Между тем, интервенция ускорила решение другого, давно обсуждавшегося на Ближнем Востоке вопроса - формирование объединенной группировки вооруженных сил арабских государств. Так, главы внешнеполитических ведомств ЛАГ в ночь на пятницу одобрили резолюцию о «единой арабской армии», которая будет вынесена на повестку субботней встречи. Параллельно генсеку ЛАГ Набиль аль-Араби поручено провести в течение месяца консультации с начальниками штабов арабских армий для создания единых ВС. Выступая накануне на заседании Лиги, генсек не исключил, что опыт совместных боев в Йемене ляжет в основу формирования будущей коалиции.
Напомним, генсек еще в начале месяца призывал создать объединенную военную структуру, но тогда речь шла о борьбе против группировки «Исламское государство». «Назрела срочная необходимость создания единых арабских многоцелевых вооруженных сил, которые будут в состоянии быстро вступить в борьбу с терроризмом», - говорил аль-Араби.
По шаблонам НАТО
Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии, бывший депутат Госдумы, полковник запаса Семен Багдасаров напоминает, что попытки сформировать единую армию предпринимались арабами и раньше. «Уже сегодня существует оборонительный союз государств Персидского залива: это Саудовская Аравия, Эмираты, Кувейт, Бахрейн и Оман. Там объединения военно-морских сил, ВВС и так далее. Конечно, они бы хотели включить туда Иорданию и – особенно – Египет, - сказал Багдасаров газете ВЗГЛЯД.
Египетская армия самая серьезная и по численности, и по вооружению, она почти каждый год получает от Вашингтона более миллиарда долларов, напомнил эксперт. «Там есть танки «Абрамсы», есть наша техника, которая закупается на саудовские деньги. Серьезно выглядит и сама саудовская армия – с точки зрения оснащения, но не боеготовности. Зато с точки зрения боеготовности неплохая армия у Иордании», - добавил он.
Полковник полагает, что слепком для военного союза станет НАТО. «Будет единый штаб. Будут по схеме НАТО определять, куда сколько войск отправлять в случае необходимости. Будут подразделения быстрого реагирования, подразделения, которые развертывают во вторую очередь, в третью, - предположил он. - Поскольку сейчас противостояние обострилось в Йемене, значит, корпуса быстрого реагирования могут дислоцироваться в соседних Египте или Саудовской Аравии. Поскольку есть проблемы в Ираке и Сирии, то вторая-третья группировки дислоцироваться могут также в Саудовской Аравии или Иордании».
Арабское единство противоположностей
Директор Института изучения современного Ирана Раджаб Сафаров считает основой нового проекта армию не Египта, а Саудовской Аравии. «Представьте себе: военный бюджет королевства составил в позапрошлом году не меньше 67 млрд долларов! Это же огромные деньги, - напомнил эксперт газете ВЗГЛЯД. – Однако я считаю этот проект мертворожденным дитем». Дело в том, говорит Сафаров, что у Египта и Саудовской Аравии по многим вопросам интересы не то что не совпадают, а прямо противоположны.
«Для генерала Ас-Сиси (президент Египта, - ВЗГЛЯД), конечно, важно заявить о себе как о состоявшемся лидере. Наверняка взамен он получит обещание Саудовской Аравии решать финансовые вопросы Египта. Однако саудиты пытаются доминировать в регионе, а это не нравится соседним государствам. Ведь Эр-Рияд решает очень многие вопросы в соседних странах исходя из собственных интересов, например, в Бахрейне или в Катаре, где саудиты де-факто кого хотят, того и ставят у власти», - подчеркнул он.
Сафаров считает, что столь разные страны сумели сколотить коалицию только для того, чтобы не допустить усиления влияния Тегерана в Йемене. Жесткая позиция Ирана не позволила коалиции ЛАГ в пятницу совершить еще и наземную операцию в республике, считает он.
Однако, по словам эксперта, для аятолл в Тегеране оказалось неприятным сюрпризом решение Турции тоже поддержать интервенцию в Йемен. «Турция, которая остается главным противником Саудовской Аравии, тут неожиданно выступила как ее союзница. Это многих в Иране застало врасплох, - признал политолог, - Ведь в последние годы отношения Анкары и Тегерана были теплыми».
Багдасаров напомнил, что в так называемой «единой арабской армии» не будет солдат из Сирии, Ирака и – пока что - Йемена. То есть, это арабские государства суннитского толка объединяют свои войска для противодействия Ирану, а также его союзникам в Багдаде, Дамаске, Ливане (это «Хезболла») и вот теперь в Йемене, отмечает политолог. Возможность того, что единая армия послужит прологом и для единого государства, он отметает. Хотя и признает, что «в арабской истории уже объединялись, например, Сирия и Египет», а «перед лицом угроз Тегерана они, конечно, могут и что-то совместное создавать, помимо армии».
Сравнивать новый союз с НАТО по мощности, разумеется, нельзя. «В НАТО входят государства с ядерным оружием. ЛАГ будет стараться действовать без Соединенных Штатов, которые их периодически подводят, - сказал эксперт. - Саудовцы и другие видят, что американцы начинают дружить с Ираном. Что им делать на фоне всех событий? Вот поэтому они и объединяются. За океаном к «новому НАТО» отнесутся отрицательно, разумеется». При этом эксперт затруднился предсказать, продолжат ли США давать деньги египетской армии.
Сделка будет чисто декоративной
Сафаров же считает, что наладить дружбу с Тегераном американцам все же не удастся. «США собираются решать вопросы в Йемене руками эти двух государств – Турции и Саудовской Аравии. Но взамен Барак Обама не сможет пойти на слишком явные уступки Тегерану в соглашении о мирном атоме. Теперь ему придется удовлетворить некоторые запросы Саудовской Аравии», - считает эксперт.
«Снятие санкций с Ирана будет означать экспансию исламской республики в регионе не только в экономическом, но и в политическом плане. Это испортит жизнь и саудитов, и Израиля. На самом деле только кажется, что сделка по мирному атому без пяти минут уже подписана. Обама может и хочет сделки, но ему придется, скорее всего, заключить пока чисто декоративное соглашение», - предположил Сафаров.
Напомним, саудовские ВВС при поддержке авиации Бахрейна, Катара, Кувейта и Объединенных Арабских Эмиратов начали в ночь на четверг операцию «Буря решимости» против мятежников из движения «Ансар Аллах», захвативших значительную часть Йемена. Между тем, глава йеменского МИД Рияд Ясин рассчитывает, что интервенция не продлится долго. «Возможно, несколько дней», - сказал он в пятницу. Кроме того, Ясин сообщил, что Иран не только опекал мятежников, но и прислал свои войска в захваченную ими йеменскую столицу. «Подразделения иранских вооруженных сил находились в Сане для поддержки хоуситов», - цитирует дипломата телеканал «Аль-Арабия».
Как сообщал ТАСС, президент Владимир Путин в пятницу провел совещание с постоянными членами Совета безопасности России. «Обсуждалась ситуация в Йемене, включая ее возможное влияние на мировую экономическую конъюнктуру», - сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.