Настоящие архитекторы стратегии Никсона находились во влиятельных коммерческих банках лондонского Сити. Сэр Зигмунд Варбург, Эдмон де Ротшильд, Джоселин Хамбро и другие увидели небывалые возможности в никсоновском отказе летом 1971 года от Бреттон-Вудского золотого стандарта. После августа 1971 при советнике Белого Дома по национальной безопасности Генри Киссинджере доминирующей политикой США стал контроль, а не развитие экономик по всему миру. Первоочередной задачей в течение 1970-х годов стало снижение населения в развивающихся странах, а вовсе не передача технологий и стратегий промышленного роста.
Американское Министерство финансов разработало секретное соглашение с Валютным Агенством Саудовской Аравии, официально одобренное в феврале 1975 года. По условиям соглашения, огромные новые саудовские сверхдоходы от продажи нефти должны были быть инвестированы в значительной степени в погашение дефицитов правительства США. В Саудовскую Аравию послали молодого инвестиционного банкира с Уолл-Стрит по имени Дэвид Малфорд, который стал главным «советником по инвестициям» в Центральном банке Саудовской Аравии, чтобы направлять саудовские нефтедоллары в правильные банки, естественно, в Лондоне и Нью-Йорке.
Необходимо обратить особое внимание на то, как нефтяной кризис сказался на ФРГ. Экономика этой страны успешно развивалась, рост промышленных показателей удивлял весь мир. После того, как в 1971 году США перестали обменивать доллары на золото, многие страны стали предпочитать расчеты в немецких марках. В результате марка сильно укрепилась по отношению к доллару, в США это восприняли как угрозу. Тем более, что в 1969 году пост канцлера занял социал-демократ Вилли Брандт, который начал проводить политику по сближению с СССР, как в политической, так и в экономической сферах.
Именно он в 1970 году подписал знаменитую сделку «газ – трубы». Более того, во время арабо-израильской войны 1973 года Вилли Брандт объявил, что ФРГ будет соблюдать нейтралитет, и запретил американцам использовать свои базы в Германии для поставок оружия Израилю. Однако США проигнорировали этот запрет. В результате Германия, как и другие страны Запада, испытала на себе действие «нефтяного оружия». Очевидно, что американцы не могли простить такого своеволия стране, которая со времен Второй мировой войны была фактически оккупирована их войсками. В 1974 году последствия нефтяного кризиса привели к банкротству ряд немецких банков и, к ослаблению позиций немецкой марки.
Стоимость импортируемой нефти в Германию возросла в 1974 году на невероятную сумму 17 млрд немецких марок, а полмиллиона людей оказались безработными. Шок от внезапного 400% повышения цены на основное энергетическое сырье имел опустошительные последствия для немецкой промышленности, транспорта и сельского хозяйства. В 1974 году Вилли Брандт был вынужден подать в отставку. Его обвинили в том, что он не справился с нефтяным кризисом. Кроме того, «неожиданно выяснилось», что советник Брандта Гюнтер Гийом был агентом разведки ГДР.
Подавляющее большинство менее развитых мировых экономик, не имеющих значительных нефтяных ресурсов, внезапно были поставлены перед необходимостью неожиданного и невозможного для них 400% повышения стоимости своего энергетического импорта, не говоря уж о стоимости химикатов и удобрений для сельского хозяйства, вырабатываемых из нефти. Индия в 1973 году имела положительное сальдо торгового баланса, это была здоровая ситуация для развивающейся экономики.
К 1974 году Индия имела общее количество резервов в иностранной валюте на сумму 629 млн долларов – из которых она была должна оплатить годовой счет за нефтяной импорт в 1,2 млрд долларов, то есть почти в два раза больше. Судан, Пакистан, Филиппины, Таиланд и многие другие страны в Африке и Латинской Америке столкнулись в 1974 с зияющими дефицитами в своих платежных балансах. В целом, по данным МВФ, развивающиеся страны имели в 1974 году общий торговый дефицит на сумму 35 млрд долларов, колоссальная сумма в те дни. При этом не удивительно, что этот дефицит был ровно в четыре раза больше, чем в 1973 году, то есть, пропорционален повышению цены на нефть.
В то время как нефтяной шок имел опустошительное воздействие на мировой промышленный рост, он привел к огромным прибылям для некоторых хорошо известных кругов: крупнейших нью-йоркских и лондонских банков и для «Семи Сестер» – нефтяных корпораций из США и Британии. Основная масса долларовых доходов ОПЕК, была размещена в ведущих банках Лондона и Нью-Йорка, которые проводили свои расчеты в долларах, как и вся международная нефтеторговля.
