Активная фаза конфликта двух влиятельнейших олигархов стартовала на прошлой неделе, и в какой-то момент казалось, что политическая ситуация дестабилизирована настолько, что крепкой драки не избежать. Однако, вскоре стало понятно, что Коломойский либо переоценил свои возможности, либо недооценил возможности Киева, либо получил "дружеский совет", после чего вдруг "запросился в отставку". Но конфликт этот начался не вчера, не на прошлой неделе и даже не в этом году. А его разрешение положит начало буквально тектоническим изменениям киевского политикума.
Игорь Коломойский вместе со своим партнером по группе "Приват" давно входил в число богатейших людей Украины с многомиллиардным состоянием. Тем не менее, большую часть времени он проводил в Швейцарии, и ходили небезосновательные слухи, что он является гражданином конфедерации. Уже много позже он признался, что швейцарского паспорта у него нет, но есть гражданство Израиля и Кипра. Не секрет, что, имея огромную бизнес-империю, Коломойский конфликтовал с Виктором Януковичем.
Неудивительно, что именно днепропетровского олигарха считают одним из основных спонсоров Майдана, который он использовал, чтобы свалить недальновидного президента. Конечно, не он один, не он подсовывал на Крещатик послов европейских стран, дипломатов, сенаторов США и т.д., их организационная роль и финансирование были ключевыми, однако и свою лепту бизнесмен внес, чего не скрывал. Буквально после переворота он настоял на назначении себя-любимого на пост губернатора Днепропетровской области, где расположена значительная часть его бизнесов. В следующие два месяца было видно невооруженным взглядом, как он наращивает мощь – за это время появился батальон "Днепр", существующий за счет Коломойского и имеющий на порядок выше уровень оснащения, чем у ВСУ. Потом случилась "Одесская Хатынь", через четыре дня после которой одесским губернатором стал выходец их "Привата" Игорь Палица, а улицы города наводнили вооруженные отряды "для помощи милиции". Тогда высказывались предположения, что и Коломойский, и Порошенко приложили к этому руку, а фрагмент горящего Дома Профсоюзов даже вошел в предвыборный ролик Порошенко.
В свою очередь, когда Петр Порошенко был одобрен американскими кураторами и фактически утвержден на пост президента, мало кто сомневался, что два олигарха рано или поздно не столкнутся в жестком конфликте. В отличие от Коломойского, Порошенко довольно активно участвовал ранее в политике, был в разное время секретарем Совнацбеза, главой Центробанка, министром иностранных дел и главой минэкономразвития – все это не мешало ему развивать миллиардный бизнес и быть одним из богатейших людей страны. Несмотря на разный профиль бизнесов олигархов – у Порошенко – пищевая промышленность, включая шоколадную отрасль, автопром и сфера услуг, а у Коломойского – промышленные предприятия, банковская сфера, – оба владеют мощными медиа-активами. У Порошенко это "Пятый канал", портал "Korrespondent.net" и ряд других, у Коломойского – телеканал 1+1, сайты ТСН.ua, "Главред" и ряд других активов. Первые пикировки между олигархами-политиками начались еще летом прошлого года, однако в открытое противостояние конфликт вылился лишь сейчас.
Что же стало камнем преткновения? В Верховную раду был внесен законопроект о снижении доли акций, которые необходимы для принятия важнейших решений у компаний, в которых есть доля государства - с 60% до 50%+1 акции. Это означает, что Коломойский теряет влияние в ряде компаний, в числе которых нефтедобывающая "Укрнафта", где у него 43%. Следом за этим от руководства полностью государственной "Укртранснафта" отстраняется ставленник Коломойского Александр Лазорко, выкачивающий для патрона миллионы гривен ежедневно. В попытке сохранить контроль над госпредприятием олигарх приезжает туда с автоматчиками, разгоняет присутствующих и попутно материт журналиста радио "Свобода", после чего ночью отправляется в администрацию президента, а утром получает "строгий выговор" за неэтичное поведение. На следующий день Коломойский со свитой врывается уже в офис "Укрнафты", а в СМИ появляется информация о том, что "Приват банк" блокирует государственные счета на миллиарды гривен.
