США оставляют Сирию Ирану
В Москве прошла вторая межсирийская консультативная встреча - очередной раунд переговоров между светской сирийской оппозицией и представителями законного правительства в Дамаске. Итогового компромисса добиться не удалось, однако у сирийской оппозиции уже есть понимание того, что ей придется соглашаться на условия Башара Асада.
Нынешние переговоры проходили на фоне изменения отношения коллективного Запада к нынешнему сирийскому режиму. «В частности, в некоторых европейских столицах президента Асада рассматривают как пусть временного, но возможного партнера в противодействии "Исламскому государству". "ИГ" представляет угрозу для всех региональных игроков. Курды с ними воюют, Ирак с ними воюет, Сирия с ними воюет. Они уже выходят за пределы региона, действуют уже в Ливии, Египет уже подвергал их бомбежкам. Проблема "ИГ" сейчас гораздо более актуальна, чем вопрос, который ставился на первое место американской дипломатией, вопрос о свержении или необходимости замены политического режима в Сирии», - считает глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков.
РЕКЛАМА
Однако изменение отношения к Башару Асаду произошло не только из-за борьбы с ИГ. Напомним, что принципиальная линия США на свержение режима Асада была сформирована именно в рамках американо-иранского противостояния, сдерживания Исламской республики. Сейчас же, после подписания соглашения, сдерживание Ирана уже не является одним из важнейших императивов.Да, Соединенные Штаты выступали и будут выступать против вмешательства Ирана в суверенные дела отдельных стран Ближнего Востока. «Мы, конечно, не стремимся к конфронтации, но мы не откажемся от поддержки наших друзей и союзников и будем помогать тем, кто окажется под угрозой в результате возможных действий со стороны Ирана, - заявил госсекретарь США Джон Керри. - Иран должен знать, что Соединенные Штаты не будут безучастно наблюдать за тем, как ситуация в регионе дестабилизируется, а кто-то скрытно направляет военные действия, находясь по другую сторону международной границы». Однако тут речь идет скорее о странах, условно находящихся в саудовской сфере влияния - Йемене и потенциально Бахрейне. Сирия же являлась и является иранской сферой влияния, защиту режима Башара Асада в Тегеране рассматривают как один из важнейших императивов. И если Соединенные Штаты будут активно работать на смещение Асада, то в Иране могут воспринять это именно как конфронтацию. Которая, очевидно, подорвет начавшуюся складываться между сторонами атмосферу доверия и серьезно осложнит процесс согласования к 30 июня полномасштабного договора по иранской ядерной программе, столь важного для Барака Обамы.
Однако отказ Соединенных Штатов от курса на силовое свержение Башара Асада отнюдь не означает, что Вашингтон полностью откажется от поддержки сирийской оппозиции. Этот ход не только бесполезен, но и опасен - он серьезно подорвет и без того ослабленные позиции Соединенных Штатов на Ближнем Востоке, станет еще одним доказательством ненадежности США, их неготовности защищать союзников. Оптимальным для американцев выходом из этой ситуации стало бы завершение сирийской войны через гражданский компромисс, интеграцию частей сирийской светской оппозиции в правительственные структуры. Именно эта тема и обсуждалась на московской встрече.
Теоретически у сирийской оппозиции нет иного выхода кроме как действительно идти на компромисс с президентом. Она крайне слаба, и отказ Запада добиваться ее прихода к власти любым путем вынуждает лидеров светской оппозиции делать выбор: подчиняться ИГ и вместе с этой организацией бороться против Башара Асада, или же вставать на сторону президента. Москва, которая принимала нынешние переговоры, ненавязчиво дает понять, что второй вариант лучше. Хотя бы потому, что он гарантирует оппозиционерам право на жизнь. «Силы, работающие на унижение сирийского народа, уничтожение вашей родины, либо уже объединились, либо объединяются. Продолжающая поступать из-за рубежа так называемая нелетальная помощь с умыслом или без умысла на практике оказывается поддержкой террористов и экстремистов, используется ими в кровавых преступлениях против Сирии», - заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров, обращаясь к участникам встречи.
Между тем, соглашаться лидеры оппозиции не спешат, в результате чего московская встреча закончилась безрезультатно (хотя представители официального Дамаска уверяют, что компромисс был нащупан, но для его формализации сторонам просто не хватило времени). По всей видимости, оппозиционеры просто хотят выбить максимально выгодные для себя условия примирения с Башаром Асадом. У кого-то, вероятно, даже теплится надежда, что иранцы пойдут на отставку нынешнего президента для того, чтобы дать возможность американцам и туркам (с которыми Тегеран тоже восстанавливает отношения) завершить сирийскую эпопею без потери лица. Именно поэтому, в частности, оппозиционеры хотят полномасштабную мирную конференцию «Подавляющее большинство членов оппозиции за созыв Женевы-3. Я не думаю, что сирийский режим будет против, это должно быть в интересах всех», - сказал секретарь партии «Народная воля», член руководства Фронта за перемены и освобождение Кадри Джамиль.