Послы США и Киргизия
Как сообщила газета New York Times, вопреки ранее достигнутым договоренностям о сворачивании в Афганистане военного присутствия сил НАТО, президент Б. Обама в конце предыдущего года подписал указ под грифом «секретно», согласно которому американский контингент в этой стране в 2015 г. будет не сокращен, а наоборот, значительно расширен. Этот указ также наделяет присутствующих в Афганистане американских солдат полномочиями проводить военные операции «против угрожающих войскам США или афганским властям военизированных группировок», в том числе против движения «Талибан». В этих целях ВВС США разрешено использовать истребители, бомбардировщики и беспилотные аппараты.
В этих условиях происходит вновь возросший интерес к Киргизии, который обусловлен в значительной степени стремлением сохранить за Пентагоном военно-стратегическое сотрудничество с Киргизией и, прежде всего, контроль за транзитным центром в киргизском аэропорту «Манас». В результате со стороны Пентагона и Белого дома с новой настойчивостью стали предприниматься усилия по отрыву Киргизии от России, недопущению ее вступления в особо ненавистный Вашингтону Таможенный союз и, как следствие, присоединения к Евразийскому экономическому пространству. Об этом, в частности, открыто призналась Памела Спратлен в конце предыдущего года накануне своего отъезда из Бишкека, где она чуть более трех лет была послом США, однако не справилась с поставленной ей задачей «по революционным антироссийским преобразованиям» в этой стране.
Направленный Вашингтоном на ее временную замену в феврале с.г. Ричард Майлз – пенсионер, известный как инженер «цветных революций» и «реконструктор правительств» во многих странах Восточной Европы, сразу же по прибытии в Бишкек стал активно продвигать «демократические проекты», однако также пока ничем конкретным в деле «революционного преобразования Киргизии» похвастаться не может. Из широкого спектра «карманных заготовок» Майлз предложил сделать акцент на «демократизации» Киргизии путем изменения на первом этапе ее официальной позиции в отношении поддержки нетрадиционных сексуальных отношений, ведь еще осенью 2014 г. США осудили так называемый «антигейский» закон, принятый парламентом Киргизии.
Продолжать эти «старания» Майлза Белый дом поручил стороннице «голубой» и «розовой» любви, открыто поддерживающей демократические проекты и программы в этой сфере, Шейле Гуолтни, которая в ближайший период должна будет прибыть в Бишкек в качестве нового посла США. Известно, что она родилась в Калифорнии, владеет помимо английского русским, украинским и испанским языками. В Госдепартаменте с 1984 г., с дипломатической миссией побывала в Панаме, Претории, Южной Африке, Санкт–Петербурге, Киеве, Бишкеке. В Госдепартаменте была заместителем директора офиса по делам России, помощником по особым поручениям заместителя министра по политическим вопросам, директором отдела стран Евразии в офисе координатора по оказанию помощи странам Европы и Евразии.
В 1999-2001 годах Ш. Гуолтни уже работала в посольстве США в Бишкеке, занимая должность заместителя руководителя американской дипмиссии. В 2004 году, ознаменовавшемся «оранжевой революцией» на Украине, Гуолтни назначили заместителем посла в этой стране, после чего ее перебросили в Россию. В 2007-2008 годах она возглавляла Генеральное консульство США в Санкт-Петербурге, затем поработала в Госдепартаменте США, а в феврале 2014 года – после того, как неожиданно подал в отставку посол США в РФ Майкл Макфол, – до прибытия нового посла, назначение которого затянулось, руководила американским посольством в Москве. Здесь она без преувеличения стала «послом холодной войны», т.к. именно в месяцы ее временного руководства диппредставительством отношения между США и Россией неимоверно испортились.
В своей деятельности Ш. Гуолтни постоянно контактировала с представителями внесистемной оппозиции, в т.ч. руководителями НПО и правозащитных организаций, а посему стиль ее будущей работы в Киргизии тоже вполне предсказуем. В конце прошлого года, перед своим отъездом из России, Ш. Гуолтни дала интервью изданию «Форбс» и на вопрос журналиста, что ей в России не нравилось, ответила: «Я очень разочарована ухудшением ситуации с правами человека в России в последние годы – будь то в сфере свободы прессы, уважения прав сексуальных меньшинств или ограничения работы НКО через закон «об иностранных агентах». Меня также тревожит антиамериканизм«. Из ее интервью было видно, что она видит причину растущего антиамериканизма только в «антиамериканской пропаганде», а не в деструктивной, разрушительной внешней политике Белого дома.
Отсюда очевидно, что и в Киргизии Ш. Гуолтни будет предпринимать все усилия, чтобы сорвать принятие аналогичных законов: о запрете гей-пропаганды, об иностранных агентах, а также будет бороться с пресловутой «российской пропагандой».
Вот только не начав еще работать в Киргизии, она уже попала, как сообщило ИА «24.kg» в скандальную историю с нежеланием местных властей впустить ее в страну в ответ на отказ Госдепартамента США в выдаче въездной визы бывшему генеральному прокурору Киргизии Аиде Саляновой, в результате чего и до урегулирования этого вопроса Вашингтон был вынужден направить во временную командировку Ричарда Майлза.
Однако вряд ли все из «задуманного» удастся Ш. Гуолтни в Киргизии. Ведь предшественники Гуолтни уже удерживали за собой бывший транзитный центр в «Манасе» «всеми правдами и неправдами», и им даже удавалось склонить на свою сторону экс-президента Киргизии К. Бакиева, который пренебрег отношениями с Кремлем в угоду США. Тем не менее дипломатические усилия Вашингтона и вклады в НПО не оправдали себя, в результате Бишкек отказался от «защиты» авиабазой США, сохранив только российский вооружённый контингент и резко начал восстанавливать связи с Россией, оказывающей повсеместную помощь в науке, энергетике, экономике, вооружении, сохранении национальной безопасности, борьбе с религиозным подпольем, созданным американцами в Киргизии.
Но, потеряв военную базу в «Манасе», предшественники Гуолтни оставляют ей новое строящееся здание посольства США – непомерно огромное, с подземными этажами, непонятно для каких целей предназначенными. Получает Гуолтни в наследство и другие последние неудачи американского диппредставительства, главная из которых – неспособность убедить Бишкек в искренности своих отношений с этой страной и непонимание того, что народ Киргизии, после апрельских событий 2010 г., а также недавних на юге страны, не поддержит новую революцию и может просто раздавить организаторов новых волнений.