После этого эксперты начали всерьез сравнивать потенциал фигур, находя, что решимость Коломойского, его ставка на Израиль и европейские финансовые круги серьезно осложнит жизнь Порошенко. Однако, этого не происходит. В течение двух дней Порошенко подписывает отставку Коломойского, глава СБУ Валентин Наливайченко объявляет о разоружении боевых групп, неподконтрольных федеральным структурам, а глава МВД Арсен Аваков заводит уголовные дела по обвинению в коррупции и мошеннических схемах на ближайших соратников Коломойского. А во время заседания правительства был задержан глава Госслужбы Украины по чрезвычайным ситуациям Сергей Бочковский и его заместитель Василий Стоецкий. В ходе обысков были найдены документы о кипрских оффшорах (вспоминаем паспорта Коломойского). В довершение всего, чиновники объявили "специальную операцию" по поиску тех, "кто убивал украинцев", а на деле – охоту на боевиков Коломойского.
Вообще, украинская политика последнего десятилетия немыслима без "западных партнеров". Майдан 2004 года был направлен на то, чтобы протолкнуть в президенты абсолютно прозападного Виктора Ющенко. Однако, его не очень изящные усилия привели к тому, что спустя пять лет никакая революция была не способна вновь поставить его "на княжение" – на выборах в 2010 году он набрал позорнейшие 5,45% и пятое место. Вполне понятно желание Вашингтона потратить свои ресурсы с толком, вновь не ошибиться с выбором протеже. Если рассматривать ситуацию с этой точки зрения, то прошедший год можно было рассматривать как "создание условий, близких к природным", в котором каждый политик, олигарх, политик-олигарх мог проявить себя и показать, готов ли он стать "отцом и лидером" в этой отдельно взятой колонии. Одним из ключевых моментов здесь наверняка было и остается выделение кредитов МВФ. После длительных согласований, стало известно, что МВФ выделит Киеву $17,5 млрд, пять из которых первым траншем были переведены 15 марта.
В качестве версии можно предположить, что американские кукловоды, которые используют инструменты вроде МВФ, если говорить без экивоков, для экономической колонизации стран, но не любят свои деньги терять, дали Порошенко пройти последний тест, так сказать, на инициацию – контроль над государственными финансами. От того, сможет он справиться с олигархами-конкурентами или нет, будет зависеть его будущее. Результат – законодательная инициатива, превращающая Коломойского в простого акционера госкорпораций, не принимающего решений, и делящегося дивидендами, задействование всего силового ресурса для зачистки команды днепропетровского олигарха. А в качестве небольшой иллюстрации можно добавить, что Коломойский отнес заявление "по собственному желанию" после беседы с послом США Джеффри Пайеттом. Позже он рассказал, что говорил Коломойскому, что "закон джунглей приведет к краху Украины".
"Назначенный президентом Порошенко, назначенный именно потому, что был на тот момент пустым местом, говорящей головой, придававшей Хунте видимость законности, оброс "мясом". У него появились и рычаги давления, и управляемые структуры, и свои силовики, преданные если не ему лично, то ему, как президенту, которого поддерживает Запад. Американцы не замедлили открыто занять сторону Порошенко, посол Пайетт прямо выступил против Бени. Президент через Наливайченко (главы СБУ) продемонстрировал готовность ввести в "Приватбанк" и другие предприятия Коломойского спецназ и попросту национализировать банк, а для зарвавшегося миллиардера пригласить специалистов по расстрелу "небесной сотни". Миллиардеру и фактически хозяину Днепропетровской и прилегающих областей не осталось ничего другого, как написать заявление об отставке", – считает харьковский публицист Михаил Онуфриенко.
Чем закончится конфликт – сказать сложно. Демонстративно наглое, вызывающее поведение Коломойского, строящего свой каганат в тесной связи с израильскими партнерами и иудеями Европы, могло настолько надоесть Порошенко и Ко, что его либо додавят и посадят за коррупцию, организацию убийств, устранение конкурентов (поводов много, тем более, что на "украинской вольнице" последнего года он особо и не скрывался), а, может быть, он просто останется аполитичным бизнесменом с рядом активов, которые не участвуют в общей дележке.
"Это не просто потеря поста. Тем самым феодал и единовластный хозяин, весь год посылавший Порошенко разве что не матом, лишается финансов огромной области и возможности из ее бюджета подкармливать свои карательные батальоны. Лишается команды помощников, которых будет зачищать Киев уголовными делами и отставками. Лишается возможности перераспределять финансовые потоки госпредприятий, той же "Укрнефти" и "Укртранснефти". Фактически, Коломойский превращается в рядового олигарха без политического и государственного ресурса. А в условиях войны и все более усиливающейся диктатуры это означает не только прекращение потока баснословных прибылей, но и просто лишение собственности. Не юридическое – зачем же публичные скандалы? Просто на предприятия сядут назначенные Хунтой директора, финансовые потоки будут перенаправлены в другие карманы и после войны Коломойский, как и многие другие миллиардеры, останутся с раздетыми и разутыми, обобранными до нитки предприятиями, в которых кроме ржавого железа и озверевших от постоянных невыплат зарплат служащих ничего нет", – пишет Онуфриенко.
