Государственный концерн «Укроборонпром» создан в 2010 году и формально объединяет 134 предприятия ВПК Украины (125 государственных и 9 акционерных). Правда, если открыть первую страницу раздела «Склад концерну» становится очевидным, что многое в этом списке, мягко говоря, устарело. Судите сами:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ЕВПАТОРИЙСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ РЕМОНТНЫЙ ЗАВОД»;
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «СЕВАСТОПОЛЬСКОЕ АВИАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ»;
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ФЕОДОСИЙСКИЙ СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД»;
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «ЧЕРНОМОРЕЦ» (Севастополь);
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО РАДИОСВЯЗИ»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ БЮРО «СУДОКОМПОЗИТ» (Феодосия);
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ФЕОДОСИЙСКИЙ ОПТИЧЕСКИЙ ЗАВОД»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА «ПЛАМЯ» (Севастополь);
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ АЭРОПРУЖНЫХ СИСТЕМ» (Феодосия);
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «ВЕРТОЛЕТ» (Феодосия);
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «СКЛОПЛАСТИК» (Феодосия);
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ФЕОДОСИЙСКАЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ «МОРЕ»;
ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЗАВОД «ФИОЛЕНТ» (Симферополь).
Из каких соображений руководства концерна включает в список крымские заводы, к которым не имеет доступа, на первый взгляд непонятно. Но, если внимательно изучить остальное содержимое «склада», еще как минимум половина хозсубъектов отсеется как существующие только на бумаге.
Так, многие из перечисленных конструкторских бюро или оборонных НИИ давно прекратили что-то либо констуировать или изобретать. В штате у них – по несколько «ветеранов производства», а мощности (если они и были) давно сданы в аренду коммерческим структурам. Для чего нужна такая показуха?
Во-первых, чтобы вытягивать деньги из бюджета. Одно дело, когда в концерне 10 предприятий, другое – больше сотни. Разное финансирование, разные админрасходы. Соответственно, позволяет рисовать себе солидную зарплату.
Как писали на разных форумах, руководители департаментов концерна получают около 50 тыс. грн., а таких департаментов в концерне более 15. Начальники управлений (в каждом из 15 департаменте по 5-8 управлений) – 35 тыс. грн. Даже простая секретарша генерального директора получает больше майора в АТО – 15 тыс. грн.). Интересно, сколько при таких раскладах составляет доход Романа Романова в это непростое время?
Во-вторых, «мертвые души» нужны, чтобы оформлять на вирутальные предприятия вполне реальные машины, квартиры, дорогую офисную мебель и средней цены девочек, скрашивающих унылый офисный быт «оборонщиков».
Как уже писали журалисты, «мало кто знает, что формально в концерне ни у кого (даже у «генерального») нет служебного автомобиля. Недешевые машины, за окнами которых пресса видит топ-менеджеров концерна – собственность предприятий-участников концерна». Дорогих иномарок у структур концерна столько, что они не знают, куда их девать. По слухам, Роман Романов даже отдал одному из замов Турчинова элитнную AUDI A8 L, которая числилась на фирме «Укринмаш».
Еще одним «презентом» турчиновской группе от Романова стало назначение 24-летнего мажора Тоши Пашинского на высокую должность в «Спецтехноэкспорт» – одну из внешнеэкономических фирм концерна «Укроборонпром». Теперь сын депутата Пашинского сможет посещать пляжные вечеринки в теплых странах за госсчет и примерять дамские лифчики без отрыва от презентации нашего высокотехнологичного оружия на зарубежных выставках.
К тому же в штат виртуальных организаций оформлена масса «помощниц руководителей» и «секретуток». Эта армия ежедневно сосет казенные деньги в госконцерне, пока солдаты гибнут в АТО, а их семьи месяцами ждут выплат.
На золотом крыльце сидели...
Но изучать детали жизни солдат на передовой – это не дело для столь значимой персоны как Роман Романов. Он ездит за три моря, в Эмираты. Именно вояж руководителя госконцерна со свитой на выставку вооружений «IDEX-2015» в Абу-Даби закончилась грандиозным скандалом по поводу цены проживания его команды в аппартаментах отелей «Emirates Palace» и «Интерконтиненталь» и звонкого пшика от практических результатов.
Как писали СМИ, в сотню тысяч дефицитных долларов вылилась аренда люкса «Бриллиант» для Романова, шампанское на завтрак, яхты, личный пляж, гламурный кейтеринг, бандурист (!) и другие представительские расходы делегации госконцерна. На полмиллиона потянула транспортировка БТР-3Е1 и «Дозор-Б», которых эксперты между собой снисходительно называют «антикварными», и еще в $1 млн. - аренда двухъярусного стенда.
И все это закончилось конфузом на самом высоком уровне, когда официальный представитель Министерства иностранных дел ОАЭ Фарис аль-Мазруи опроверг распространенную ранее украинской стороной информацию о заключенных с Украиной контрактах на поставку вооружения.
В неловком положении оказались не только чиновники от «оборонки», которые, чтобы оправдать немыслимую расточительность, рассказывали о своих великих успехах, но и неверно проинформированное руководство страны.
Тем не менее, Романову и команде эти невинные «шалости» великодушно простили. Мол, люди они не местные, только из Херсона в столицу перебрались, трудно удержаться от соблазна, шикануть за госсчет. Да и кто из чиновников не любит роскошной жизни. Как говорится, пусть бросит камень, кто сам без греха.
