Такая внешнеполитическая линия США говорит, во-первых, о том, что янки играют на повышение. А во-вторых, это означает, что других реальных механизмов влиять на ситуацию у США, возможно, и нет. Вспомним прошлую зиму. США ничего не заявляли – они просто сделали вооруженный переворот в Киеве, посадив своих марионеток и уверяя в своей полной непричастности. Сейчас же создается ощущение блефа: США понимают, чем все это может закончиться, но у них нет другого выхода. Поэтому нужно блефовать. И Россия приняла вызов, ответив, что она готова к такому развитию событий, если другого пути не будет.
При этом США вряд ли к этому готовы, адекватно оценивая последствия. Если Россия признает ДНР и ЛНР, то для России это будет не лучший вариант, но точно таким же он будет и для США, которым нужно продолжение войны любой ценой. Это Россия может ждать, а США ждать не могут. Признание Россией ДНР и ЛНР покончит с войной в Донбассе, и США придется поджигать уже всю остальную Украину. Но тогда встает вопрос: кто с кем там воюет? И США оказываются в дурацком положении. Конечно, учитывая степень бандеризации украинского медиа-простанства, жителям оккупированной Украины еще можно будет вдолбить в голову, что виноваты "донбасские сепаратисты". Но как при этом будут выглядеть сами США? А главное, что они выигрывают? Гораздо меньше, чем при войне, но включающей Донбасс как часть Украины. Для США выгоднее, чтобы полыхала как можно бόльшая территория Украины. Но вот беда: нынешняя война приостановлена, а продолжить с новой силой ее можно только поставками оружия. Однако, начав массовую поставку оружия, США своими же руками потушат самый воюющий регион – Донбасс, который уже надежно и окончательно под российским зонтиком "уплывет" из состава Украины.
Таким образом, поставки оружия могут оказаться невыгодными самим США. Этим, видимо, и объясняются бесконечные заявления, что "США по-прежнему рассматривают поставки оружия Украине". Так, 10 марта США еще раз вынесли очередное "последнее китайское предупреждение". "Мы активно рассматриваем различные возможности, включая поставки летального оружия, но я не могу сказать, когда точно будет принято решение по поставкам новых систем вооружения", - заявил заместитель первого замминистра обороны США Брайан Маккион.
При этом США не устают изобретать способы, чтобы спровоцировать Россию на резкие действия. То посол США на Украине Джеффри Пайетт вдруг обладает "неопровержимыми доказательствами присутствия российских войск в Донбассе", то помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд объявляет о гибели 500 российских военных в Донбассе, то она же обвиняет Россию в поставках вооружения ополченцам. Все это говорит в пользу того, что США в нынешней конфигурации бессильны что-либо изменить. Мяч не на их стороне, и это их раздражает. Даже по внешним признакам (поведение политиков и дипломатов) отчетливо видно, что позиции России куда крепче.
Однако почивать на лаврах не стоит. Да и пока не на чем. Россия дает открыто понять, что абхазский или осетинский сценарии могут произойти еще раз. Но это в крайнем случае. Чтобы этого не допустить, нудно держать порох сухим. Мы уже неоднократно писали о том, что мобилизация в ДНР и ЛНР была объявлена не на всякий случай, а под вполне конкретную цель – возобновление хунтой войны практически неизбежно. Кроме того, 10 марта начались трехдневные плановые боевые учения Вооруженных сил ДНР, которые, помимо политико-дипломатического значения, имеют и чисто военное. "Проводимые учения являются завершающим этапом слаживания рот", — заявил заместитель командующего корпусом Минобороны ДНР Эдуард Басурин. Это тем более является актуальной военной задачей, учитывая множество нареканий по вопросу взаимодействия различных воинских формирований ополченцев.
На днях также министр обороны РФ Сергей Шойгу проверил боеготовность Черноморского флота в Крыму и оснащение его техникой. Чуть раньше сообщалось, что Черноморский флот России вскоре пополнится тремя новыми кораблями и двумя подводными лодками. Все это указывает на предельную бдительность России и на крымском направлении. Не стоит забывать, что, согласно западным представлениям, Крым является такой же частью Украины, как и Донбасс.
Таким образом, России не стоит торопиться, но стоит готовиться к срыву "перемирия". Каким он будет – вот в чем главный вопрос. Его срыв неизбежен по той причине, что если событий пойдут по тому сценарию, который записан в минских соглашениях от 12 февраля, то Украина просто перестанет существовать в нынешнем виде. Поэтому в Киеве почти сразу же заявили, что изменения в конституцию будут внесены к сентябрю, что означает одно – никаких изменений не будет, ибо к тому времени США придумают какой-нибудь "новый Боинг". Принуждая хунту к Минску-2, Путин, без сомнения, понимал, что инерционный сценарий будет нарушен, а значит, у российского руководства не может не быть плана действий на этот случай. При этом большую роль будет играть позиция Европы. Она еще является антироссийской, но скорее по инерции, в отличие от прошлого года. Внутренний сдвиг европейской позиции произошел.
