Захватить российские деньги для восстановления Украины будет не так-то просто
Урсула фон дер Ляйен хочет, чтобы ЕС разработал план по разблокированию замороженных активов Москвы к концу года. Сделку будет трудно заключить.Цель Европейского Союза использовать миллиарды долларов замороженных российских активов для восстановления Украины сталкивается с проблемами.
В прошлом месяце лидеры ЕС поддержали беспрецедентные шаги по использованию прибыли, полученной от государственных активов Москвы, для восстановления, а президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен пообещала на выходных реализовать твердые планы к концу этого года.
Но некоторые европейские правительства в частном порядке обеспокоены рисками для финансовых рынков, связанными с таким шагом. Эти опасения теперь грозят осложнить инициативу фон дер Ляйен.
Бельгия владеет большей частью российских государственных активов, замороженных в ЕС в начале полномасштабного вторжения Владимира Путина в Украину в прошлом году. Бельгийское правительство не желает соглашаться на хищение средств на восстановление Украины без одновременного перехода остальных членов «Большой семерки» на сторону ЕС. «Мы вместе со странами «Большой семерки» и Европейской комиссией ищем структурное решение проблемы замороженных активов, которое не дестабилизирует международную финансовую систему», — заявил премьер-министр Бельгии Александр Де Кроо в обращении к дипломатам в понедельник. «Вам необходимо правовую основу, и ясно, что Бельгия не может обеспечить эту правовую основу самостоятельно».
Большая часть российских валютных резервов, замороженных странами, участвовавшими в санкциях в начале войны Москвы с Украиной, находится в ЕС. Из них 180 миллиардов евро приходится на бельгийскую Euroclear, клиринговую палату, действующую в качестве хранителя российских резервов.
По мере того как российские ценные бумаги достигают срока погашения и реинвестируются финансовыми посредниками, они приносят прибыль. Euroclear получила прибыль в размере 3 миллиардов евро от замороженных активов за первые девять месяцев этого года.
Euroclear добровольно сохранила прибыль, полученную от российских активов, отдельно, но утверждает , что понесла 34 миллиона евро на управленческие и юридические расходы, а также примерно 18 миллионов евро в виде упущенных возможностей получения дохода. На вопрос о намерении ЕС использовать эту прибыль Euroclear отказался от комментариев.
ЕС уже давно выдвинул идею обложить налогом эту прибыль в интересах Украины, но Европейский центральный банк и некоторые столицы ЕС, включая Париж, Берлин и Брюссель, выразили сомнения. Они опасаются, что этот шаг взбудоражит финансовые рынки и ослабит позиции евро как резервной валюты.
На прошлой неделе лидеры ЕС призвали Европейскую комиссию внести юридическое предложение и заявили, что «необходим решительный прогресс в координации с партнерами».
Но Бельгия и Люксембург, в частности, хотят получить заверения в том, что им не придется нести все юридические и финансовые риски, связанные с таким беспрецедентным шагом. В Люксембурге находится еще одна расчетная палата, в настоящее время хранящая замороженные российские активы, Clearstream.
«Вам нужна правовая основа и способ сделать это, не дестабилизируя международные финансовые потоки. Макроэкономическое воздействие весьма велико», — заявил Де Кроо журналистам незадолго до саммита европейских лидеров в конце прошлого месяца. «Мы готовы помочь, но с нами нужно посоветоваться. Деньги находятся в Бельгии. Если вы что-то делаете, то это должно быть в сотрудничестве с нами».Для Де Кроо важно работать над решением проблемы не только в рамках Европы, но и совместно с другими странами G7.
В Киеве фон дер Ляйен признала эти требования международного сотрудничества. «Что касается непредвиденной прибыли, я могу подтвердить, что у нас будет предложение до конца года. Это будет хорошо согласовано с нашими партнерами, партнерами по G7», — сказала она на пресс-конференции с Зеленским.
Министр финансов США Джанет Йеллен недавно продемонстрировала большую поддержку европейским планам получить доступ к замороженным активам. G7 политически поддержала эту идею.
Тем не менее, инициатива G7 также рискует привести к еще большим задержкам. Согласованные формулировки в заявлении G7 пока не выходят за рамки «исследования», как деньги могут быть направлены на поддержку Украины.
Тем временем у Киева заканчивается терпение. «Для Украины является законным приоритетом получить эти российские замороженные активы для восстановления Украины», — заявил POLITICO министр финансов Украины Сергей Марченко.