Сам он быстренько отчитался, что «гулял» за свои. Мол, только за последний месяц концерн сэкономил на тендерах 30 млн. грн. (при среднем курсе 24 грн за доллар – это аж $1,25 млн.). Всего тендеров было проведено – 2598. Один только завод «Артем» организовал 334 закупки, «Конотопский авиаремонтный завод» – 211. При таком масштабе, экономия в миллион баксов – это мизер.
Свидетели «обронного покращення»
В чем же загадка временной непотопляемости «Ромы из «Укробронпрома» и его херсонской команды? Ответ прост. Война – это единственное, на чем сегодня делаются деньги. Промышленность – в разрухе, торговля – в валютном нокауте, финансовая система на грани банкротства. Околокоррупционный бизнес кормит АТО.
Для справки. На оборону в бюджете 2015 года выделено 85 млрд. грн. Или почти $4 млрд. Из них - 44,6 млрд грн ($2 млрд) так или иначе пробежит мимо «Укроборонпрома»: это те средства, которые направлены на закупку, ремонт и так называемую модернизацию техники. От 6 до 8 млрд грн будет потрачено на строительство "Стены". В подрядчиках – несколько предприятий концерна «Укроборонпром».
И пока идет грандиозный распил, на ответственных постах должны стоять люди, которые не долго думают, прежде, чем ставить подписи. Не думают они потому, что это не их функция. А подписи необходимы, чтобы потом, когда правда неизбежно выползет наружу, было, кого посадить (последнее – неизбежно). И с этой точки зрения сам главный оборонщик, его заместители и протеже – идеальные кандидатуры: у них ни опыта, ни квалификации.
Как известно, до назначения главой «Укроборонпрома» Романов Романов занимался продаже автомобилей корейского, китайского и российского производства в Херсоне. Его фирма «Автопланета» – официальный дилер «Хюндай, KIA и Lada в Херсоне. Раньше – ЧП "Романов".
Иметь дилерский центр по продаже и сервисному обслуживанию автомобилей и сеть СТО - явно недостаточно, чтобы брать на себя ответственность за вооружение армии и безопасность страны в военное время.
Видимо, Романов это чувствует. Не может он не замечать и той иронии, которую у серьезных собеседников вызывает его забавная внешность и несколько комичная манера поведения. До появления статьи про «разгул в Абу-Даби», «Рому из "Укроборонпрома» за глаза называли «мистером Бином», сравнивая с известным персонажем кинокомедий.
Поэтому во всех официальных пресс-релизах требует указывать, что он не просто – учитель физики по образованию и председатель Херсонской организации Союза малых предприятий, а обладатель почетной степени MBA. При этом он старается не уточнять, что степень он получил в 2014 году, то ли уже занимая должность гендиректора «Укроборонпрома», то ли незадолго перед назначением. И не в Оксфорде, а в... «Міжнародному інституті менеджменту (Киев), сокращенно – МИМ.
Не менее колоритны и протеже нашего героя которых он привел с собой. Так, заместитель гендиректора Денис Гурак, о котором в Интернете пишут, что это «очень предприимчивый и перспективный молодой человек, любимое занятие которого-собирать деньги со спецэкспортеров за всяческие согласования экспортных цен, рынков и т.п., путем затягивания этих самых согласований» в прошлом торговец предметами личной гигиены и атрибутами для безопасного секса. Еще один зам – Сергей Пинькас – до августа 2014-го работал вице-мером славного города Цюрупинска. К оружейному делу близок не был, но в случае возникновения неприятностей может обеспечить коллегам комфортный тюремный быт: его отец – генерал-майор и командует... херсонскими тюрьмами.
Поскольку дальше Херсона Роман Романов надолго не выезжал, кадровый резерв он тоже сформировал оттуда. В январе на сайте издания «Херсонские вести» повилась статья под заголовком «Роман Романов искал в Херсоне кадры «Укроборонпрома». А уже через короткое время стало понятно, что поиск удался.
Так, новым руководителем Киевского бронетанкового завода, где в три смены ремонтируют танки для АТО, вместо арестованного за растраты прежнего директора, стал бывший херсонский комбайнер Владислав Лисица (замначальника управления по продажам ПАО «АвтоКрАЗ»). И сразу успел заказать четыре двигателя на сумму 1,6 млн. грн у ООО «Торговая Компания «Чайка», которая... торгует мясом в мелком опте.
Лисицу, конечно, не наказали, ибо вопросами контроля за финансово-хозяйственной деятельностью концерна «Укроборонпром» и входящих в него предприятий занимается херсонский бизнесмен с богоугодной фамилией Херувимов. В родном городе Артур Херувимов известен как местный депутат, увешанный долгами и судебными спорами с другими коммерсантами. Так во всяком случае пишут на городском формуме херсонцы.
Еще один крупный бронетанковый завод – Житомирский – получивший в прошлом году госзаказ на 300 млн грн., временно возглавлял Алексей Бабич. Его родной брат Андрей – работает руководителем аппарата Романова. Но после того, как предшественника Бабича арестовали за списание на левые фирмы 18 млн. грн., выданных на ремонт танков, во главе завода поставили Михаила Мосина – бывшего начальника херсонского троллейбусного депо, сбежавшего с должности из-за судебного иска «Херсонэлектротранса».
P.S. 14 марта на совещании с «волонтерским десантом» президент Петр Порошенко предложил создать волонтерскую коллегию при государственном предприятии «Укроборонпром». Другими словами, приставить к Романову со товарищи народный контроль и тем самым защитить оборонный бюджет от распила. Однако, максимум, что это может дать – приблизить день посадки «херсонской команды» на нары за свои и чужие грехи.
Артем Бобров
http://versii.com/news/323722/