Деукраинизация Крыма
Спустя год после аннексии Крыма Россией внешне на этом полуострове мало что изменилось, однако там уже ведется жесткая борьба с любыми проявлениями недовольства.Здание районного суда на окраине столицы Крыма, города Симферополь, внешне почти не изменилось с тех пор, как Россия аннексировала этот полуостров. Там все те же обшарпанные коридоры, та же модульная деревянная мебель и те же прокуроры и судьи, которые работали в этом суде год назад.
Единственная перемена коснулась флагов, висящих в залах суда. В четверг, 12 марта, судья Наталья Уржумова приговорила четырех местных жителей к 40 часам исправительных работ. Какое преступление они совершили? Они развернули украинский флаг, которому всего год назад сама судья давала клятву верности и который тогда висел в том самом зале судебных заседаний, где проходило слушание по их делу.
Это судебное заседание наглядно продемонстрировало, насколько сильно Крым изменился за прошедший год и насколько он во многих отношениях остался прежним. Теперь, когда полуостров готовится к празднованиям по случаю годовщины присоединения к России — которое большинство мировых лидеров считают незаконным, но которое Москва воспринимает как акт восстановления «исторической справедливости» — там планомерно уничтожаются все напоминания об украинском прошлом этого региона, и ведется жесткая борьба с недовольством.
Между тем, в российской полиции, судебной системе и бюрократическом аппарате на этом полуострове работают все те же люди, которые прежде служили украинскому правительству.
Леонида Кузьмина, Александра Кравченко и Вельдара Шукурджиева признали виновными в нарушении порядка проведения собраний — они организовали митинг, чтобы отметить годовщину дня рождения украинского поэта Тараса Шевченко. Всех троих приговорили к 10 дням общественно полезных работ за их действия во время митинга, организованного Кузьминым, 24-летним учителем истории. Это был довольно скромный митинг, который прошел в понедельник, 9 марта и на котором около 20 человек читали стихи в одном из парков на окраине Симферополя.
На этом заседании суда свидетели со стороны полиции назвали украинский флаг «экстремистским», «провокационным» и «запрещенным». В своем вердикте Уржумова сказала, что, поскольку Украина как государство не существовала в то время, когда Шевченко писал свои стихи, украинский флаг не имеет к поэту никакого отношения.
В понедельник, 16 марта, будет отмечаться годовщина референдума, в ходе которого подавляющее большинство жителей Крыма проголосовали за присоединение к России, после того как в результате революции на Майдане в Киеве Виктор Янукович лишился президентского поста.
В трейлерах к трехчасовому документальному фильму, посвященному прошлогодним событиям в Крыму, который будет показан вечером в воскресенье на российском государственном канале, президент Владимир Путин опроверг свою собственную версию событий, на которой он настаивал ранее, а именно версию о том, что решение России присоединить полуостров было исключительно реакцией на сильное желание подавляющего большинства местных жителей населения, выраженного ими в ходе референдума. Вместо этого он признался, что после совещания с главами служб безопасности, которое состоялось ночью после бегства Януковича из Киева, он принял решение аннексировать Крым.
«Я всем моим коллегам сказал: “Мы вынуждены начать работу по возврату Крыма в состав России”», — сказал Путин. Вскоре на полуострове появилось множество российских военнослужащих в форме без опознавательных знаков. В тот момент Путин отрицал их присутствие на полуострове, а российские военные получили прозвище «зеленых человечков».
Несмотря на неоднозначность референдума, а также признание, что Москва все заранее спланировала, нет никаких сомнений в том, что уровень поддержки решения о присоединении к России все еще остается высоким среди населения Крыма. Одним из индикаторов стало то, как мало людей Москве потребовалось перевести в Крым для управления этим регионом. Спустя год после аннексии в Крыму поменялась валюта, телефонные номера, банки, однако большинство людей, занимающих руководящие посты, остались на своих местах.
«Приехало, наверное, около нескольких десятков руководителей высшего звена, но в целом все структуры, которые прежде были украинскими, сейчас просто стали российскими», — сказал Ильми Умеров, бывший глава администрации Бахчисарайского района, ушедший в отставку в сентябре прошлого года из-за того, что ему не хотелось работать с российскими властями.
«В моем районе около 80% украинских солдат перешли в российскую армию, то же самое сделали 90% сотрудников прокуратуры и 100% сотрудников служб безопасности и полиции. Я не знаю ни одного сотрудника СБУ, отказавшегося перейти в ФСБ».
По словам Умерова, единственный приезжий в руководстве Бахчисарайского района — это офицер ФСБ из Красноярской области, который сейчас руководит местным отделом ФСБ. «Когда он пришел ко мне знакомиться, он сказал, что никогда прежде не был в Крыму. Он даже не знает географии этого полуострова», — добавил Умеров.
Однако у этого офицера есть множество помощников: все сотрудники отделения СБУ перешли в ФСБ. А бывший глава этого отделения СБУ теперь стал его заместителем.
