Евгений Григорьевич Ясин (например) и (например) Дмитрий Константинович Киселев относятся к разным биологическим видам. Так получилось. Кто из них представляет первоначальный вариант человеческого проекта, а кто мутировал куда-то вбок, пускай разбираются антропологи с теологами – к текущей диспозиции это отношения не имеет. Результат-то налицо и на лице...
Так вот, говорю: нас очень много. Мы должны предпринимать срочные меры для сохранения вида в неблагоприятных условиях. Эвакуироваться из России вместе с детьми и внуками или продолжать попытки что-то изменить в родной среде – это уж личный выбор.
Но вот чего нам точно не надо делать, так это отвлекаться на их обезьянник. Не надо расстраиваться из-за содержимого телеканалов и «Фейсбуков». Это уже давно не повод для рефлексии – проехали! Разошлись по биологически нишам.
Нас очень и очень много – вы же видели! Мы люди. Мы ценим человеческое достоинство и жизнь. Давайте собираться в кружок и думать, что делать. И перестаньте уже цитировать протоплазму».
Этот текст, несомненно, уже вошел в историю русской общественной мысли начала 21-го века – и, возможно, он единственное творение Шендеровича, по которому о нем вообще будут помнить спустя много лет. Настоящий, законченный манифест человеконенавистничества – и беда в том, что написал его не одинокий мизантроп, а человек, считающийся одним из властителей «либеральных дум».
Это не случайный текст – похожие мысли уже высказывали и сам Шендерович, и столь же популярный в «болотной» среде Альфред Кох, и многие другие из числа «лучших людей» (это самоназвание, а не оценка). И во время начала «болотной» в 2011–2012 годах, и во время периодических вспышек гнева позже. Но никогда прежде эти взгляды не приобретали такой законченной и ясной формы. Мы – люди, вы – нелюди, обезьяны, окружающая среда, протоплазма. Все понятно и четко. К кому обращается Шендерович, кого он отделяет от тех, кого нужно спасать, «сохраняя биологический вид»? Кого расчеловечивает?
Тех, кто не наделен качествами «нормального человека» – не способен на сочувствие, не «понимает цены человеческого достоинства», не «способен посильно преодолевать тоску и страх». Но зато умеет «лгать в глаза, изрыгать пошлости, убивать, устраивать обезьяньи пляски вокруг убитого». Но кто эти люди, которые угрожают самому биологическому виду «нормальный человек»? Шендерович называет поименно только телеведущего Дмитрия Киселева – но общий контекст не оставляет сомнения в том, что речь идет о тех, кто не разделяет ценности «болотных» либералов, кто оппонирует им. Жестко спорит или ругает их почем зря – ну, в общем, «изрыгает пошлости, лжет в глаза». И, естественно, убивает – как же без этого.
Но с ними спорит очень много людей, еще больше (а говоря просто – абсолютное большинство) просто молчаливо не согласны с их взглядами, словами, действиями, с их представлением о будущем России. Не согласны с тем, как они относятся к нашей истории, к ценностям, к Путину, к войне на Украине – и с тем, что за поддержку присоединения того же Крыма «болотные» называли своих оппонентов «быдлом» и «ватниками». И в ответ получали всякие обидные слова вроде «национал-предателей» и «пятой колонны», «малого народа» и русофобов. Но сложно припомнить, чтобы «болотных» объявляли нелюдьми. Сравнивали с животными? Ну разве что в виде ругательства – козлы, например – но ведь и сам Навальный называл своих сторонников «баранами», чего только не скажешь в пылу борьбы.
Еще на заре «болотной» в ходу был термин «анчоусы» – так там называли сторонников Путина, отказывая им уже не только в самостоятельном мышлении, но и в человеческом облике. Но это хотя и было тревожным сигналом, но все же происходило как бы между прочим. А сейчас Шендерович написал совершенно серьезный текст, объясняющий необходимость расчеловечивания оппонентов, призывающий относиться к ним как к нелюдям. И тысячи считающих себя «людьми» радуются этому, пишут восторженные комментарии, вроде такого:
«Мы числим «нелюдьми» их, они – нас. Но, в отличие от «них», знающих, что делать с нами – от ГУЛАГов, голодоморов, холокостов до «чайку с полонием» и расстрелов типа старовойтовских – немцовских, мы до сих пор надеемся на «мирный и ненасильственный способ» «их» то ли самоустранения в процессе эволюции, то ли на помощь инопланетян, то ли на «марширование в разрешенных ими местах»...
И вот ещё: невозможно НЕ отвлекаться на «их обезьянник», живя в устроенном ими для нас обезьяннике... И «разойтись по биологическим нишам» не получится!!! Это не просто «цивилизационный выбор». Это выбор, кому жить – нам или им. И хватит про мирный беззубый протест против вооруженных до зубов врагов».
В этом комментарии, кстати, все показательно – и непонятно откуда взявшаяся уверенность, что и их считают нелюдьми (то есть относятся так же, как и они к другим) и хотят уничтожить, и убежденность, что выжить могут только одни. Этот страх и ожидание расправы – предотвратить которую ты можешь, только убив противника – самая питательная среда для возникновения как индивидуального террора, так и массовых самоубийств и эмиграции. Убить чиновника или телеведущего – ну да, он же не человек. Взорвать бомбу на мероприятии, где заведомо собирается одна протоплазма. Ведь Шендерович написал, что мы должны разойтись по биологическим нишам – а «они» не дают нам места, давят и зажимают нас, воздуха нам не хватает, дышать нечем...
Подобное маниакальное, самозаводящееся настроение у предшественников креативного класса мы уже переживали в русской истории – мессианское желание спасти людей от власти-кровопийцы. Тогда, правда, врагов не называли нечеловеками – ну так прогресс либерально-революционной мысли налицо.
Все это и есть атмосфера ненависти в чистом, дистиллированном виде – ненависти, уничтожающей в первую очередь тех, кто её излучает. Дело даже не в том, что тексты наподобие написанного Шендеровичем разжигают ненависть не только в своих «людях», но и провоцируют ответную ненависть в расчеловеченной «окружающей среде» – а значит, могут привести к так садомазохистски накликиваемым нападениям и избиениям провокаторов. Гораздо хуже для самих жертв этой атмосферы другое.
Призывы спасать вид, «эвакуируясь из России с детьми и внуками», обрекают тех, кто поддастся «чувству Шендеровича», на потерю Родины – то есть на слом собственной судьбы, а то и судьбы своих близких. Слом – во имя чего? Если из-за устойчивой, годами проверенной ненависти к большинству жителей России – тогда понятно, надо уезжать, зачем себя калечить, сжигая в бессильной злобе. А если из-за временного помешательства, порожденного атмосферой ненависти, разжигаемой сатириком, потерявшим уже не только чувство юмора, но и связь с реальностью? Потом ведь будет обидно и пусто – там, среди настоящих «людей».