Двусторонние тайные переговоры
С марта 2011 г. Соединённые Штаты и Иран вели тайные переговоры. Первые встречи проходили в закрытом режиме в Омане. Для иранцев, задушенных беспрецедентными за всю историю финансово-экономическими санкциями, вопрос состоял не в том, чтобы уступать или не уступать, а чтобы достичь перемирия хотя бы на несколько лет для восстановления своих сил. Для Соединённых Штатов, которые рассчитывают передислоцировать свои войска с Ближнего Востока на Дальний Восток, предоставление такой возможности должно сопровождаться чёткими гарантиями того, что Тегеран не воспользуется ею для расширения своего влияния.
Американскую команду по очереди возглавляли Джек Силливан и Уильям Бёрнс. Кто возглавлял иранскую группу неизвестно. Г-н Силливан в прошлом был одним из главных советников госсекретаря Хиллари Клинтон, но он не разделял ни слепую поддержку Израиля, ни очарование Мусульманскими братьями. Это он организовывал войны против Ливии и Сирии. Когда г-жа Клинтон была отстранена от должности президентом Обамой, он становится советником по национальной безопасности при вице-президенте Джо Байдене. Заняв эту должность, он приступил к переговорам с Ираном. Г-н Бёрнс дипломат высокопрофессиональный. В США он считается одним из самых лучших. Он принимал участие в дискуссиях в качестве помощника госсекретаря Джона Керри.
В результате этих переговоров было достигнуто по меньшей мере два решения. Прежде всего, лидер Революции аятолла Хоменеи будет следить за тем, чтобы бывший глава разведки Стражей Революции, ставший главой кабинета и породнившийся с Махмудом Ахмадинежадом, Эсфандиар Рахим Машаи не принял участия в президентских выборах. И чтобы Иран не слишком высовывался на международной арене. А США будут следить за тем, чтобы умерить пыл своих антииранских союзников и приступят к переговорам 5+1 по ядерной программе с тем, чтобы положить конец санкциям.
К всеобщему удивлению Совет Стражей Конституции (половина членов которого назначена аятоллой Хоменеи) исключил кандидатуру Эсфандиара Машаи, хотя по данным опроса он выигрывал в первом туре. Благодаря разделению лагеря Революционеров, ловко поддержанному Лидером, президентом был избран шейх Хассан Рохани. То есть он оказался у власти лишь благодаря сложившейся ситуации. До этого этот националистически настроенный религиозный деятель возглавлял иранскую делегацию на переговорах по ядерной программе в 2003 – 2005 г. г. Он соглашался со всеми требованиями европейцев, и поэтому после избрания президентом Махмуда Ахмадинежада, он был отстранён от участия в переговорах.
Рохани проходил обучение по конституционному праву в Шотландии и был первым, с кем Израиль и США контактировали во время Ирангейта. Во время попытки свершения цветной революции в 2009 г., организованной ЦРУ совместно с аятоллами Рафсанжани и Хатами, он выступил против президента Ахмадинежада, встав на сторону Запада. Кроме того, его принадлежность к духовенству позволила муллам привести к власти Стражей Революции, которые продолжают осуществлять контроль над государством.
США, со своей стороны, проинструктировали своих союзников о необходимости понижения тона и благодушного отношения к новому иранскому правительству. Последние месяцы Эль-Рияд и Тегеран улыбаются друг другу, а шейх Рохани лично повстречался со своим американским коллегой.
План Белого Дома
План Белого Дома состоял в том, чтобы, учитывая популярность Ирана в Ливане, Сирии, Ираке и Бахрейме, позволить Тегерану воспользоваться своим влиянием на эти страны в обмен на отказ от экспансии своей Революции. Отказавшись от плана раздела Ближнего Востока с Россией, Вашингтон намеревался распределить эту роль между Саудовской Аравией и Ираном перед тем как вывести свои войска.
Объявление о возможности такого разделения подкрепило мнение о перерастании региональных конфликтов в конфликт между суннитами (саудовцами) и шиитами (иранцами), что само по себе абсурдно, так как религия лидеров часто отличается от религии тех, кто их поддерживает.