Однако, выводы довольно прагматичные можно сделать уже сейчас. Порошенко выдержал инициацию, получил карт-бланш из Вашингтона на дальнейшие действия, а вместе с этим и первую официальную порцию американских броневиков "Хамви", на которую Порошенко лично наклеивал украинские флаги. Вместе с тем, появляются и предположения о том, что после Коломойского "пощипают" первого богача Украины Рината Ахметова. Фактически, после этого альтернативных олигархическим центров силы на Украине (а других после "революции достоинства" не имеется) уже не останется. По данным последнего рейтинга Форбс, к концу 2004 года на Украине оставалось пять долларовых миллиардеров. Донецкий олигарх и один из спонсоров семьи Януковича Ринат Ахметов, зять экс-президента Леонида Кучмы Виктор Пинчук, совладельцы группы "Приват" Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов, а также "мясной король" и сотрудник администрации президента Юрий Косюк.
Остальных олигархов война и кризис "вышибли" из топа, включая и самого Порошенко. Выходит, что после зачистки Коломойского и "работы" с Ахметовым, олигархов, способных реально посягнуть на власть Порошенко, просто не остается. Следовательно, будет происходить консолидация, добровольная или нет, полная или нет - это не так важно, а важно то, что Порошенко получает больше нитей для выстраивания структур управления в масштабах страны.
"Уход Коломойского с поста губернатора Днепропетровской области будет означать реконфигурацию политико-экономического поля Юго-Восточной Украины. На смену главному жЫдобандеровцу идет Резниченко, человек из обоймы Порошенко, которому ранее в кормление уже была отдана Запорожская область. Некоторые ошибочно полагали, что причина конфликта в энергетических активах, но в первую очередь, это установление политического контроля над областями Юго-Востока, которыми ранее безраздельно правил Коломойский. Начав открытую атаку на мини-империю Коломойского, хунта осуществляет централизацию власти, ликвидируя главный параллельный центр принятия политических и силовых решений. На все это получено дозволение из Вашингтона, что и обусловило скорую капитуляцию Коломойского. Вся эта история показывает, как может по щелчку меняться внутриукраинский политический расклад и насколько далек простой украинец от определения своей судьбы и насколько даже упыри из руководства хунты над ней не властны", – отмечает военный обозреватель Борис Рожин.
Все происходящее важно не только для самой Украины, но и для мятежных республик Новороссии. Минские соглашения соблюдаются постольку-поскольку, а США тем временем начинают открытую поставку в Киев военной техники и оборудования. Мало кто сомневается, что когда потеплеет, военная кампания в ДНР и ЛНР начнется с новой силой, и "Минск" здесь не при чем – войну накачивают американцы, а они не входят в число сторон переговоров. И это может привести к серьезным проблемам в Новороссии.
Последней крупной победой ополченцев стали бои под Дебальцево, которые затянулись на несколько недель и привели к довольно крупным потерям как со стороны Украины, так и со стороны ополченцев. Несмотря на то, что у ополчения было несколько месяцев относительного перемирия, которое можно было использовать для создания структурированной армии Новороссии с обученным пополнением, исправной техникой и четким командованием, чудесной победы не случилось.
"Главной системной проблемой военного строительства ВСН было то, что, во-первых, делалось все по худшим шаблонам худших времен Советской армии, а, во-вторых, делалось все так, как будто воевать армия собиралась ну как минимум через год. Лучше - через два. Для начала кто-то прислал ополчению штатные расписания на мотострелковые бригады, сводящиеся в корпуса, и на другие подразделения корпусного подчинения. Мол, а ну-ка быстро встали по местам! Быстро всех "махновцев" записали в штат вместе с их батьками, а где людей не хватает - набрали! Кто не согласен - останется без военторга. Мозговой не согласился и, в итоге, оказался прав", – пишет блогер "kenigtiger", участвовавший в дебальцевской операции в качестве офицера связи.
