Наиболее значимой с нашей точки зрения проблематикой, затрагиваемой в договоре, являются интеграционные процессы между государствами, определяющие вовлечение Южной Осетии в такие проекты, как Таможенный союз и Евразийский экономический союз. Так пункт 2 статьи 1 определяет деятельность Российской Федерации по включению Южной Осетии в международные организации и объединения, в том числе созданные по инициативе и при содействии России. Ему вторит и статья 5, интегрирующая таможенные органы Южной Осетии в соответствии с законодательством не только России, но и Таможенного союза. Таким образом, Южная Осетия становится на путь не только интеграции с Россией, но и, как принято в Европейском союзе, получает статус "кандидата в члены", вплоть до "ассоциированного членства" в Евразийском Союзе. Конечно, это потребует отдельного решения со стороны коллегиальных органов ТС и ЕАС, однако то, что подобные договоренности достигнуты с Россией, открывают все двери для молодой и гордой кавказской республики в евразийский дом.
Хотелось бы отметить взаимодействие в жизненеобходимой для Южной Осетии сфере – военной. Статья 2 договора определяет не только обеспечение обороны и безопасности ЮО со стороны РФ, но и включает в состав Вооруженных сил России отдельные подразделения Вооруженных сил и органов безопасности Южной Осетии. Что может означать их включение в органы коллективной безопасности ОДКБ. Кроме того, определен акт агрессии против одного из членов договора в качестве акта агрессии против другого, что в свою очередь удержит "нового Мишико Саакашвили", в случае появления такого, от повторения печальных для жителей Южной Осетии событий августа 2008 г. Станет данная часть договора и крепкой стеной в деле укрепления военного статуса югоосетинской республики в столь неспокойном Кавказском регионе.
Немаловажной выступает статья 6, являющаяся своеобразным Законом "О гражданстве". Она упрощает приобретение гражданами Южной Осетии российского гражданства, снимает ограничения для граждан с гражданством двух стран при несении ими государственной и муниципальной службы. Заметим, что 90% жителей Южной Осетии имеют российское гражданство, а в 2008 г. именно факт гибели российских граждан в ЮО вынудил президента России Дмитрия Медведева принять решение о вводе российских войск на территорию республики.
Сейчас ставится задача вывода социально-экономических показателей республики до уровня субъектов Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации (заметим, что ранее этим вопросом занимался отдел Абхазии и Южной Осетии, упраздненный указом президента Российской Федерации от 8 сентября 2014 г. № 612 Министерства регионального развития Российской Федерации). Так статья 12 предусматривает содействие Российской Федерации в развитии Южной Осетии в рамках инвестиционных программ ее социально-экономического развития. Статья 7 предусматривает, при участии Российской Федерации, поэтапное повышение средней заработной платы работников государственных и муниципальных учреждении до уровня СКФО. А статья 8 повышает с 2016 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Южной Осетии с включением в трудовой стаж периода работы на территории молодой республики. Таким образом, ранее не включаемый в пенсию стаж работы в период "непризнания" и период после августа 2008 г. будет наконец оценен по достоинству, и граждане России получат соответствующие финансовые выплаты.
Не забыта в договоре и коллективная борьба с организованной преступностью в республике. Эта тематика весьма болезненна для Кавказского региона, потому она в договоре прописана весьма детально. Для организации коллективной борьбы будет создан Совместный информационно-координационный центр органов внутренних дел. Им будут реализовываться задачи по обмену оперативной значимой информацией, ведению необходимых оперативных и криминалистских учетов, формированию и ведению специализированного банка данных об организованных преступных сообществах, сбору, обобщению и анализу информации в области борьбы с организованной преступностью, выработке предложений по повышению эффективности сотрудничества между государствами.
Для молодых государств весьма остро стоит проблема признания их уровня образования в мировом сообществе. Потому статьей 10 договора обеспечивается переход образования Южной Осетии к российским образовательным стандартам в части принятия нормативно-правовых актов в сфере образования, корреспондирующихся с законодательством Российском Федерации об образовании, организуются государственные образовательные программы, осуществляются согласованные меры, направленные на подготовку специалистов по приоритетным направлениям развития науки и техники. Кроме того, в соответствии со статьей 11 Россия окажет помощь в реализации программ развития культуры, искусства, русского и осетинского языков, спорта и туризма. Вследствие чего гуманитарное взаимодействие между двумя странами будет усилено и достигнет довольно значимого интеграционного эффекта.
Как же оценивают предстоящий договор в самой Южной Осетии? Реакция на него, как и полгода назад на аналогичный договор в Абхазии, была весьма неоднозначна. Партия парламентского большинства "Единая Осетия" высказалась с позицией, что договор представляет собой пересказ базового договора о дружбе 2008 г. и не отвечает должному уровню интеграции между государствами, а также интересам национальной безопасности и социально-экономическому развитию республики.
"Единая Осетия" опубликовала свой вариант договора, который хоть и не делает Южную Осетию частью России, но закрепляет за российскими органами власти функции по управлению многими сферами югоосетинского государства. Так, предлагается передать России полномочия по обеспечению обороны и безопасности Южной Осетии, законности и правопорядка в республике, функции по осуществлению правосудия, по работе в чрезвычайных ситуациях, таможенное регулирование. Соответствующие структуры Южной Осетии — Вооруженные силы, органы безопасности, органы внутренних дел, прокуратуры, уголовно-исполнительной системы, судебной системы, таможенные органы, подразделения МЧС — должны стать частью аналогичных российских структур. Бывший депутат парламента, экс-председатель Высшего арбитражного суда Южной Осетии Ахсар Кочиев считает, что "вхождение республики в состав России является необходимым условием национального выживания… к русской культуре относимся, как к своей. Мы ощущаем себя частицей русского мира. Нам предки завещали быть вместе с Россией". В то же время непарламентская партия "Новая Осетия" выступила с заявлением, согласно которому "договор с Россией призван стать вехой в двусторонних отношениях, которые исторически носят братский характер".
То, что подписание договора состоится несмотря на заявления "злых языков" 18 марта 2015 г. – уже решенный факт. Он представляется именно тем шагом, который еще больше сплотит российский и югоосетинский народы, укрепит мир и спокойствие на Кавказе. Станет он и шагом по интеграции Южной Осетии в интеграционные проекты на постсоветском пространстве (Таможенный и Евразийский союз), легитимизирует ее в глазах мировой общественности. А в дальнейшем возможно и вхождение ЮО в состав России, уж больно дата подписания Договора знаковая. Стоит отметить и тот факт, что руководство ЮО подписало указы о признании Донецкой и Луганской народных республик. Да, это "признание непризнанных непризнанными", но на деле, насколько можно судить, речь идет о долгом дипломатическом процессе и опосредованном признании политической субъектности ДНР и ЛНР со стороны России.
Политолог Антон Бредихин специально для Накануне.RU
http://www.nakanune.ru/articles/110203/ … Xbzsd.dpuf