Чтобы ответить на эти вопросы, достаточно взглянуть на карту района боевых действий в Донбассе. Все информационные сообщения оттуда указывают, что в ближайшее время, скорее всего, самые ожесточенные бои вспыхнут за Мариуполь – не только один из основных центров металлургии Украины, но и единственный сколько-нибудь значимый ее порт на Азовском море.
Потеря этого города может стать последним гвоздем в гроб для всей экономики страны. Это отлично понимают не только в Донецке и Киеве, но и в западных столицах. Не случайно оттуда уже прозвучало предупреждение: если Мариуполь падет, ответом немедленно станут новые жесткие санкции против России.
По сообщениям украинских СМИ, крупный город-порт с почти полумиллионным населением украинские военные уже несколько месяцев неустанно готовят к обороне. И это, конечно, теперь далеко не станция Дебальцево. Взять Мариуполь сравнительно малой кровью не получится. Куда логичнее и не штурмовать его вовсе. Просто взять в кольцо и отрезать от остальной Украины. Или хотя бы перерезать шоссейные дороги на Мелитополь и Запорожье. По крайней мере, шоссе на Мелитополь проще всего перехватить десантом с моря где-нибудь в районе Бердянска. Остальное доделает время.
Что это может быть за десант? Ведь у донбасских ополченцев своего военного флота пока нет? Это и так, и не так. Есть опыт войны в Абхазии. Там, в Пицунде, в сентябре 1992 года тоже внезапно появились вооруженные суда весьма необычного вида. И стали основой ВМС республики. Абсолютно гражданский капитан Лев Катиба с группой товарищей сумел установить пулеметы и неуправляемые реактивные снаряды на прогулочные теплоходы «Комсомолец Абхазии», «Сухум», катера «Радуга-5» и «Радуга-08», а также на морскую самоходную баржу. И с этой силой на море вынуждены были считаться грузинские военные. Потому что самодельная флотилия абхазов приняла самое деятельное участие в освобождении города Гагры.
Почему бы подобному военному флоту не появиться и в Азовском море? Там нет Пицунды, зато есть Новоазовск, который давно уже в руках ополчения. А разного рода рыбацких шаланд в этом приморском городке всегда было достаточно – с них и кормились его жители.
Сообщения, что в таком направлении ополченцы уже действуют, прошлым летом появлялись регулярно. Украинские СМИ с тревогой доносили до общественности: «нападающие, обычно на двух-трёх катерах, приближаются к побережью и проводят обстрел позиций украинских силовиков из миномётов, крупнокалиберных пулемётов и стрелкового оружия».
По сведениям из тех же источников, «8 и 12 июля диверсантам удалось полностью разрушить два украинских пограничных пункта, причём несколько пограничников погибли или были ранены. В окрестной акватории Азовского моря был введён запрет на плавание в ночное время, началось усиленное патрулирование».
Потом все, вроде бы, стихло. Но, скорее всего, лишь потому, что на Азовском море начались осенне-зимние штормы. Теперь до лета рукой подать. Самое время для десанта на катерах и шаландах. Кроме как под Мариуполь направлять их некуда. Вот, очевидно, ВМСУ и готовятся к такому обороту событий.
Но тогда логичен вопрос: какими силами располагают для отпора украинские военные?
В Азовском море боевых кораблей ВМСУ нет. То немногое, что от них осталось, сосредоточено в Одессе. А именно: фрегат «Гетман Сагайдачный», корвет «Винница», ракетный катер «Прилуки», средний десантный корабль «Кировоград», сторожевой катер «Скадовск», противодиверсионный катер «Гола пристань». Как говорится: «Расчет окончен!».
Участие всей этой военно-морской немощи в сражениях за Донбасс под вопросом еще и потому, что добираться до места высадки потенциального десанта ополченцев пришлось бы через Керченский пролив, оба берега которого контролируются Россией. И там мало ли что может случиться с разномастной эскадрой ВМСУ…
Правда, в Азовском море у украинцев есть достаточно многочисленные пограничные сторожевые корабли, которые базируются как раз в Мариуполе. До 31 августа их было 18, из которых 11 успели улизнуть в этот город из Керчи.
Сколько катеров из этой армады исправны – неизвестно. Но абсолютно точно – на сегодня украинских погранкатеров, по крайней мере, осталось на один меньше. Потому что именно 31 августа два катера Государственной пограничной службы Украины попытались учинить набег на Новоазовск. Идея с самого начала провальная: катера типа «Гриф» построены для ловли браконьеров. И в качестве главного калибра имеют только турельно-башенную пулемётную установку «Утес-М» калибром 12,7 мм. Никакого вреда гарнизону Новоазовска эта «пукалка» нанести не могла.
Но та набеговая операция обернулась для Украины куда печальней, чем просто пшиком. Пограничный катер BG119 с дистанции порядка 3 морских миль был потоплен управляемой ракетой, выпущенной из танкового ствола ополченцев. Двое членов экипажа (включая командира) погибли.
Даже и этот пример свидетельствует, что украинским военным будет непросто отразить возможный удар по Мариуполю с моря. Да и не только по Мариуполю. Поэтому в Киеве много разговоров, что надо срочно усиливать свой военно-морской флот.
Если отбросить пустую болтовню, то в сухом остатке немного. На киевском заводе «Ленинская кузница» строятся два малых бронированных артиллерийских катера проекта «Гюрза-М». Строятся давно, первый заложен еще в 2012 году. И неизвестно, суждено ли им выйти в море? Или и этих «змей» постигнет участь широко разрекламированной на Украине программы «корвет», которая тянется с 2005 года, но тоже наверняка кончится ничем?
Напомню: на выходе должны были получиться достаточно мощные ракетно-артиллерийские корабли проекта 58250 проекта «Гайдук-21». Вооружение – сплошь Италия и Франция. Кое-что из оборудования – из России. Эта программа Киевом была признана приоритетной, но финансировалась как все военное в этой «державе» – от случая к случаю. Да и выходило дороговато: головной корвет планировалось построить за 250 миллионов евро.
Всего в Киеве собирались обзавестись 10-12 такими кораблями. В 2011 году в Николаеве заложили первый - «Владимир Великий». За четыре года на стапеле завершили формирование корпуса. Сегодня финансирование остановлено. Словом, «Владимир Великий», скорее всего, приказал долго жить в готовности 43 процента.
Вот и вышло, что единственный реалистичный выход - и в деле возрождения собственного флота отправиться Киеву по миру с протянутой рукой. Как сообщил главный редактор украинского сайта «Информационное сопротивление» Дмитрий Тымчук, уже «ведутся переговоры с западными странами о возможности передачи ВМС Украины катеров береговой охраны (США, бесплатно), корветов и тральщиков (б\у, по минимально возможной цене)».
Только, во-первых, катера, корветы и тральщики – самое что ни на есть «летальное оружие». А от поставок его на Украину отказались даже Штаты. Во-вторых – даже если бы и передали! – на этих кораблях ведь еще научиться воевать надо. Сколько времени на это потребуется украинским мореходам? Годы? И где тогда будет пролегать линия фронта? Не исключено, что вовсе не под Мариуполем.
P.S. Все же жизнь иногда и украинских военных моряков балует. Во всяком случае - некоторых из них. В связи с увеличением численности ВСУ до 250000 солдат и офицеров, президентом Петром Порошенко решительно увеличена и численность местного генералитета. В частности, с нынешнего года в Военно-морских силах Украины предусмотрено 13 должностей генералов и адмиралов. Как уже было сказано - на шесть боевых кораблей, бригаду морской пехоты, бригаду морской авиации и ряд тыловых и вспомогательных частей.