"Ситуацию в Донецке и Луганске мы контролируем. Есть люди, которые нам помогают"
Начнем с харьковских событий. Увы, я не думаю, что это последний подобный теракт.
Расследование проводится очень активно. Всю информацию – как только это будет возможно – мы представим общественности. Максимальная открытость для меня принципиальна. Я крепко стою на этой позиции и это, пожалуй, то, чем отличается нынешняя моя работа в СБУ от предыдущего этапа.
Теперь – по сути вопроса. В СБУ постоянно работают не только боевые группы, не только антидиверсионные, не только контр-разведывательные, но и группы фильтрации и поимки диверсантов.Вот – из последнего: данные по диверсионной группе, созданной офицером ГРУ(перебирает бумаги на столе, - С.К.). Он нанимал граждан Украины, обучал их, выдавал взрывчатку, засылал на «объект», предварительно проинструктировав. Таких примеров, к сожалению, довольно много. Вот, сегодня обнаружили этого офицера ГРУ, вчера – российского разведчика, позавчера – еще одного. И так практически каждый день. Наибольшая опасность в этом смысле – от представителей военной разведки генштаба Минобороны РФ, занимающихся подготовкой подрывников и террористов для работы на территории Украины. Причем как на временно оккупированных территориях, так и на «большой земле».
Правильно ли понимаю, что в большинстве случаев,террористические акты - дело рук преимущественно российских инструкторов,которые «отбирают» «кадры», «готовят» их…?
…Обучают, нанимают. Вы помните: 17-го декабря в Киеве была задержана луганчанка с сумкой взрывчатки. В Мариуполе вообще зашел артиллерийский дивизион с территории РФ, обстрелял жилые кварталы, в результате чего погибли мирные граждане. При этом наводчиком был местный милиционер, гаишник.
Судя по информационным сообщениям СБУ, многие теракты вам все же удалось предотвратить.
Наша задача - задерживать, изымать взрывчатку, оружие, инструкции и деньги. Далее - если не можем задержать самих организаторов, либо уничтожить их – принять меры для выдворения преступников с территории Украины.
Но сработать на упреждение, чтобы попросту не допустить их проникновение на территорию страны, мы не можем, да? Пока границу не контролируем – не можем.
Для чего захватчики установили контроль за границей? Чтобы свободно поставлять оружие и боеприпасы, что и делают. До тех пор, пока спецслужбы соседней страны-агрессора занимаются тем, что шлют нам диверсантов, до тех пор СБ Украины должна все силы направить на противодействие этому. Противодействие формами и методами, о которых я упомянул и о которых не упомянул. Есть также специальные, которые мы не расшифровываем публично.Многие полагают, в середине весны ситуация вновь обострится. Этакая «новая русская весна». Понятно, вы реагируете на текущие вызовы, но ведется ли какая-то работа, пусть даже самая элементарная, на упреждение?
Мы не расслабляемся с 24февраля прошлого года. Мы пришли сюда, в Службу безопасности, прямо с Майдана; с ребятами, стоявшими на Майдане, произошло значительно обновление кадрового состава Службы. Сейчас, пользуясь случаем, я хочу отметить, что эффективность СБУ за последний год – их, во многом, результат.
А все эти названия – «русска явесна», «русское лето»... Все эти пропагандистские циркуляры, в том числе – от Суркова, о котором я уже вспоминал ни один раз – предназначенные марионеткам в ДНР и ЛНР…. Хочу сказать, что несмотря ни на что, ситуацию в Донецке и Луганске мы контролируем. На местах есть люди, которые нам помогают, в том числе – в непосредственном руководстве ДНР и ЛНР. Так что информацией мы обладаем в полной мере.
Стоп. Я правильно понимаю, что у вас есть свои «агенты» среди высших чинов ДНР и ЛНР?
Наши люди. Но подробности, разумеется, я раскрывать не стану. Я просто говорю, что уровень понимания ситуации у нас достаточно глубокий.