Но такое разделение возвратило бы Ближний Восток к периоду Багдадского пакта [1], то есть периоду холодной войны, если бы Иран не превратился в СССР, и зоны влияния не были бы перераспределены по-другому.
А если бы это не нарушало интересы сегодняшней России, этот раздел возвратил бы Израиль во времена, когда у него не было американского зонтика. А это неприемлемо для Премьер-министра Беньямина Нетаньяху, стремящегося расширить границы своей страны до Нила и Евфрата. Поэтому всеми силами он пытался саботировать продолжение этой программы.
Именно поэтому, когда в начале 2014 г. в Женеве было найдено соглашение по ядерной программе Вашингтона, член американской делегации Уэнди Шерман поддерживала израильские требования с тем, чтобы повысить ставку. Она заявила, что Вашингтон не довольствуется гарантиями о невозможности для Ирана произвести ядерное оружие, а требовала также гарантий об отказе от разработки баллистических ракет. Это требование было отвергнуто Китаем и Россией, которые заявили о том, что это не относится к Договору о нераспространении ядерного оружия и не является компетенцией 5+1.
Такой поворот свидетельствует о том, что иранская ядерная программа никогда не была предметом озабоченности для США, хотя они использовали этот предлог для того, чтобы объявить Ирану жесткую финансово-экономическую блокаду. Кроме того, президент Обама признал это в своей речи от 2 апреля, упомянув фетву Лидера Революции, запрещающую этот вид оружия [2]. На самом деле Исламская республика Иран прекратила свою военную ядерную программу в 1988 г. сразу же после заявления аятоллы Хоменеи о недопустимости применения оружия массового уничтожения. После этого Тегеран продолжал только исследования в мирных целях, хотя некоторые из них могли иметь и военное назначение, например, в качестве двигателей для военных судов. Позиция имама Хоменеи приобрела силу закона вместе с фетвой аятоллы Хоменеи 9 августа 2005 г. [3].
Вашингтон, хотя и считает Беньямина Нетаньяху «истеричным фанатиком», в 2014 г. нашёл согласие с ЦАХАЛом. Постепенно сложилась идея о том, что при региональном разделе между Саудовской Аравией и Ираном необходимо создать систему защиты для еврейских поселений. Так появился проект нового Багдадского пакта, что-то вроде регионального НАТО под саудовским началом, что было бы приемлемо для всех арабов, но реально его возглавит Израиль, аналогично тому, как прежний пакт де факто возглавлялся Соединёнными Штатами, которые, однако, не были его членами. Этот проект был обнародован президентом Обамой в его Доктрине национальной безопасности 6 февраля 2015 г. [4].
Соглашение по ядерной программе и снятии санкций было отложено на более поздний срок. Вашингтон организовал в ЦАХАЛе бунт против Беньямина Нетаньяху, считая, что Премьер-министр долго у власти не продержится. Однако, несмотря на Командиров израильской безопасности и призывов практически всех бывших офицеров командного состава не голосовать за Нетаньяху, последнему удалось убедить электорат в том, что он единственный, кто сможет защитить еврейские поселения. И он был переизбран.
В отношении Палестины Вашингтон и Тегеран согласились заморозить ситуацию по Израилю и создать палестинское государство согласно ословским соглашениям. Нетаньяху, не выпускавший из вида не только переговоры 5+1, но и тайные двусторонние американо-иранские переговоры, публично отреагировал на это, заявив, что пока он жив, Израиль ни за что не признает палестинское государство. Из его заявлений следует, что Израиль не намерен признавать свою подпись под ословскими соглашениями, а переговоры, которые велись в течение двух десятилетий с Палестинской автономией, служили лишь для того, чтобы тянуть время.
