В своей статье «Азия для азиатов: Почему китайско-российская дружба — это навсегда» («Asia for the Asians: Why Chinese-Russian Friendship is Here to Stay»), опубликованной в Foreign Affairs, Гилберт Розман (Gilbert Rozman) назвал шесть причин прочности китайско-российских отношений. Однако Джозеф Най (Joseph Nye) в недавно опубликованной в Project Syndicate статье «Новый китайско-российский альянс?» («A New Sino-Russian Alliance?») поставил такую возможность под сомнение, указав на глубокие проблемы, стоящие перед китайско-российским альянсом в экономической, военной и демографической сферах.
Дело в том, что Розман и Най рассматривают проблему с разных сторон. При этом оба не учитывают один момент. Будущее китайско-российских отношений в значительной степени зависит от отношений этих стран со странами Запада — особенно с США. Если Вашингтон будет слишком активно влиять не цены на нефть, оказывать давление на Украину и слишком настойчиво стремиться к расширению НАТО на Восток, Китай и Россия, действительно могут предпринять шаги к созданию альянса — даже если это и не совсем соответствует их изначальным намерениям.
Одна гора — два тигра
И китайский президент Си Цзиньпин, и российский президент Владимир Путин являются сильными лидерами, стремящимися к восстановлению прежней славы. В своей внешней политике Си демонстрирует сильную позицию в территориальных спорах с Японией по Восточно-Китайскому морю и со странами Юго-восточной Азии по Южно-Китайскому морю. Все стали свидетелями агрессии Путина в отношении Крыма и восточной Украины. И Си, и Путин считают, что с их странами в прошлом обошлись несправедливо, и их обоих не устраивает существующий мировой порядок.
Однако такое сходство вовсе не означает, что они смогут легко поладить. Как гласит старая китайская пословица, «на одной горе двум тиграм не ужиться». И хотя Си и Путин стремятся к национальному возрождению, исторически отношения между этими двумя странами не складывались. При том, что ни Си, ни Путин не признают мировой порядок, в котором доминирует США, у них нет общей позиции в отношении так называемого нового мирового порядка.
В частности, Пекин не стремился к сближению с Москвой даже в годы холодной войны, когда обе страны принадлежали к коммунистическому лагерю. Несмотря на серьезнейшие экономические трудности из-за западных санкций, введенных в связи с кризисом на Украине, русские дали понять, что от Китая им нужна не финансовая помощь, а дипломатическая поддержка. Даже при том, что в обеих странах существуют этнические проблемы — в Чечне и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (Xinjiang), соответственно — в вопросе войны 2008 года в Грузии некоторых россиян не устроила равнодушная позиция Китая, который был озабочен своими нерешенными вопросами на Тайване, в районе Синьцзян и на Тибете. И даже если Си и Путин, возможно, и придерживаются по отношению к Западу одинаковых позиций, цели у них - совершенно разные.
Торговый дисбаланс и далеко идущие стратегические последствия
Основой китайско-российских отношений являются экономические связи. Постоянно развивается двухсторонняя торговля, в 2014 году товарооборот достиг 95 миллиардов долларов, что почти соответствует намеченному на 2015 год уровню в 100 миллиардов долларов. Россия подписала контракт стоимостью 400 миллиардов долларов на 30 лет, согласно которому в период ориентировочно с 2017 по 2047 год в Китай будут ежегодно поставляться 38 миллиардов кубический метров газа.
Однако даже самые прочные связи между двумя странами по своей природе проблематичны. Во-первых, в торговле между Китаем и Россией существует резкий дисбаланс, поскольку она, в основном, ограничена поставками нефти, газа и оружия. Главным торговым партнером для России по-прежнему является Евросоюз, а для Китая (если не считать Гонконга) — США. Хотя в списке торговых партнеров России Китай занимает второе место, сама Россия занимает в списке Китая лишь восьмое место и обеспечивает всего 2% от китайского внешнеторгового оборота. Другими словами, хотя и Китай, и Россия могут с презрением относиться к Западу, Китай не может отказаться от американского рынка, а Россия — от европейского.
Во-вторых, контракты между двумя странами на поставку энергоносителей не являются взаимовыгодными, поскольку каждую страну волнует вопрос получения большей выгоды, чем получит партнер. Похоже, что западные экономические антироссийские санкции вынудили Россию заключить энергетические контракты с Китаем, которые, в свою очередь, удовлетворяют растущую потребность Китая в энергии и ресурсах. Однако обе страны понимают, что излишняя зависимость означает потенциальную уязвимость.
