По словам главы Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) Дмитрия Вовка, с апреля новые тарифы на газ и тепловую энергию будут на 100% покрывать их себестоимость. Теоретически повышение тарифов решает проблему «Нафтогаза». Но только на бумаге, если вспомнить масштаб дефицита. В 2014 году, по данным Арсения Яценюка, дефицит составил 103 млрд грн. И ради кредита правительство обязалось одномоментно переложить его на население, реальные доходы которого уже на грани, а у многих и ниже прожиточного минимума.
В 2014 году украинцы оплатили 92% услуг ЖКХ. В январе 2015 года, еще до подорожания, этот показатель снизился до 88%. Без сомнения, осенью правительство столкнется с тем, что большинство населения страны будет стоять в очередях за субсидиями. Даже по оптимистическим оценкам Минсоцполитики, количество реальных льготников увеличится почти в три раза — до 3 млн человек. А это значит, что скоро правительство станет перед выбором: отказывать части людей в субсидии, порождая неплатежи и социальное недовольство, или прибегнуть к печатанию денег, вызвав очередной виток инфляции. Любой из этих вариантов никак не оздоровит экономику.
Отмечу, что в прошлом году в кабмине смотрели на вещи куда более реалистично. Тогда планировали выйти на стопроцентное покрытие себестоимости за 4 года. Очевидно, стремительное ухудшение ситуации в стране привело к тому, что желание любой ценой получить деньги затмило все разумные доводы.
Напрасная жертва
Ради чего правительство пошло на социальные эксперименты над населением? Парадокс в том, что ради чего угодно, только не ради самого населения.
Общий объем выплат по госдолгу в текущем году составляет около $11 млрд. Это означает, что практически все деньги МВФ, за исключением нескольких миллиардов на поддержание курса, пойдут на выплату внешних долгов. Решит ли это проблемы Украины, которая де-факто лишь рефинансирует задолженность? Однозначно, нет. Ведь в результате долг станет не меньше, а больше.
Единственные, кто без сомнения выиграет от сговорчивости кабмина, — зарубежные кредиторы, которые получат гарантии возврата своих средств. В правительстве это в целом и не отрицают, одновременно уверяя, что выплата старых долгов за счет новых положительно повлияет на инвесторов. Арсений Яценюк, очевидно, надеется, что инвесторы не понимают, за чей счет будут погашены долги. Или думает, что, с таким трудом получив свои деньги, иностранцы тут же вложат их обратно в страну, где идет война, а правительство и Национальный банк демонстрируют чудеса непрофессионализма. Другого объяснения такого несдержанного оптимизма у меня нет.
На самом деле, конечно же, выплата внешних долгов никоим образом не станет тем стимулом, который привлечет в Украину инвестиции. Более того, правительству изначально не имело смысла рассматривать вариант погашения старых долгов за счет новых. У Украины были все основания говорить с МВФ и международными кредиторами не о займе, а о списания части долга и реструктуризации оставшейся задолженности в долгосрочные бумаги с низкой доходностью. Я не вижу причин, по которой союзники не пошли бы навстречу воюющей стране, пережившей майдан. Вместо этого мы согласилось на кабальный вариант даже без минимального торга.
В данном случае речь идет о предательстве интересов страны, как бы громко это не звучало. Как минимум пора говорить о создании следственной комиссии Верховной рады. Она должна разобраться с тем, как именно правительство вело переговоры с МВФ.
В свое время в исследовании лондонского Института международного развития политика МВФ относительно небогатых стран была названа «противоречащей развитию». Думаю, это определение близко к истине. Однако я далек от мысли видеть врага в лице фонда. Там вовсе не обязаны решать чужие проблемы. Цели фонда куда прозаичнее — стабилизация экономики через сбалансирование бюджета, выплата нами внешних долгов и создание на данной территории условий, благоприятных для ведения бизнеса западными компаниями. То есть включение Украины в мировую экономику на объективных для МВФ, но унизительных для Украины условиях — в качестве сырьевого придатка и источника дешевой рабочей силы.
Ситуацию, в которой находится Украина, можно сравнить с дилеммой выпускника сельской школы, родственники которого требуют, чтобы он пошел учиться в местное ПТУ, искренне веря, что именно там ему и место. Желание ребенка учиться в столице на юриста при этом не рассматривается в принципе. Подписывая кабальный договор с МВФ, нынешнее правительство точно так же лишает Украину будущего — шанса на альтернативные варианты. Страну силой загоняют в ПТУ, после которого Украина всю жизнь будет работать трактористом у богатого соседа. Возможно, для какой-нибудь африканской страны это и неплохой вариант. Но, убежден, это не то, на что стоило соглашаться лидерам страны, подарившей миру Бориса Патона, Николая Амосова и Сергея Королева.