Совместные арабские вооружённые Силы
В спешке, Вашингтон и Лондон под занавес устроили йеменское восстание. Шиитские хути, примкнувшие к воинам бывшего президента Салеха, потребовали и добились смещения президента Хади, который вдруг перестал повиноваться. По правде говоря, он давно уже нелегальный и нелегитимный. Срок его полномочий был продлён в связи с его обязательствами, которые он не имел намерения выполнять. Ни США, ни Великобритания не питали особых симпатий ни к тому, ни к другому лагерю, но поддерживали их попеременно в зависимости от обстоятельств. Они позволили Саудовской Аравии утверждать, что эта революция была госпереворотом, и попытаться вновь аннексировать эту страну. Военная операция была организована Лондоном из территории пиратского государства Сомали под предлогом защиты Адена. Одновременно под предлогом йеменского кризиса Лига арабских государств заявила об арабской составляющей нового регионального НАТО - создании совместных арабских вооружённых Сил.
Через три дня соглашение 5+1, переговоры по которому были начаты спустя год после тайного двустороннего соглашения, было оглашено [5]. Между тем госсекретарь Джон Керри и его иранский коллега Мохаммад Джавад Зариф весь день тщательно пересматривали все разногласия. Было решено, что Вашингтон и Тегеран в течение ближайших трёх месяцев снизят напряжённость в Палестине, Ливане, Сирии и Бахрейне, а женевское соглашение будет подписано только в конце июня и сроком на 10 лет, если обе стороны сдержат своё слово.
Последствия
- Не исключено, что в ближайшие три месяца г-н Нетаньяху вновь попытается сорвать американский план. Не надо будет удивляться ни терактам, ни политическим убийствам, ответственность за которые будет возлагаться на Вашингтон или Тегеран, и цель которых будет состоять в том, чтобы сорвать запланированное на 30 июня подписание окончательного соглашения. Будет логичным, если Вашингтон поддержит политические перемены в Израиле, ограничив власть Премьер-министра. Именно в этом смысле и надо воспринимать жёсткое высказывание президента Реувена Ривлена , когда он обязал Нетаньяху сформировать новое правительство.
- Вопрос о Йемене никогда не ставился на двухсторонних переговорах. Так что если соглашение будет подписано, эта страна, возможно, останется единственной конфликтной точкой в регионе на последующие 10 лет.
- Несмотря на заключение с Тегераном соглашения и содействие созданию военного альянса во главе с Саудовской Аравией, в отношении народов этих стран Вашингтон проводит совершенно иную политику. С одной стороны, он поощряет разделение региона между государствами, а, с другой стороны, разделяет эти страны с помощью терроризма и только что создал так называемое террористическое Исламское государство («Даеш»)
- Изначально США намеревались создать арабские вооружённые Силы со странами Залива и Иорданией, а после даже с Марокко. Между этими режимами существует согласие. Однако Оман держится в стороне, хотя и является членом Совета по кооперации стран Залива. А Саудовская Аравия пытается использовать своё влияние и включить в них Египет и Пакистан, хотя последний не является арабской страной. Что касается Египта, то у Каира нет поля для манёвра, и он вынужден давать положительные ответы на эти попытки, никогда не ввязываясь в дела. У страны нет никаких средств существования и чтобы прокормиться,
она вынуждена прибегать к помощи таких стран, как Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты, Россия и США. Египет оказался вовлечённым в операцию «Решительная буря» в Йемене на стороне жителей юга, как и во время гражданской войны 1962-1970 г.г., хотя бывшие коммунисты стали членами Аль Каиды, а Каир теперь союзник саудовской монархии. Очевидно, что Каиру следовало бы как можно скорее выйти из этой трясины.
- Кроме Леванта и Залива региональные перемены затронут интересы России и Китая. Москве, хотя прекращение огня на 10 лет и представляет добрую весть, горько отказываться от своих надежд в пользу Ирана по единственной причине, что она так не смогла восстановить свои вооружённые силы после разрушения СССР. Этим объясняется заключение соглашения по укреплению военного порта в Тартусе. Российские ВМС должны прочно закрепиться на Средиземноморье, одновременно в Сирии и Кипре. Для Китая американо-иранское перемирие не замедлит проявиться в переброске американских солдат из Залива на Дальний Восток. Пентагон намерен разместить в Брунее самую большую в мире военную базу. Для Пекина придание армии должного уровня превратится в настоящую гонку – Китай должен быть готов к столкновению с американской империей до того, как эта империя будет способна его атаковать.