Южно-Китайское море: Азия на грани войны
05.03.2015
Филиппинские власти обнародовали спутниковые снимки шести рифов архипелага Спратли, на которых видны искусственные сооружения, возведенные китайцами. Пикантность ситуации в том, что Китай начал застраивать спорные территории Южно-Китайского моря. По мнению экспертов, это поможет Китаю расширить присутствие судов ВМС, ВВС в спорных районах.
Эскалация конфликта между Китаем и США
Филиппины для подстраховки объявили, что планируют и дальше развивать свои отношения с США, чтобы усилить военный потенциал обеих стран. Американским военным уже предоставили доступ к базам на Филиппинах — спустя два десятилетия после того, как там закрылась последняя американская база.
Китайские чиновники и СМИ пока никак не комментируют информацию о строительных проектах и возможных последствиях в военном плане, однако ясно, что демарш Поднебесной — шаг вперед в эскалации конфликта между Китаем и США. С одной стороны, спорная территория находится слишком далеко от материка для того, чтобы поддерживать нормальное функционирование возведенных там объектов. С другой — там сосредоточены газовые и нефтяные месторождения.
Угроза того, что в регионе могут начаться боевые действия, достаточно велика. Те буферы, которые мешают войне на суше, — такие, как нормы суверенитета, — в спорных морских районах теряют свою силу, и любое строительство, особенно военное, в том регионе чревато большими проблемами.
В Восточную Азию возвращается нестабильность?
За три десятилетия, что прошли с окончания Второй мировой войны, Восточная Азия пережила больше смертей, чем любой другой регион мира, ведь именно там разыгрались самые страшные военные конфликты: война во Вьетнаме, война в Корее и гражданская война в Китае. В 1970 году ситуация резко изменилась — Восточная Азия стала не в пример более мирным регионом, в отличие от Европы, обеих Америк, да и любой другой точки планеты.
Внезапное миролюбие можно частично объяснить общим стремлением Восточной Азии к развитию. Ни одна страна не может развивать свою экономику, если она занята ведением войн и уничтожением стратегически важных рынков в соседних странах. Но был и другой буфер, мешавший открытому конфликту: уважение к чужому суверенитету, господствовавшему в регионе на протяжении десятилетий, пишет издание The Conversation.
Профессор международных отношений Тимо Кивимаки подсчитал, что две трети жертв конфликтов в Юго-Восточной Азии, произошедших после Второй мировой, погибли в ходе боевых действий, которые начались как внутренние распри, а позже расширили свою географию, когда подключились другие страны. При вмешательстве извне жертв становилось на 95 процентов больше, а сам конфликт приобретал более "стабильный" характер, отмечает The Conversation.
Положение изменилось после образования Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, выработавшей твердую позицию относительно внешнего участия в войнах. Вместе с тем, в США и Китае появились политические доктрины — так называемые доктрина Никсона (1968 год) и учение Дэна (1978 год), — предусматривавшие отказ от военного вмешательства в конфликты стран Восточной Азии. Однако рост напряженности в Южно-Китайском море показал, что эти буферы не так уж и надежны.
Спор о Южно-Китайском море
Спор о Южно-Китайском море носит такой взрывной характер именно потому, что речь идет о притязании на суверенитет. Ни Китай, ни Филиппины не могут признать суверенитет друг друга в регионе, на который одновременно претендуют.
Если Филиппины не отреагируют на строительство в спорном регионе, они потеряют свой суверенитет над этой областью. Если отреагируют, суверенитет потеряет уже Китай, даже не задействуя армию. Наращивание китайского военного присутствия в регионе, который Филиппины считают своим, автоматически означает, что подкрепление из США уже не будет считаться вмешательством во внутренние дела.
Поскольку главным сдерживающим фактором для развития Китая является нехватка энергии, далеко не факт, что Поднебесная будет решать территориальные споры мирным путем. Когда дело касается торговли, странам выгодно, чтобы их соседи процветали, но если речь идет об энергетических ресурсах, выиграть можно лишь в том случае, если другая сторона проиграет. Южно-Китайское море может вернуть Восточной Азии статус самого неспокойного региона мира, а заодно и стать местом военного конфликта между двумя самыми могущественными странами на планете.
Разрядить напряженную обстановку помог бы некий кодекс поведения, согласованный между государствами, которые омывает Южно-Китайское море. Но споры надо решать так, чтобы учитывались интересы всех сторон. И у Китая есть масса способов завоевать еще большее уважение в Восточной Азии, кроме навязывания соседям своих территориальных претензий.
Тимо Кивимаки; перевод Натальи Синицы