике Александреттский санджак, нынешняя провинция Антакья, а тогда – северо-западный приморский район французского протектората Левант в начале 1920-х – середине 1940-х гг. После провозглашения независимости в 1945 г. Дамаск периодически напоминает Анкаре об этой аннексии, однако в Москве, опасаясь возникновения нового, вслед за сирийско-израильским, очага напряжённости, не поддерживали соответствующие обращения Сирии в международные организации. В любом случае «правовая папка» Александретты, к экспортным терминалам которой в северо-восточном углу Средиземного моря подходит одна из ниток экспортного нефтепровода из Ирака, никуда не делась…
(2) Имеется и мало что решающая самостоятельно местная ширма в виде базирующегося в Газиантепе «Временного правительства Сирии» под эгидой антиасадовской «Национальной коалиции сирийских оппозиционных и революционных сил».