Китай попытался диверсифицировать закупки нефти, расширив экономическое сотрудничество со странами Средней Азии, которые традиционно считаются вотчиной России. Россия также попыталась расширить свой нефтяной рынок за счет других азиатских стран — таких, как Япония, Индия, Монголия, Южная Корея и Вьетнам (и даже северная Корея). Умышленно или нет, но сотрудничество России с некоторыми странами Азии в сфере энергетики создало для Китая некоторые проблемы стратегического характера. Например, подписанный в 2012 году энергетический контракт с Вьетнамом по разработке месторождений в Южно-Китайском море, в отношении которого Китай объявил свой неоспоримый суверенитет, некоторыми китайскими аналитиками был расценен как «нож в спину». Аналогичным образом и Россия серьезно озабочена тем, что китайский «экономический пояс Великого шелкового пути», проходящий в Средней Азии, будет подрывать геополитическое влияние России в Евразии.
И наконец, что не менее важно — российско-китайская торговля оружием. Вне всякого сомнения, Россия является основным поставщиком оружия и военной техники в Китай, но ни для кого не секрет, что Россия не желает поставлять в Китай новейшую военную технику, поскольку тот является ее потенциальным конкурентом. Общепризнанно, что заключенный в конце 2014 года договор о поставке зенитных ракетных комплексов S-400 «Триумф» является не столько стратегическим, сколько выгодным финансовым решением. Военное сотрудничество России с такими соседями Китая, как Вьетнам, приведет к созданию в бассейне Южно-Китайского моря серьезной системы устрашения в отношении Китая и обеспечит равновесие возможных стратегических последствий для региона. Например, за период с 2009 года Россия продала Вьетнаму три подводных лодки класса «Kilo» (по кодификации НАТО) — более современных, чем субмарины, поставленные Китаю.
Разница в самосознании
Китай является азиатской страной с глобальными амбициями. Россия исторически считает себя европейской страной, хотя недавно резко переориентировала свою стратегию в сторону Азии. История обеих стран богата трагическими и кровавыми событиями. Правда, после холодной войны две страны, казалось, пришли к взаимопониманию в вопросе защиты от американской гегемонии. Китай и Россия наладили связи в конце 1990-х годов, в то время как США строили однополярный мир. Однако многие считали стратегическое партнерство Китая и России лишь «союзом, основанным на выгоде», характеризовавшимся символическими жестами, на самом же деле две страны высматривали возможность наладить отношения с США, даже открыто выступая против гегемона. Иначе говоря, так называемое стратегическое партнерство между Китаем и Россией стало после холодной войны всего лишь дипломатической уловкой, позволяющей обеим странам конкурировать за особое внимание со стороны США.
Даже когда мир перестал быть однополярным, Китай и Россия остаются не столько настоящими партнерами, сколько конкурентами. Будучи стремительно развивающейся страной, Китай завоевывает международный авторитет и становится более влиятельным, в то время как Россия, похоже, движется в обратном направлении, что продемонстрировали саммиты стран АПЕК и G20, проходившие в 2014 году. И хотя у обеих стран в данный момент есть претензии к Западу, рано или поздно между ними возникнут напряженные отношения. Их непростые отношения с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) указывает на возможность стратегического и экономического соперничества в Центральной Азии и дальнейшего углубления проблем из-за несовместимости интересов в вопросе доминирования в регионе.
Танго втроем?
Как всегда, единственное, что остается в этой ситуации, — это по-прежнему политика силы. Начался новый этап взлетов и падений великих держав — на этот раз речь идет о США, Китае и России. Пока еще слишком рано давать определение китайско-российским отношениям и называть их «партнерством» или «альянсом», поскольку в политике не бывает постоянных друзей — бывают только постоянные отношения. Несмотря на положительные тенденции, этим двухсторонним отношениям все еще не хватает прочной основы — взаимного доверия и схожей идентичности. Лишь серьезная общая угроза со стороны Запада может способствовать экономическому и военному сближению двух стран. А это зависит от американских политиков. Если и дальше подстрекать Си и Путина, они, возможно, и задумаются о создании военного альянса или хотя бы надежного партнерства между Пекином и Москвой.
Чтобы избежать этого, США должны продумать, каким образом перезагрузить свои отношения с Россией и Китаем. Что касается России, то изоляция и санкции, возможно, не являются решением украинского кризиса. Что же касается Китая, то США следует пересмотреть вопрос изменения равновесия в Азии. В сентябре китайский президент планирует нанести визит в Вашингтон, и это станет прекрасной возможностью как-то наладить отношения. И хотя, по всей видимости, жесткая конкуренция между США, Китаем и Россией неизбежна, целью дипломатических усилий должно стать достижение хрупкого равновесия сил. И в контексте сложившейся международной ситуации для достижения мира, возможно, потребуется участие всех трех сторон.