Вместе с тем, на сегодня есть ряд актуальных задач. Первая – создать, совместно с силами МВД – пояс безопасности вокруг временно оккупированных территорий. Вторая – бороться за людей, оставшихся на этих временно оккупированных территориях, бороться за их умы. Добиваться того, чтобы к ним попадала гуманитарная помощь от украинской власти.Такая тактика даст нам возможность понемногу менять ситуацию, минимизировать поддержку террористов местным населением.
Об этом мы еще поговорим, сейчас коротко хочу уточнить: кадровые выводы – по линии СБУ – последовали ли после харьковских событий? Или «списали на боевые»?
Ситуация в Харькове имела две составляющие. Первое: сегодня задержана группа диверсантов, называвших себя «харьковские партизаны». На вооружении у них был гранатомет. Управлялись они с территории Белгородской области, РФ. Возможно, там, в Белгороде, кто-то еще остался, но в Харьковской области они ликвидированы. Второе: сам теракт, осуществлявшийся силами «Оплота» и бывшими представителями «Беркута». Взрывчатку, инструкции – всё, вплоть до мобильных телефонов, они получили от представителя спецслужб Российской Федерации. Он, таким образом, стал соучастником преступления. Все эти люди установлены, харьковский суд дал санкцию на их двухмесячное – пока идет следствие – содержание под стражей. Все они проходят по делу как соорганизаторы теракта.Только один член преступной группы – также офицер российского ГРУ – пока еще не задержан, но мы работаем над этим, его сообщники сейчас уже дают показания.
Поэтому, главный кадровый вывод по харьковском управлению СБУ, как и по некоторым другим в восточных и южных областях, следующий: максимально возможно – как только подбираем профильных специалистов – усиливаем «Альфу», как главное контртеррористическое боевое подразделение.Еще в прошлом году решением коллегии СБУ региональные управления Службы были сориентированы на два ключевых приоритета: борьба с терроризмом и контрразведка.
Сколько сейчас насчитывает кадровый состав СБУ? В какой степени произошла «чистка рядов»?
Около 26 тысяч сотрудников. Было – порядка тридцати тысяч.
По какому принципу отсеивали?
После Майдана многие сами сбежали.
Многие. Но явно не четыре тысячи.
Наиболее серьезные прецеденты: дезертирство, самовольное оставление места службы - бывшие луганские и донецкие управления СБУ. Бывшие, потому что мы с ними ни дня не работали. Часть из них сразу же перешли на сторону врага.
Точка отсчета работы обновленной Службы безопасности Украины – с 24 февраля 2014-го года.
Какие зарплаты получают сотрудники, которые пришли с Майдана и сегодня борются с терроризмом, работают по линии контрразведки?
Откровенно говоря, небольшие. Вместе с тем, при поддержке Президента и правительства, увеличены выплаты бойцам «Альфы». Это оправдано, ведь, по сути, они постоянно находятся на передовой. Если у человека хорошая зарплата, если у его семьи есть квартира, можно не сомневаться: приказ он выполнит до конца, на такие боевые подразделения можно рассчитывать.
Вечный, как для главы СБУ, вопрос. Раз уж речь зашла о кадрах… ДеКГБизация и ДеФСБизация.
Вы помните, какой негатив вызывало одно только упоминание нами этих терминов в 2007-м, 2008-м. Очень хочется, чтобы те, кто высказывался тогда подобным образом, оглянулись бы в прошлый год – вспомнили, что творили эти деятели в Крыму, Донецке, Луганске и какие это сегодня имеет последствия.
Фото: Макс Требухов
Так, давайте конкретно. Не секрет, что даже после исхода из политики значительной части регионалов и коммунистов, во власти все же осталось немало «агентов Кремля». Немало. Причем некоторые из них имеют статус «сотрудников». Для того, чтобы обнаружить это, достаточно вскрыть архивы. В прошлый раз вы занимались раскрытием архивов по Голодомору, причем достаточно успешно. Когда будут открыты архивы по «агентам»?Безусловно, такие архивы будут раскрыты. Но они будут раскрыты в Москве, где находятся самые важные агентурные дела – на «местный уровень» это никогда не спускалось. Такие дела всегда архивировались в центральном управлении КГБ в Москве.