В отличие от ФРГ Великобритания сумела получить выгоду от нефтяного кризиса. Рост цен на нефть сделал рентабельной разработку месторождений в Северном море, и англосаксонские компании смогли заработать здесь хорошие деньги.
А почему произошло резкое снижение цен на нефть в середине 1980-х годов?
– Во времена Рейгана американское экономическое процветание, связанное с инвестициями в самые современные промышленные мощности, исчезло. Сталь была объявлена «ржавым ремнем» промышленности, сталелитейные заводы были заброшены. Там, «где водились деньги», возводились шоппинг-центры, новые игорные дома и роскошные курортные отели.
Чтобы финансировать это дикое веселье в течение спекулятивного бума, почти весь срок правления Рейгана деньги поступали из-за рубежа. Никто, казалось, не задумывался о том, что за эти пять коротких лет впервые после 1914 года Соединенные Штаты из крупнейшего в мире кредитора превратились в государство-должник. Кредит был «дешевым» и рос в геометрической прогрессии. Семьи выходили на рекордные уровни задолженности для покупки домов, автомобилей, видеомагнитофонов. Правительство входило в долги для финансирования потерянных налоговых поступлений и расширенного военного строительства Рейгана.
В 1983 году годовой дефицит бюджета начал взбираться на неслыханный уровень в 200 млрд долларов. Вместе с рекордным дефицитом рос государственный долг, при этом уолл-стритовским дилерам облигаций и их клиентам выплачивались рекордные суммы. Процентные платежи по общей задолженности правительства США за шесть лет выросли с 52 млрд долларов в 1980 году, когда Рейган пришел к власти, до более чем 142 млрд долларов к 1986 году (сумма, равная одной пятой всех государственных доходов). Однако, несмотря на эти тревожные признаки, деньги продолжали течь из Германии, Великобритании, Голландии, Японии, чтобы получить спекулятивную прибыль в операциях с недвижимостью и на финансовых рынках. В 1980 году совокупный частный и государственный долг Соединенных Штатов составлял 3,9 трлн долларов, а к концу десятилетия он достиг 10 трлн.
Всем, у кого есть чувство истории или долгая память, все это было слишком хорошо знакомо. Такое уже происходило в «Ревущие 20-е» вплоть до 1929 года, пока биржевый крах не привел к резкой остановке рулетки. Когда в 1985 году на экономическом горизонте США начали сгущаться грозовые тучи, угрожая будущим президентским амбициям вице-президента Джорджа Буша-старшего, в роли «спасителя» вновь должна была выступить нефть. Только на этот раз в весьма отличной от англо-американских нефтяных шоков 1970-х годов манере. Очевидно, Вашингтон рассуждал следующим образом: «Если мы можем задрать цены, то почему мы не можем их опустить, когда это более удобно для наших целей?».
Саудовскую Аравию убедили пойти на «обратный нефтяной шок» и в изобилии наводнить депрессивный мировой рынок своей нефтью. К весне 1986 года цена ОПЕК на нефть упала, подобно камню, ниже 10 долларов за баррель со средней цены почти 26 долларов всего лишь несколько месяцев назад. В марте 1986 года, когда дальнейшее падение цен на нефть пригрозило дестабилизировать жизненные интересы не просто мелких независимых конкурирующих производителей, а самих крупнейших британских и американских нефтяных корпораций, Джордж Буш-старший предпринял тайную поездку в Эр-Рияд, где он, по некоторым сообщениям, предложил королю Фахду прекратить войну цен.
Министр нефти Саудовской Аравии Заки Ямани выступил в роли удобного козла отпущения за изобретенную в Вашингтоне политику, и цены на нефть стабилизировались на довольно низком уровне около 14–16 долларов за баррель. Техас и другие нефтедобывающие штаты в США впали в депрессию, но спекуляции недвижимостью в других штатах взлетели рекордными темпами, а на фондовом рынке начался новый подъем до заоблачных высот. Падение цен на нефть в 1986 году вызвало к жизни спекулятивный пузырь, сопоставимый с ситуацией в 1927–1929 годах в США.
Процентные ставки снижались все дальше, поскольку на нью-йоркские фондовые биржи постоянно текли деньги, чтобы сорвать «куш». На Уолл-Стрит стало модным новое финансовое извращение – приобретение за счет заемных средств.
В 1979 году, когда в разгар второго нефтяного кризиса Пол Волкер начинал свой монетарный шок, правительство насчитало 24 млн американцев за чертой бедности, определяя эту черту как 6 тыс. долларов США в год. В 1988 году цифра увеличилась более чем на 30 % и достигла 32 млн. Как никогда ранее в истории США налоговая политика Рейгана-Буша сосредоточила богатства страны в руках небольшой элиты. С 1980 года, согласно исследованию, проведенному Бюджетным комитетом палаты представителей Конгресса США, реальные доходы 20% самых богатых граждан увеличилось на 32%.
