И новые времена диктуют новые мифы: вот порвем все экономические связи с Россией и нас в Европу пустят… Вот уничтожим «неправильных» жителей Донбасса и сразу жизнь европейских стандартов достигнет… Вот получим кредит от МВФ и заживем не хуже, чем в Бангладеш, Конго и Чаде, а лучше… А для этого нужно уговорить фонд, чтобы он дал деньги стране, доведенной властью, совершившей год назад госпереворот, до банкротства.
Факт банкротства, нависшего над Украиной, это не образ речи, а не скрываемая даже высшими руководителями государства реальность. Они не просто заявляют об этом в телекамеру, как Яценюк, но и открыто пишут в Меморандуме об экономической и финансовой политике, направленном руководству МВФ П.Порошенко, А.Яценюком, Н.Яресько и В.Гонтаревой.
Например, обещая после получения кредита договориться с кредиторами о продлении сроков выплаты долгов: «Для того чтобы уменьшить нагрузку на резервы, Министерство финансов намеревается обеспечить пролонгацию внутренних обязательств правительства в иностранной валюте, предлагая приемлемые предложения в плане процентов и срочности». Причем ситуация останется сложной и в течение ближайших трех-пяти лет, что требует изменения условий возврата денег и выплаты процентов: «…мы проводим консультации с собственниками долга государственного сектора с целью улучшения среднесрочной экономической приемлемости долга».
Одно дело – рассказывать гражданам Украины о прекрасной жизни сегодня и сказочных перспективах последствий взваливания на себя нового долгового ярма, а совсем другое – выступать просителем у финансовой организации, в которой работают грамотные экономисты, способные самостоятельно оценить ситуацию в стране.
Поэтому подписанты Меморандума не скрывают истинного положения дел: инфляция потребительских цен в 2014 году ускорилась и составила 25%, падение экономической активности – 6,9%, поддержка упавшего за год более чем втрое курса национальной валюты вымыла золотовалютные резервы. Продолжается спад промышленного производства, падение объемов розничной торговли и строительства. Причем все показатели уже пересчитаны с учетом утраты Крыма и Донбасса.
Не радует и ближайшая перспектива, рисуемая чиновникам из МВФ: максимальное падение экономической активности ожидается к середине 2015 года, но если вдруг «начнет обновляться доверие [к политике киевских властей] и начнутся обновительные работы, спад экономической активности мог бы пройти свое самое низкое значение, что обусловит торможение падения в 2015 году» до каких-нибудь 5,5%.
Ну а в 2016-18 годах, возможно, удастся добиться нулевого спада. А ещё лет через 5 активность начнёт прирастать (от достигнутого дна) на 4% в год. Однако это все далеко не гарантированно, поскольку «нерешенный конфликт на востоке страны делает свой взнос в неопределенность прогноза», а сам прогноз рассчитан на благополучное развитие событий.
Ситуация с инфляцией, как считает украинское руководство, в 2015 году «останется приблизительно на аналогичном уровне» с 2014-го. Но потом вдруг «резко затормозится, снизившись до уровня меньше 10 процентов в 2016 году и до 5 процентов к 2018 году». Хотя причиной замедления роста стоимости жизни оно и считает снижение влияния девальвации обменного курса и повышения цен на энергоносители, но можно смело сказать, что свое слово скажет и обнищание населения, ведь отмеченное им падение розничного товарооборота как раз и является признаком того, что у населения просто нет средств на покупки.
В Меморандуме Порошенко, Яценюк и компания обещают «облегчить [бюджетную] загруженность, связанную с обслуживанием долга в ближайшие годы». Реально ли это, если буквально на предыдущей странице документа признаются: «Прогнозируется, что объемы экспорта в 2015 году сократятся, что станет потерей от значительного влияния кризиса в экспортно-ориентированные сектора, ухудшения условий торговли, а также большого спада поступлений от туризма и транспортных перевозок»? При этом и далее ожидается усиление финансового давления, причинами которого названы «сокращение прямых иностранных инвестиций, продолжающееся отсутствие доступа к рынку еврооблигаций, сокращение объемов перекредитования корпоративного и банковского долга».