Кредит МВФ лишь отчасти решит краткосрочные проблемы Украины, но вовсе не разрешит глобальные дисбалансы. В этой связи показателен опыт предыдущего подопечного МВФ — Греции, точно так же, как и Украина, согласившейся брать кредиты от международных доноров под драконовские условия урезания социальной сферы без адекватного проведения структурных реформ.
В результате кредиторы греческого правительства — преимущественно германские и французские банки — получили причитающиеся им деньги. Однако параллельно реальный ВВП Греции рухнул более чем на четверть, доходы населения упали еще сильнее, а объем задолженности уже в 2012 году достиг более 170% от ВВП и остается примерно на этом же уровне до сегодняшнего дня. Афины и сейчас не в состоянии обслужить свои долги.
Украинское правительство аргументирует необходимость выполнения условий МВФ тем, что программа реформ открывает Украине доступ к общему пакету финансовой помощи объемом до $40 млрд в течение ближайших 4 лет. Однако понимает ли правительство, как оно будет обслуживать эти займы, не говоря уже о том, как их возвращать? В настоящее время госдолг Украины превышает 70% ВВП и Киеву уже нечем его погашать. Каким образом правительство собирается делать это, когда долг вырастет до 100%? Очевидно, что у правительства вовсе нет ответа на этот вопрос.
На самом деле на примере Греции несложно предугадать ближайшее будущее — госдолг вырастет, а зажатое в тисках финансовых ограничений население очень скоро пополнит ряды украинской «Сиризы», благо в популистах наша страна недостатка никогда не испытывала. Пройдя несколько кругов ада, страна вернется в исходную точку. Туда, куда 5 лет спустя вернулась Греция.
Другая Украина
За последний год правительство и Национальный банк допустили много ошибок. И самая большая ошибка была в том, что всё это время они работали с МВФ, вместо того чтобы работать с экономикой.
Повышать тарифы в условиях дефицита бюджета рано или поздно пришлось бы. Однако делать это нужно было постепенно, и, самое главное, повышению тарифов должна была предшествовать модернизация «Нафтогаза».
Не секрет, что значительная доля убытков «Нафтогаза» связана вовсе не с низкими тарифами, а с неэффективной системой управления и обслуживанием долгов. Только технические потери монополиста составляют 20%. И повышением тарифов эти проблемы не решить. Наоборот, именно повышение тарифов дает возможность оставить всё как есть, поскольку неэффективную, непрозрачную систему можно будет и дальше поддерживать на плаву, теперь уже за счет рядовых граждан. И это касается на только «Нафтогаза».
Украинская экономика является наименее энергоэффективной индустриальной экономикой мира. И крайне важно было форсировать выполнение программы повышения энергоэффективности промышленности, проводимую еще нашим правительством. Также нужно было энергично заниматься модернизацией жилищно-коммунального хозяйства, где никто не знает реальную долю технических потерь. Правительство же снова пошло по пути наименьшего сопротивления — переложило фундаментальные проблемы на рядовых потребителей, жителей страны со средней зарплатой менее $150 в месяц.
Увы, но заплатят украинцы не только за это, но и за все просчеты власти. За провал работы Национального банка, допустившего троекратную девальвацию нацвалюты, и за бездумный разрыв экономических связей с соседями.
Время уже подтвердило то, о чем мы говорили полтора года назад: Украина не нужна на европейском рынке. В прошлом году, даже с учетом режима благоприятствования со стороны ЕС, наш экспорт туда вырос лишь на 1,5%. В то же время мы лишились рынков других стран, экспорт в некоторые из которых упал на 30–40%. При этом правительство продолжает и дальше стучаться в закрытые двери, ничего не делая для поиска альтернативных возможностей.
Тот же Китай готов вкладывать инвестиции в реальные проекты в Украине. В 2013 году во время моего визита в Пекин было согласовано инвестпроектов на $30 млрд. Новые власти не смогли реализовать практически ничего из этого, осилив лишь начало реализации свопа с Китаем, подписанного в далеком 2012 году.
Не сделал ничего за год кабмин и для улучшения инвестиционного климата. В Украине на руках у населения находится около $100 млрд. Именно эти деньги, а не средства МВФ, могут стать тем дешевым внутренним ресурсом, который даст толчок развитию страны. Однако привлекать их нужно не повышением налогов и не перманентным политическим кризисом. Впрочем, в стране, где вкладчики не могут получить свой вклад из работающего банка, вовсе нет смысла говорить об инвестициях.
Новая власть сделала и главную ошибку — упустила шанс сломать систему, которая работает за счет коррупции и внешних кредитов. При этом у нее были для этого все те возможности, которых не было у предыдущих правительств. Майдан дал шанс практически с нуля перегрузить общественные отношения в стране. Однако за год вовсе ничего не было сделано. И самая большая несправедливость, по моему мнению, заключается в том, что заплатит за это не правительство. За политиков, которые вместо реальной работы предпочли взять кредит МВФ, заплатит население — простые украинцы, их дети и внуки.
http://www.odnako.org/blogs/kredit-mvf- … t-ukraine/