ЮГО-ВОСТОК! ЕНОТЫ 2.0
Украина: плоский штопор. ( Алексей Анпилогов)
В авиации есть понятие штопора. Это критическое состояние самолёта, когда он срывается в спиралеобразное снижение, которое очень трудно снова превратить в устойчивый, горизонтальный полёт. Ситуация же "плоского штопора" осложняется ещё и следующим: несмотря на то, что самолёт вроде бы и "вкручивается" в штопор параллельно линии горизонта, но по факту, в силу особенностей такого пикирования, — ещё более неуправляем, нежели при варианте классического, "крутого" штопора.
Если самолёт попал в плоский штопор — его очень трудно, если не невозможно, вывести из пике: при таком пикировании уже не работают практически все рулевые поверхности самолёта.
Именно в таком состоянии и находится сегодня украинская экономика. Начиная с середины 2014 года экономика Украины уже вошла в стадию резкого снижения, а неумелые попытки правительства, парламента и национального банка Украины хоть как-то поуправлять процессом этого снижения — привели к тому, что эти запаздывающие и некомпетентные действия лишь превратили это резкое снижение в неуправляемую спираль.
Что же происходит сейчас на Украине?
Сначала — о принципах работы экономики любой страны и о фактах.
В современном нам, глобальном экономическом мире, — любая страна обычно покупает на внешнем рынке массу необходимых (и не очень) для её экономики вещей, взамен предлагая лишь несколько товарных позиций, на которых страна специализируется в рамках своего экспорта.
Россия может предложить миру нефть, газ, алюминий — за что её часто и ругают. Но может продать и ядерный реактор в сборе, и современный пассажирский самолёт, и услуги по запуску космонавта на орбиту. За что её можно и уважать — это прерогатива лишь узкого круга передовых стран.
А вот у Украины ситуация с её "эксклюзивным" экспортом за всё время независимости становилась всё хуже и хуже: осколки высокотехнологичного советского потенциала были страной утрачены, а то, что можно было бы продать на мировой рынок из Украины, свелось, по сути дела, лишь к трём позициям: продукция сельского хозяйства, промышленная химия и прокат чёрных металлов.
Всё остальное, как оказалось, Украина или вообще делать не умеет — или же делает хуже китайцев или индусов.
Однако привычка жить на широкую ногу — никуда не делась. Граждане Украины любили дорогие иностранные автомобили, эксклюзивное импортное спиртное или французский сыр с плесенью.
Под все эти непроизводительные траты экономики Украины государство и банковский сектор брали западные кредиты, рассчитывая отдать всё это когда-то потом, в следующей жизни. Дошло до того, что в последние годы Украина "сжигала" в своих желудках по миллиарду западных кредитов в месяц, нисколько не задумываясь о том, что эти деньги надо будет когда-нибудь отдавать.
Столь же успешно и беззаботно занимала страна и у своих граждан: по состоянию на начало 2015 года Украина была должна внешним заёмщикам 38 миллиардов долларов США и ещё 31 миллиард — собственным гражданам.
Ну а если взять все долги страны, включая и обязательства банков, органов местного самоуправления и украинских компаний, то ситуация окажется и того печальнее: по состоянию на начало 2015 года общий внешний долг Украины составил уже около 130 млрд. долларов США.
Если разделить общий внешний долг Украины на всех её граждан, которых сегодня, за вычетом Крыма и Донбасса, уже осталось не более 40 миллионов, то мы получим громадную сумму — в 3 250 долларов на каждого украинца, включая детей, стариков, инвалидов и все другие нетрудоспособные категории граждан.
Для сравнения — нынешняя минимальная зарплата на Украине составляет 1378 гривен (около 3000 рублей) или же около 50 долларов. Большая же часть украинских граждан получает зарплату в 2500-3500 гривен (5000-7000 рублей, 100 долларов).
Забирать у украинских граждан уже сугубо нечего — с их уровнем доходов, даже если их ещё ограбить на четверть или треть их зарплаты — они будут отдавать только существующие долги страны десятилетиями, при этом отказывая себе во всём.