Каждая область Крыма была закреплена за конкретной областью в России, которая отправила своих специалистов на полуостров, чтобы обучить местных чиновников. В пятницу, 13 марта, в ходе интервью, которое он дал в Симферополе, российский министр по делам Крыма Олег Савельев, который попал в санкционный список Евросоюза, отметил, что программа по переподготовке местных служащих государственного аппарата будет продолжаться, добавив, что на постоянной основе там сейчас работает меньшее число чиновников.
На окончательное завершение перехода вряд ли потребуется много лет. Зачитывая приговор одному из ответчиков по делу о митинге в честь Шевченко, судья Уржумова сначала даже назначила ему 48 часов исправительных работ, хотя статья, по которой он проходил, предполагает максимальное наказание сроком до 40 часов исправительных работ. Ей приходилось часто сверяться с различными справочниками по российскому законодательству, которые лежали перед ней. «Иногда они объявляют перерыв до следующего дня, чтобы дома почитать российские законы», — сказал один из крымских адвокатов.
Аннексия Крыма спровоцировала худший кризис в отношениях между Россией и Западом со времен холодной войны, а в результате санкций, введенных США и Евросоюзом, в Крыму не работают карты Visa и Mastercard, делая его экономику чрезвычайно зависимой от наличных денег. Кроме того, крупные российские банки и торговые сети пока не спешат открывать свои филиалы на полуострове, опасаясь попасть в санкционный список Запада. Размеры пенсий и зарплат в Крыму выросли, но уровень инфляции там тоже очень высокий.
По словам Савельева, власти следят за общественным мнением, и уровень поддержки присоединения к России в Крыму до сих пор составляет около 95%. Такой уровень поддержки, несомненно, является крайней высоким, однако на самом деле ситуация может оказаться несколько иной. Люди неохотно делятся своим мнением, и многие из них просят не называть их имен, даже если они высказывают вполне нейтральную точку зрения.
На полуострове осталось крайне мало изданий, которые не поддерживают точку зрения новых крымских властей. В пятницу утром агенты ФСБ совершили обыск в квартирах двух журналистов, работающих на проукраинское агентство.
Некоторым влиятельным лидерам крымских татар, которые выступали за политику бойкотирования новых российских властей, было запрещено въезжать на территорию полуострова, а разгоны даже малочисленных демонстраций, таких как митинг в честь Шевченко, скорее всего, направлены на то, чтобы уничтожить первые ростки недовольства.
«Силы самообороны», группы местных жителей, объединившихся, чтобы противостоять предполагаемой угрозе со стороны украинских радикалов, и сопровождавших «зеленых человечков», когда те отправились выбивать украинских солдат с их баз, теперь получили форму и зарегистрировались как «силы народного сопротивления».
Из 10 тысяч человек, записавшихся в прошлом году, 500 человек работают в этой структуре на постоянной основе. На стене их штаб-квартиры в центре Симферополя висит ламинированный портрет Путина и портрет Иосифа Сталина в рамке.
«Главное, что теперь я не испытываю стресса, включая телевизор», — признается 50-летний Владимир, заместитель командира отряда «народного сопротивления». Он носит пистолет с именной гравировкой, полученный им от министра обороны России Сергея Шойгу за мужество, проявленное во время операции по воссоединению Крыма с Россией. «Вы даже представить себе не можете, какое это облегчение сейчас — включать телевизор и слышать только русскую речь».
По словам Владимира, силы сопротивления будут существовать столько, сколько будет нужно народу. Представитель сил сопротивления отметил, что они выполняли такие задания, которые «ни полиция, ни армия не могли выполнить», в частности «ренационализацию» украинской государственной собственности и передачу ее России.
В пятницу, 13 марта, центральная площадь Ленина в Симферополе уже была украшена российскими флагами, что стало частью подготовки к празднованию годовщины референдума. В день празднований тысячи детей соберутся на площади, чтобы изобразить гигантский российский флаг, в Симферополе пройдет военный парад, и люди надеются, что приедет Путин.
Большинство жителей Крыма, уверенных в том, что полуостров должен остаться в составе Украины, хранят молчание — заявить об этом значило бы подвергнуться обвинениям в «сепаратизме», за что предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до пяти лет. Даже чтение стихов на украинском языке может быть опасным, как выяснил Кузьмин.
Спустя два дня после митинга в честь Шевченко Кузьмина уволили из школы, где он преподавал историю. На этом митинге он даже не размахивал флагом: его обвинили в том, что он «стоял рядом» с флагом и не остановил остальных участников акции, когда они развернули флаги, на одном из которых было написано «Крым — это Украина». Директор школы признался, что ему позвонили представители властей и приказали ему уволить Кузьмина.
«Некоторые мои коллеги в частных беседах выразили свою солидарность, добавив, что им очень жаль, что со мной такое случилось. Но никто не посмел заявить об этом открыто, — сказал Кузьмин. — Другие назвали меня агентом Госдепартамента. Я не знаю, что я буду делать дальше. Мне нужно подумать».