Интересно отметить и психологическую войну президентов США и России. В течение месяца они публично заявили о своей роли в событиях февраля 2014 года на Украине. В начале февраля Обама фактически признал, что это США свергли Януковича и посадили в Киеве своих марионеток, а месяц спустя Путин, подняв брошенную перчатку, спокойно заявил, что операция по возвращению Крыма в состав России была санкционирована им лично, попутно спася и Януковича, который очень мешает США живым и еще может сказать свое слово. Не как политик, разумеется, а как ценный свидетель. И, кто знает, может быть, именно "фактор Януковича" был в числе прочих, благодаря которым Меркель и Олланд довольно неожиданно в целом поддержали позицию России. В конце концов, под документом от 21 февраля 2014 года стоят подписи министров Германии и Франции.
Итак, в том, что касается текущей ситуации вокруг Новороссии можно усмотреть следующие основные моменты. Обострение ситуации объективно невыгодно как США, так и России. Однако в большей степени оно невыгодно именно США, которые могут существенно уменьшить свой потенциал дестабилизации за счет признания Россией ДНР и ЛНР. Выгодные же приобретения в этом случае не просматриваются. Ведь поставки оружия хунте, которыми грозят США, нужны только как провокационный инструмент, пока в Донбассе идет война, в расчете на необдуманный ответ России. Сами по себе они для США мало что решают, тем более с учетом явного неудовольствия Европы по этому поводу. То есть поставки оружия, если США на них все же решатся, наоборот, дадут в руки России дополнительные инструменты влияния на Европу, которой война под боком вовсе не нужна. И это еще больше может углубить раскол внутри европейского политического класса, что будет на руку России.
Невыгодность же обострения ситуации для России состоит в том, что потенциальное признание народных республик сузит коридор внешнеполитических возможностей, что в складывающихся условиях нежелательно. В новой конфигурации у России (почти) исчезнет обоснование для политического переформатирования Украины, а именно эта цель, а не присоединение Донбасса, для России и является главной.
Однако, как было отмечено, новое обострение неизбежно, и инициатива в этом принадлежит США, для которых продолжение войны является вопросом жизни и смерти, ибо смотреть, как Украина "уплывает" в сторону остальной России, янки не станут. Уже в ближайшие недели можно ожидать какой-нибудь чудовищной провокации.
А пока, судя по событиям, США решили запустить пробный шар. Не имея явных выгод от резкого обострения ситуации, США, видимо, пробуют сымитировать свою готовность к новому витку войны, прощупывая позицию России. Именно в этом ключе видится решение США отправить Украине беспилотники и бронированные внедорожники, озвученное 11 март вице-президентом Джо Байденом во время телефонного звонка Вальцману (Порошенко). Это якобы "нелетальное" оружие хорошо подходит для роли пробного шара.
Отметим еще одно малозаметное обстоятельство в позиции России. В последние месяцы российские руководители вообще перестали употреблять слово "Новороссия". Хотя раньше Путин говорил именно о Новороссии, но с января – только о ДНР и ЛНР. Однако изменился контекст высказываний. Если под Новороссией подразумевалась скорее историческая территория, населенная русскими, то под ДНР и ЛНР – уже политические субъекты, пусть пока и не признанные.
Наконец, стоит отметить и то, что за истекшие после Минска-1 полгода над ДНР и ЛНР надежно установлен российский протекторат. В том смысле, что сейчас вообще исключены какие-то "особые мнения" тех или иных местных руководителей, что прошлым летом было обычным делом, когда центров власти было огромное количество. Сейчас же иногда доходит просто до комичных ситуаций, когда руководство республик зачастую даже не удосуживается растолковать инструкции, полученные в Москве, для местного населения, а просто озвучивает их в российской интерпретации. Это говорит о полной управляемости ДНР и ЛНР из Москвы, а значит, и более надежной их синхронизации, что заметно уже невооруженным глазом. Еще одно важное достижение прошедших месяцев – это создание организованной и управляемой армии, о чем в начале осени можно было только мечтать. Нынешняя армия республик уже совсем не та, что была летом, причем во всех смыслах.
Так признает ли Россия ДНР и ЛНР? Пока для этого нет необходимости. Кроме вышеизложенных причин, есть еще одна. Украина уже прошла точку невозврата и находится в стадии необратимого распада. В этих условиях признавать раньше времени какие-то ее части новыми государствами – значит ставить себе дополнительные препятствия по установлению протектората над остальными территориями. Мы уже писали о том, что регионы бывшей Украины должны быть не оторваны друг от друга, а собраны вместе, чтобы уменьшить влияние на них других стран http://www.nakanune.ru/articles/110170/. Особенно это касается западных областей, которые в случае распада Украины резко изменят вектор своего притяжения в сторону Румынии, Венгрии и Польши. Единая территория бывшей Украины возможна только в контексте русского имперского проекта. При распаде же она становится слабо управляемой и, возможно, уже не поддающейся сборке. Учитывая все это, можно уверенно утверждать, что признание ДНР и ЛНР в нынешних условиях не состоится и рассматривается только как гипотетический вариант на крайний случай.
Сложившаяся ситуация к какой-то мере напоминает ситуацию конца прошлого года, достигшей некоторого равновесного состояния. И выводить ее из этого равновесия будут США, которые сейчас активно ищут такие пути. Пока взят короткий антракт, но борьба за новое мироустройство на полях Новороссии вскоре возобновится с новой силой.