Однако беда Украины не только в старых долгах. Беда Украины и в том, что очень малая часть прошлого золотого кредитного дождя была вложена в реальные производства и в модернизацию основных фондов. Большей части этих долгов уже нет в реальности — они съедены, выпиты, покрылись пылью украинских дорог и въехали в придорожный столб или кювет, лежат с разбитым сенсорным экраном на верхней полке рядом с позабытой "Малой советской энциклопедией".
Все эти атрибуты красивой жизни остались в прошлом — в 2015 год Украина заходит всё с такими же устаревшими металлургическими и химическими производствами, с нищим сельским хозяйством и с массой проблем в ЖКХ и инфраструктуре. Да ещё — и с гражданской войной, вот уже целый год бушующей в стране после вооружённого переворота в Киеве.
Страна уже практически исчерпала внутренние резервы для стабилизации ситуации — безумные киевские "пилоты" уже просто бегают по кабине своего самолёта и пытаются отобрать друг у друга штурвал, всё ещё считая, что они чем-то рулят. В то время как их пассажирский, неуклюжий самолёт уже совершает раз за разом витки смертельной спирали, стремительно приближаясь к неизбежной земной тверди, которую уже явно видно внизу, в конце этого скорбного пути.
Чем же завершится украинский плоский штопор?
Во-первых, в какой-то момент времени у национального банка Украины просто закончатся валютные средства. Сегодня золотовалютные резервы НБУ сокращаются на 1 миллиард каждый месяц, скатившись до мизерной цифры в 5,6 млрд. долларов США.
Не напрягая читателей газеты "Завтра" сложными формулами и историческими примерами, скажу: в момент дефолта курс национальной валюты можно определить, просто поделив общую денежную массу страны (так называемый "агрегат М0") на остаток резервов национального банка. Для Украины сегодня, при М0 около 275 млрд. гривен, это составит около 50 гривен за доллар. Напомню, при "хорошей" зарплате в 3000 гривен.
Если же национальный банк решит объявить дефолт при резервах, например, в 3 миллиарда долларов — то курс легко может составить и 90 гривен за доллар.
В этот момент времени, понятное дело, для простого украинца станет недоступным всё то, что он привык считать "обычным" и "недорогим".
И дело тут даже не в новом автомобиле или во вкусных мандаринах и ананасах — станут недоступными масса необходимых и уже загубленных в производстве на Украине вещей.
Станут дороже критические лекарства — и природный газ, памперсы — и дизель на бензоколонках, нержавеющие ложки и вилки — и медные провода. В общем — масса того, что на Украине не добывается, не произрастает или же не производится.
Спокойным можно быть лишь за картошку и за овощи — но и их надо будет стараться вырастить с минимумом затрат, чтобы не вылететь в трубу из-за подорожавшего топлива, удобрений и пестицидов. И — снова закрывать в банки помидоры, огурцы, сливовое и вишнёвое варенье — благо и соль, и сахар пока вроде бы страна ещё может производить сама.
Обнищание населения, до этого бывшее относительным, станет уже абсолютным. Массовая безработица, которую неизбежно спровоцируют масштабные увольнения с закрывающихся предприятий и из раздутой "сферы обслуживания", приведёт к тому, что в стране возникнет дополнительно несколько миллионов безработных.
Часть из них станет беженцами, часть, как ни прискорбно, — пойдёт воевать в украинскую армию, которая будет продолжать разрушать города Донбасса.
Скорее всего, часть "пилотов самолёта", наиболее активно бегавших с "оторванным штурвалом", выбросят за борт — после чего их личная судьба продолжится где-нибудь на Западе, чьи интересы они, собственно, и представляли.
Наименее удачливых "пилотов" посадят в украинские тюрьмы, сделав козлами отпущения. Дежурно обвинят в кризисе и Россию — ведь это именно она не хочет продавать Украине бесплатный газ и нефтепродукты.
Ну а самолёт украинского государства попадёт после дефолта в десятилетнее болото затяжного экономического и социального кризиса, из которого нет никакого быстрого и бескровного выхода. Только уничтожение текущего украинского государства — и создание на его развалинах чего-то принципиально нового. "Пассажирам самолёта", которые столь неумно посадили за штурвал своего лайнера неумёх, воров и предателей, — надо будет на собственной шкуре прочувствовать все прелести социального и экономического коллапса.
Сюжет классической украинской Руины стране надо будет пережить ещё один раз.