Прямые обращения Вашингтона к японскому правительству премьер-министра Накасонэ, утверждающие, что любой президент от Демократической партии нанесет ущерб японско-американской торговле, имели успех. Накасонэ оказал давление на Банк Японии и Министерство финансов, чтобы сделать их сговорчивее. Японские процентные ставки с октября 1987 года снижались и снижались, придавая американским акциям и облигациям, а также недвижимости, видимость сравнительно «дешевых». Миллиарды долларов уходили из Токио в Соединенные Штаты. В течение 1988 года доллар оставался сильным, и Бушу удалось выиграть выборы у своего соперника от Демократической партии Дукакиса. Чтобы обеспечить эту поддержку, Буш дал приватные гарантии высшим японским официальным лицам, что его президентство улучшит американо-японские отношения.
В чём был смысл двух нападений США на Ирак?
– В 1990 году у Ирака был очень большой внешний долг и власти США намекнули Саддаму Хусейну, что не будут возражать если он ограбит Кувейт. Однако, когда Ирак напал на Кувейт, США объявили ему войну. Характерно, что финансировали эту войну союзники США: Германия, Япония, Саудовская Аравия и Кувейт, которые заплатили американцам 54,5 млрд долларов. В результате США завершили операцию «Буря в пустыне» с чистой прибылью в 19 млрд долларов. Эта война была нужна США для укрепления своих позиций на Ближнем Востоке и для запугивания союзников в Европе и Азии. Аналогичными были и причины войны 2003 года.
Почему США допустили резкое снижение цен на нефть в конце минувшего года, ведь это привело к резкому сокращению инвестиций в добычу сланцевой нефти? Они могли бы использовать свои связи с террористами, чтобы организовать атаки на нефтяные промыслы в Ираке, Нигерии, Анголе, Алжире и др. странах.
– Касательно нефтяного вопроса: стратегия Госдепартамента США и ЦРУ заключается в том, что Саудовская Аравия обрушивает цены на нефть для оказания давления в первую очередь на Россию, а во вторую – на Иран и Венесуэлу. Не думаю, что при ее реализации сланцевая нефть США принималась во внимание. Не стоит недооценивать, глупость ключевых фигур в Вашингтоне, но и переоценивать ее не нужно. В этом случае, возможно, они и верят, что ExxonMobil, Chevron и BP смогут выдержать 6 месяцев сниженных цен. Сектор сланцевой нефтедобычи же состоит из средних и мелких компаний. Большая Нефть в США отступила на задний план. В прошлом году Shell назвала инвестиции в добычу сланцевой нефти своей крупнейшей ошибкой и вышла из участия еще до того, как цены были обрушены.
Террористические атаки на нефтепроводы и добычные мощности в скором времени могут возобновиться. Стратегия Вашингтона – сломать Россию. Это цель фракции военно-промышленного комплекса – Lockheed-Martin, Boeing, Raytheon,General Dynamics и т.д. и банков с Wall Street, которые хотят уничтожить Россию по геополитическим причинам. В геополитическом плане с возвращением Владимира Путина в должность президента, Россия отказывается упасть на колени и стать вассалом Запада, отказывается идти на компромисс по затрагивающим безопасность страны вопросам вроде системы ПРО и упреждающего ядерного удара США. Укрепляющиеся экономические, политическое и военное сотрудничество и кооперация Россия–БРИКС и Россия–Китай представляют угрозу гегемонии американской элиты: объединенную экономически, финансово и военно-независимую (в частности благодаря военным возможностям России) Евразию.
Вашингтон устранил независимую оборону ЕС еще 20 лет назад с подписанием Маастрихтского договора. Теперь ЕС жалобно предлагает создать независимую от НАТО армию, но что Вашингтон только смеется. Более того, Россия все сильнее притягивает немецкую промышленность. По сообщениям главы американской частной разведывательно-аналитическая компании Stratfor Джорджа Фридмана, на протяжении последних ста лет стратегией США было предотвращение любого сближения России и Германии.
Вот почему на мой взгляд Вашингтон поручил Саудовской Аравии провести это обрушение цен на нефть. Дело не в приближающихся к банкротству нефтяных компаниях, но в рушащейся повсеместно империи элиты США: Сирия не работает на них, Египет не работает на них, Турция не работает на них, БРИКС создает новую банковскую инфраструктуру вне контроля МВФ и Мирового банка. Это отчаявшаяся кучка американских олигархов, пытающихся заткнуть пробоины в их «Титанике». Теперь им уже ничего не поможет. Люди становятся слишком умными.
Источник: Блог Сергея Правосудова