Труд Розмана посвящен как раз этой теме. Тем не менее, автор книги написал скорее о национальном самоопределении Китая, нежели о китайско-российском вызове мировому порядку, заявленном в названии. Мистер Розман почти полностью посвятил свой труд «исследованию национальной идентичности». Обсуждение же современных китайско-российских отношений ограничивается седьмой и последней главе сочинения.
Автор выделил как раз не общее, а расхожее в стратегии Китая и России — именно в контексте национальной идентичности. Он напомнил, что товарищ Си совершил турне по государствам Центральной Азии в сентябре 2013 года с щедрыми предложениями по созданию «Шёлкового пути» — целого экономического пояса. Эта идея, однако, не встретила понимания у В. Путина, который строит свою стратегию в рамках Евразийского союза.
Это столкновение, указывается в обзоре, свидетельствует о важности китаецентризма и русоцентризма, по сути представляющих угрозу для отношений двух стран.
Оценка китайско-российского вызова мировому порядку требует проанализировать понятие национальной идентичности, но его автор не затрагивает. Тем не менее, дискуссия по вопросу о национальной идентичности даёт наиболее подходящий набор инструментов для рассмотрения международных отношений в целом и китайско-русского сближения в частности.
Розман, указывает обозреватель, выступает за необходимость учёта китаецентризма и русоцентризма в понимании китайских и российских целей в Центральной Азии. Бедный, нестабильный регион на южном фланге России вряд ли интересует Россию, но зато интересует Китай, имеющий экономические и торговые ресурсы для улучшения ситуации. С другой стороны, Россия здесь теряет регион, когда-то составлявший неотъемлемую часть СССР (русские до сих пор называют его «ближним зарубежьем»).
По мнению мистера Розмана, Россия «давно превратилась в периферийную страну, претендующую на движение к центру… в отличие от Китая, который много лет был центральным государством, но затем был оттеснён на периферию».
Китайско-российский вызов мировому порядку, полагает Питер Гордон, на самом деле не даёт ответа на вопрос о появлении некоей «оси» Москва — Пекин. Не ясно и то, останутся ли Москва и Пекин влиятельными державами на мировой арене в ближайшие два десятилетия.
Диньдинь Чен (Dingding Chen) в «The Diplomat» попытался дать ответ на другой вопрос: неизбежен ли союз Китая, Индии и России?
По мнению аналитика, новый мировой порядок складывается уже сегодня, хотя большая часть его контуров ещё не определена. Иные согласны с тем, что США будут оставаться великой державой в течение многих десятилетий, однако её удельный вес в мире будет снижаться по отношению к другим растущим государствам. Китай и Индия, указывает эксперт, догонят США и начнут играть «более активную и важную роль в мировых делах».
Аналитики много пишут о возможном соперничестве между Китаем и США, и мало кто уделяет должное внимание динамично развивающимся отношениям Китая, Индия и России и возможности создания их коалиции, которая затем изменит в мире «статус-кво».
Да, при поверхностном подходе кажется, будто Китай, Индия, Россия «плохо подходят для партнёрства», отмечает автор. Между членами клуба «БРИКС» есть много существенных различий, особенно между Китаем и Индией.
Автор полагает, что Индия сегодня — демократическая страна, а вот Китаем по-прежнему управляет «авторитарный режим», хотя подобные характеристики типа правления могут оказаться спорными. Тем не менее, многие согласятся с тем, что Индия в какой-то степени представляет недемократический Китай как угрозу.
Ну, и самая крупная проблема в китайско-индийских отношениях — территориальный спор. С другой стороны, вероятность разрешения этого конфликта на самом деле выше, чем многие люди могли бы подумать, считает аналитик. Премьер-министр Индии Нарендра Моди посетит Китай в мае; уже заявлено, что Китай и Индия хотели бы «сделать прорыв» в этом вопросе. Кроме того, Китай поддерживает увеличение участия Индии в международных организациях, включая ООН. Всё это самые настоящие «позитивные признаки», пишет Чен. Они означают, что имеется значительный потенциал для более тесного китайско-индийского партнёрства.
Самое главное, что сблизит Китай и Индию, — «их общая мечта стать развитыми странами первого эшелона». В этом смысле Индия может извлечь выгоду из китайского экспорта и китайского капитала, а Поднебесная может попользоваться рынком и технологическим потенциалом Индии.
Отношения между Китаем и Россией развиваются сегодня в рамках отхода России от прозападных позиций из-за продолжающегося украинского кризиса. В перемирие на Украине мало кто верит. А тем временем отношения между Китаем и Россией становятся всё крепче. Китай может укрепить экономическую и стратегическую стабильность в России, а Россия может принять сторону Китая в его спорах с другими азиатскими странами.
Если рассуждать с глобальной точки зрения, то основной причиной для возможного альянса трёх стран — Китая, Индии и России — является их общее желание создать многополярный мир, «мультиплексную глобальную систему», в рамках которой новые растущие державы могут сыграть большую роль.
Ни одна из трёх названных стран не желает жить «под сенью американской гегемонии», хотя прямо сейчас они не хотят бросить прямой вызов США.
Как заявил министр иностранных дел Китая Ван И в 2013 году, все три страны должны сотрудничать, чтобы способствовать демократизации международных отношений. Если это верно для всех трёх стран, пишет аналитик, то «хорошая причина» для создания оси Дели, Пекина и Москвы в той или иной форме в будущем найдена. А вот для Вашингтона это плохая новость. США, несомненно, желают сохранить своё доминирующее положение — «так долго, насколько это возможно». Поэтому США могут попытаться противостоять новой коалиции, подключив к противостоянию Японию и ЕС.
В ближайшее время, заключает товарищ Чен, «мы вряд ли увидим официальный альянс Китая, Индии и России», однако не следует исключать возможность появления такой коалиции «в долгосрочной перспективе». Ведь все три державы недовольны нынешним мировым порядком.
С этим трудно не согласиться. Тем более если знать, что отмена девятой статьи («пацифистской») в конституции Японии открыто одобряется Вашингтоном. Япония избрана Белым домом как дополнительное орудие для геополитического противостояния растущему Китаю. Разумеется, Вашингтон, потакая консерватору и милитаристу Синдзо Абэ, учитывает и возможное создание альянса Китая, России и Индии. Зная о дополнительной угрозе, потенциальные участники такого альянса семь раз отмерили бы, прежде чем один раз отрезать. Россия, к примеру, вряд ли встала бы «на сторону Китая» в территориальных спорах с Японией, как пишут иные аналитики. Одно уже это превращает возможный альянс в нечто призрачное. Надеяться же на отказ Китая от островов Сенкаку не приходится.
Поэтому во втором десятилетии XXI века надо говорить об экономическом мировом сотрудничестве, а не стратегическом. Национальные интересы ведущих государств настолько расходятся, что в «дружбу народов» не верят и школьники.
Обозревал, переводил и комментировал Олег Чувакин