О новом Шелковом пути, который представляет собой масштабный план Пекина по развитию инфраструктуры и логистики в направлении Европы, в последнее время появилось много информации в мировых СМИ. Так, на днях Ван И заявил о необходимости создания китайско-монгольско-российского экономического коридора, а это значит, что трансевразийский путь будет идти двумя дорогами, а не одной. Напомним, что раньше речь шла о пути через Среднюю Азию и Турцию. Теперь же предполагается, что Европа будет соединена с Китаем и через Россию.
Таким образом китайцы планируют создать единое евразийское пространство и помешать планам США по укреплению в Европе за счет создания трансатлантического партнерства с Евросоюзом. Что Китай тем самым перемещает экономический центр мира в сторону Азии - это очевидно. Но что выигрывает Россия и какая роль отводится нашей стране в китайском плане по экономическому завоеванию мира?
"Для России это как раз очень важное и ценное предложение, — рассказал Pravda.Ru заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая и стран Восточной Азии Андрей Островский. — Дело в том, что у нас в сентябре 2013 года, когда Си Цзиньпин в Астане впервые заявил об инициативе создания Шелкового пути, многие, прежде всего РЖД, не очень позитивно отнеслись к этому предложению. Потому что у нас многие эксперты рассматривают эту программу развития Великого шелкового пути, строительства железной дороги Москва - Пекин и даже Москва - Казань, как противовес модернизации Байкало-Амурской магистрали. Потому что в случае реализации этого проекта большая часть транзитных грузов пойдет по маршруту, минуя Транссиб и Байкало-Амурскую магистраль".
Шелковый путь в помощь Сибири
Однако, по словам эксперта, модернизация Великого шелкового пути предполагает, что маршрут Москва - Пекин пройдет через китайский Урумчи, Казахстан, далее будет участок Казань - Москва, а из Москвы пойдет две ветки, одна — на Санкт-Петербург и скандинавские страны, другая — через Минск в Роттердам. И этот маршрут предполагает, что одновременно будут вкладываться деньги в модернизацию и БАМа и, прежде всего, Транссиба. Таким образом, железные дороги Транссиба станут практически такими же конкурентными, как и европейская часть.
"Можно будет создавать и развивать экономически территории вдоль этого экономического пояса, Великого шелкового пути, который пройдет не только через Казахстан и по европейской части, но и по территории Сибири и Дальнего Востока. То есть России, на мой взгляд, необходимо подключаться к этому проекту", — подчеркнул Андрей Островский.
По словам эксперта, именно таким путем можно будет максимально быстро реализовать развитие территории российского Дальнего Востока и Сибири и сделать регионы более привлекательными для жизни. А ситуация с численностью населения в этих регионах на сегодняшний день тяжелая. Если в 1991 году на Дальнем Востоке проживали где-то 7,8 миллиона человек, то за 20 лет население сократилось почти на 1,5 миллиона, до 6,3 миллиона человек. Таким образом, объединение проектов БАМ и Транссиб с китайским планом развития торгового пути для России крайне выгодно, это одна из наиболее эффективных конкретных программ, с помощью которых Россия может использовать экономический потенциал своего соседа, Китая.
Кто заплатит за Шелковый путь?
Однако, по мнению китаиста и доцента Высшей школы экономики Михаила Карпова, возрождения Шелкового пути Китая не стоит ожидать в ближайшее время, поскольку проект, во-первых, финансово затратный, а во-вторых, связан с многими техническими, политическими и прочими проблемами.
"Вопрос в том, кто за это все будет платить, кто будет деньги давать. Ведь можно соединить все, что угодно. Можно построить от Великой стены, от Шайханьгуаня до Па-де-Кале какую-нибудь единую железную дорогу. Строить можно все, что угодно, но кто деньги будет давать, за чей счет? У России денег нет, Россия вкладываться в это в таких масштабах сейчас не в состоянии. Когда она будет в состоянии, тоже не очень понятно. Китай в это дело тоже сейчас вкладываться, судя по всему, пока не планирует. Потому что у китайцев тоже жесткая кредитная политика", — поделился своим мнением с корреспондентом Pravda.Ru Михаил Карпов.
Между тем, еще в ноябре 2014 года Bloomberg сообщил о том, что Китай создает фонд финансирования проекта "Новый Шелковый путь" и сумма фонда пока составит 16,3 миллиарда долларов, но уже в феврале 2015 года глава Народного Банка Китая Чжоу Сяочуань заявил в интервью China Business News, что Пекин организовал фонд в 40 миллиардов долларов. Кроме того, следует вспомнить, что еще в 2013 году, когда в Казахстане была впервые озвучена идея воссоздания Великого Шелкового пути, президент Китая Си Цзиньпинь подписал с казахстанскими властями контрактов в сфере экономического сотрудничества на сумму более 60 миллиардов долларов. Так что вопрос с финансированием системы дорог из Китая в Европу вряд ли будет сопряжен с какими-то трудностями. Тем более, при наличии взаимовыгоды Китая с теми странами, по чьим территориям протянется так называемый Шелковый путь, который, безусловно, простимулирует развитие бизнеса во всех затронутых регионах.
Нелегкий выбор Евросоюза
Что касается сотрудничества с китайцами, то о выгодах России уже было сказано много. Тем более, что российское руководство на высшем уровне указало на восточный курс развития. Однако любопытно, как в данной ситуации поведет себя Евросоюз, перед которым встанет выбор между Трансатлантическим партнерством с США и китайским проектом Великого Шелкового пути…
"Европа будет, наверное, со Штатами, потому что это и ценностно близко, и геополитически близко. Что касается отношения Европы к Шелковому пути, если китайцы его подтянут, я думаю, что европейцы тоже не откажутся сотрудничать с китайцами. Тут никто не будет выбирать: либо - либо. Тут будут смотреть, что выгоднее. Геополитически — со Штатами, экономически — если от Китая что-то можно получить, европейцы будут работать с ними", — предположил Михаил Карпов.
http://www.pravda.ru/economics/rules/gl … silkway-0/