В своем отчете он делает достаточно жесткий и нелицеприятный разбор состояния вооруженных сил ЛНР по итогам достаточно крупной войсковой операции. По его данным, полноценную войсковую структуру создать за это время не удалось. Служба тыла и технического обеспечения работает крайне неэффективно, зачастую больше половины техники, артиллерии, танков выводится из строя мелкими поломками, имеется некомплект специалистов по разным военно-учетным специальностям, практически полное отсутствие систем связи, координации между подразделениями, а следствие – невыполнение боевых задач, повышенные потери и военные неудачи.
Помимо этого, произошли качественные изменения со стороны украинских сил, там появились мотивированные бойцы, которые так же стоят очень жестко, и когда их станет больше, чем ополченцев, ситуация грозит стать плачевной.
"К началу нашего зимнего наступления на стороне противника оказалось достаточное количество людей, которым было не пофиг. Наша пропаганда твердила, что с той стороны есть только три категории людей – призывники, которых гонят в бой насильно, есть нацики, которые гонят на фронт призывников, и которые на самом деле – трусливые чмошники, и есть польские и прочие наемники, от которых и следует ожидать хоть какого-то сопротивления. Реальность оказалась такова, что, кроме всех вышеописанных типов, на фронте с той стороны оказались в значимых количествах люди, которым не пофиг. Вряд ли их источником являлась и является любовь к Порошенко, Обаме или каким-то еще политическим лидерам. Мотивации могут быть разные – от мести за погибших товарищей до защиты своей семьи от наступающих "колорадов". Не знаю, как там у них с готовностью сражаться насмерть, но они вполне уверенно держались во многих местах до тех пор, пока против них на прямую наводку не выкатывали "большую снайперку" типа Т-64 или Т-72. Именно об этих людей споткнулось наше наступление", – констатирует он.
"Резюме. Победа в сражении за Дебальцево была для ВСН очень трудной и кровавой, местами ситуация колебалась на грани поражения. Замалчивать системные просчеты, которые привели к трудностям и тяжелым потерям, и не бороться с ними означает стопроцентно проиграть в следующий раз. Шапкозакидательство, самовосхваление и недооценка противника командованием ВСН могут привести к тому, что, по аналогии с Второй мировой, после успешного зимнего контрнаступления под Москвой мы вполне можем получить аналог Барвенковского котла в ситуации, аналогичной тогдашнему амбициозному советскому наступлению на Харьков. Тогда поражение под Харьковом привело к масштабному отступлению РККА до Волги и Кавказа и к битве за Сталинград. Аналогично после Сталинграда весной 1943 года наступающие советские части в еще одной битве за Харьков были разгромлены контрударом Манштейна. В ситуации с Новороссией все может закончиться невосполнимыми потерями подготовленных кадров и переломом в боевых действиях", – резюмирует он.
Ряд системных недостатков признает военный журналист, неоднократно бывший в ДНР и ЛНР, Владислав Шурыгин.
"Я внимательно прочел твой труд. Могу сказать, что ты сделал очень большую работу и, думаю, на сегодняшний момент лучшую из открытых. Все, кто упрекают тебя в паникерстве и нытье, просто не знают реального состояния дел", – считает Шурыгин.
Он, однако, считает, что не стоит настолько сгущать краски, военное строительство ведется, и, учитывая ситуацию, победу удалось одержать благодаря четкой работе штабов, которые ставили задачи и добивались их достижения. Он подчеркивает, что в ДНР практически удалось искоренить "махновство", встроив лидеров отрядов в воинскую структуру.
Тем не менее, на проблемы не стоит закрывать глаза. На фоне того, что хунта будет в ближайшее время только усиливаться, накачиваться американским вооружением, военной техникой, военными специалистами и деньгами, не совсем понятно, что происходит для укрепления и усиления республик Новороссии.
Не совсем понятно и то, как на это смотрят в Кремле, где не комментируют отставку Коломойского и сопутствующие события. Комментировать это они не должны, но реагировать на ином уровне, наверное, стоит. При всем уважении к ополченцам, в истории очень немного случаев, когда "вчерашние трактористы и шахтеры" не только меняли власть, но и строили государство. Но и тогда ими чутко руководили комиссары, политические советники, контролирующие выполнение поставленных задач и сами выполняющие важнейшие политические функции. Многие лидеры ополчения, полевые командиры проявили себя с лучшей стороны, за них проголосовали на выборах, они организовывали свои боевые подразделения, превратившиеся в костяк ВСН. Однако, помимо личного мужества, выборов и решения бытовых проблем, в республиках должно происходить государственно строительство, в том числе и военное строительство в крайне сжатых временных рамках и ограниченных ресурсах. Справятся ли они с этими задачами или окажутся "не Робеспьерами"?