Сформулировать это можно так: с долгами мы расплачиваться обещаем, но условия складываются так, что денег на такое дело сейчас нет, а в дальнейшем будет еще меньше…
На что же тогда рассчитывают просители? Например, на введение импортных пошлин. Ну да, это является нарушением правил торговли, принятых в ВТО, но Украина приложит все силы «для обеспечения совместимости этого мероприятия с нашими обязательствами в рамках ВТО, мы настроены устранить дополнительные импортные пошлины до конца 2015 года или раньше, в случае если ВТО их не одобрит». Ну прямо как при уговорах прыщавым хлопцем соседской дивчины…
Разумеется, сокращение численности бюджетников на 3% и сотрудников низшего звена госслужащих на 20% большой прибавки к доходам бюджета не даст. В первую очередь из-за того, что «по многочисленным заявкам трудящихся» все сэкономленные средства пойдут на… увеличение зарплат руководящих работников. Таким способом им собираются компенсировать потерю заинтересованности в получении взяток.
Правда, уже сегодня взятка при приеме на работу в областное антикоррупционное бюро составляет 100 тысяч долларов, а «решение вопросов» руководством центральных органов власти может потянуть на еще большие суммы. Зря, что ли, заместителю Генерального прокурора Украины Махницкому понадобилось всего полгода пребывания на должности, чтобы купить в центре Киева отель «Хайятт».
Что при этом произойдет с зарплатами бюджетников и пенсиями, тоже прописано в Меморандуме: размеры минимальной и максимальной пенсий, замороженные нынешней властью, несмотря на скачкообразный рост цен и тарифов, останутся неизменными минимум до декабря 2015 года. То же самое будет и с размером оплаты труда бюджетников, исчисляемых от МРОТ: «Мы… взяли на себя обязательство до 1 декабря 2015 г. удерживать минимальную и базовую зарплату первого тарифного разряда, которая используется для определения базовой зарплаты в бюджетном секторе на неизменном уровне декабря 2013».
Особенно не повезло тем, кто собирается на пенсию. На 5 лет будет увеличен стаж тем, кто имеет право досрочного ухода на пенсию, на 5 лет увеличен пенсионный возраст при сокращении выплат работающим пенсионерам. Вплоть до полного прекращения по отдельным категориям. Правительство сокращает финансирование медицины с отказом в перспективе от бесплатного медицинского обслуживания населения, сокращает штат медицинских работников. Ещё одна статья снижения расходов – образование. В 2,5 раза будет сокращено число вузов, на 5% - число «малокомплектных» (т.е. сельских) школ с соответствующим избавлением от «лишних ртов» в лице преподавателей. С января 2016 года полностью лишатся любых налоговых льгот все сельхозпроизводители.
Решение об увеличении цены за газ на 285% и за отопление на 67% - вовсе не окончательное. К апрелю 2016 года произойдет новый скачок цен, размер которого будет определяться поставщиками, но покроет не менее 75% их цен, а через год цены скакнут еще минимум на треть. У тех же, кто не сумеет оплачивать выросшие тарифы, планируется отбирать жилье. (3) Для этого до конца сентября 2015 года запланировано даже узаконить новую профессию. «Частный агент принудительного исполнения требований» - так будет называться должность лица, раньше обозначавшегося всем известным по 1990-м словом «браток».
Одним из основных лозунгов майданов как 2004-го, так и 2013-14 годов был «Богатые поделятся с бедными». Разумеется, ему не суждено было стать реальностью.
Но то, что обещано Международному валютному фонду ставленниками последнего майдана П.Порошенко, А.Яценюком, Н.Яресько, В.Гонтаревой за кредит, которого так жаждут оболваненные средствами массовой пропаганды украинские граждане, называется «Бедные станут нищими и заплатят за всё». Разумеется, если выживут…