Напомним, что ранее, 12 марта, МВФ отправил Украине первый транш финансовой помощи в размере 5 млрд долларов. В целом в рамках программы поддержки украинской экономики МВФ выделит 17,5 млрд долларов. К этой сумме прибавится помощь от стран G7 общей суммой в 7,5 млрд.
Но кредиторов ситуация с растущим как на дрожжах госдолгом Украины, тем не менее, нервирует. Так, одним из ключевых условий получения траншей от МВФ (помимо болезненных структурных реформ) является сокращение затрат на обслуживание нынешнего внешнего долга путем его реструктуризации.
В понедельник, 16 марта, стало известно, что уже сформирована группа переговорщиков, которые представляют интересы держателей около 50% украинских еврооблигаций. Об этом сообщила The Financial Times. По словам источника FT, держатели бумаг не хотят соглашаться на списание основной суммы украинского долга и считают, что заявленный Киевом масштаб сокращения выплат – примерно 15 млрд долларов на ближайшие годы – слишком велик.
Кроме того, пишет The Financial Times, международные кредиторы рассматривают сценарий на случай отказа России (которая владеет украинскими еврооблигациями на 3 млрд долларов) от участия в предложенной реструктуризации бумаг, общая сумма которых составляет более 17 млрд долларов.
Что будет с госдолгом Украины, потянет ли он на дно экономику «незалежной»?
– МВФ пересмотрел прогноз по украинскому госдолгу в сторону увеличения, и это следствие коллапса, который сейчас наблюдается в экономике Украины, – отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. – Действительно, весь 2014-й год был практически чистым вычетом из украинской экономики. Даже премьер Арсений Яценюк признал, что примерно треть промышленных мощностей страны либо не задействована, либо разрушена. В результате – спад в экономике, девальвация гривны, ряд жестких решений в социальной сфере и введение ограничений на операции с валютой. По предварительным оценкам, падение украинской экономики в 2014 году составило 20%.
Теперь МВФ ожидает существенного роста украинского долга. Планка в 94% ВВП, которую Киев, по оценке фонда, достигнет уже к концу текущего года – величина критическая. Это очень напоминает греческий сценарий.
«СП»: – Почему МВФ и другие кредиторы идут на повторение греческого варианта?
– Чтобы отодвинуть угрозу немедленного дефолта Киева. Первый транш в пять млрд. долларов преследует именно эту цель. Чтобы получать последующие транши, Украине придется вести переговоры по реструктуризации со всеми держателями суверенного украинского долга. Как заявила глава МВФ Кристин Лагард, фонд, принимая решение о запуске новой четырехлетней программы поддержки Украины объемом 17,5 млрд долларов, надеется именно на успех этих переговоров. Особо было подчеркнуто, что это могут быть как двусторонние переговоры, так и многосторонние.
Второй транш в размере еще пять млрд. долларов, напомню, МВФ планировал направить Киеву до конца 2015 года. Чтобы получить эти деньги, украинским властям придется не только законодательно закрепить реформы по сокращению госрасходов, сократить дефицит «Нафтогаза Украины» (его общий долг – 13,5% ВВП страны) и отменить «газовые» субсидии для населения, но и договориться с пулом международных доноров. А в этом пуле, помимо МВФ, присутствует Всемирный банк, структуры Евросоюза, а также ряд стран, в том числе США и Япония, которые предоставляли Киеву кредиты на двусторонней основе.
«СП»: – Киеву удастся договориться с кредиторами?
– Киеву предстоит очень непростой период переговоров по всему периметру долговых отношений. Однако симптоматично, что наблюдатели, в том числе журнал The Economist, считают, что можно рассчитывать на стабилизацию политической ситуации на Юго-Востоке, и реализацию, пусть со скрипом, Минских соглашений.
Это значит, что международные финансы все громче начинают заявлять о своих интересах, и подталкивают Киев к миру. Дело в том, что глобальным игрокам украинский дефолт совершенно не нужен: в 2015 году дестабилизации в мировых финансах хватит и без Украины.
Сейчас мы наблюдаем асинхронную кредитно-денежную мировую политику: Европейский центральный банк запускает свою программу «количественного смягчения», в то время как ФРС США, видимо, будет вынуждена со второго полугодия 2015 года начать повышение базовой ставки. Такая ситуация – головная боль для инвесторов по всему миру. По сути, мировая экономика вновь стоит на пороге «идеального валютного шторма», и украинский дефолт накануне «шторма» может спровоцировать самые нежелательные процессы.
Поэтому, думаю, переговоры с Киевом по деньгам будут длительными и жесткими, но вполне вероятно, что компромисс будет все же достигнут.
«СП»: – Россия пойдет на реструктуризацию украинского долга в 3 млрд долларов?
– Вероятнее всего, мы будем ориентироваться на результаты переговоров Киева с пулом основных держателей украинского госдолга. И наша позиция будет зависеть от пакета условий, в том числе, от цен на газ для Украины на летний период.
«СП»: – Сможет ли Киев вернуть долги МВФ?
– Украина начала получать деньги от МВФ еще в 1993-м – через год после своего вступления в фонд. В 2004-м Киев рассчитался с фондом по старым кредитам, вернув более 10 млрд долларов. Поэтому, строго говоря, кредитная история у Украины положительная. Другое дело, что это очень интенсивная история – Киев практически все время занимал деньги. Был, правда, эпизод при Викторе Януковиче, когда украинские власти и МВФ согласовали кредит на 1 млрд долларов, а потом украинская сторона его не востребовала. Но потом Киев снова начал просить деньги.
На мой взгляд, реальная перспектива по возврату нынешних долгов выглядит так. Украина может заработать «на долги» только за счет экспорта. Солидным экспортным потенциалом обладает Донбасс, но чтобы этот потенциал использовать, Киеву придется восстановить регион и дать возможность нормально существовать его экономике. Плюс, провести финансовые реформы с тем, чтобы отказаться от офшорных схем, и вернуть значительные деньги в украинскую юрисдикцию.
Если двигаться в этом направлении (именно на это рассчитывают МВФ и другие кредиторы), Киев – теоретически – может рассчитаться по новым долгам. Но эта перспектива довольно зыбкая. Пока, повторюсь, твердо решено отодвинуть момент дефолта Украины – и только…
– Международные патроны Киева могут делать выбор: оказывать либо безвозвратную помощь своему протеже, либо по сути безвозвратную, но под видом кредитования, – считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. – Вторая схема предпочтительнее: она позволяет держать Украину на долговом поводке – как в экономическом плане, так и в политическом. По сути, долг является дополнительным политическим инструментом воздействия на Киев.
По этим долгам Украина сможет расплатиться активами – но только с теми кредиторами, с которыми необходимо будет расплатиться. Например, с МВФ или США. А с теми, с кем не надо – например, с российскими компаниями, – украинское государство расплачиваться не станет.
Отмечу лишь, что управление через долговую зависимость – стандартная политика Запада в отношении развивающихся стран. Особенно тех из них, которые имеют геополитическое значение.
«СП»: – Можно ли сказать, что Украину «спасают» по греческому сценарию?
– Нет. Греция – член ЕС, и греков кредитовали, скорее, от хорошей жизни. Как член еврозоны, Греция имела неплохой рейтинг надежности в глазах кредиторов. Потом, конечно, когда в Евросоюзе обсуждались планы спасения Греции, ситуация была иная. Но и нынешнее финансово-экономическое спасение Греции, на мой взгляд, выглядит иначе, чем спасение Украины…