Очевидно, не вызывают особого доверия у многих граждан попытки ряда СМИ упрощать ситуацию на Донбассе до «черно-белого» уровня с характерной для него категоричностью. Кроме того, на снижении доверия украинцев к отечественным медиа сказываются общие разочарование и пессимизм.
Тем не менее, украинские СМИ продолжают входить в пятерку институтов, которым жители страны доверяют больше всего. Ранее медиа уступали только церкви, которая по-прежнему лидирует в рейтинге доверия. Но события на Востоке выдвинули на второе и третье места соответственно ВСУ и Нацгвардию.
Сферическое мышление
Наверняка, говоря о своем доверии к церкви или СМИ, многие украинцы связывают эти институты с какими-то конкретными организациями, а не имеют в виду, что доверяют сразу всем украинским церквям и медиа-источникам.
Прихожанин УПЦ КП, доверяя своей церкви, вряд ли питает особое доверие к УПЦ МП; тот, кто ориентируется на «5 канал», скорее всего, критично относится к тому, что вещает канал «Украина». В некоторой степени это касается и ВСУ с Нацгвардией: те, кто в целом им доверяет, необязательно верит поголовно всем военным командирам, формированиям или одобряет все их действия.
Такие же институты, как, например, президент, прокуратура или российские СМИ, в отличие от украинских медиа, Вооруженных сил, Нацгвардии и церкви, подобной вариативностью понимания не отличаются. Таким образом, украинцев объединяет доверие не столько к отдельными институтам, сколько к определенным сферам, с которыми связаны эти институты. На сегодняшний день это, прежде всего, религиозная, военная и информационная сферы.
Данные Киевского международного института социологии, 2014 год.
Отцы и дети
Картина того, откуда украинские граждане черпают информацию, иллюстрирует: поколение Интернета потихоньку догоняет поколение телевизора. Эту тенденцию, пользуясь языком теории Нейва Хоува и Вильяма Штрауса, можно считать символом постепенного перехода власти от «беби-бумеров» к «иксам» и «игрекам».
В этом контексте наше общество мало чем отличается от российского, европейского и американского. Но Майдан и конфликт на Донбассе, разумеется, особым образом повлияет на ценности молодых украинцев. Да и не только молодых. Правда, сейчас не стоит спешить с выводами, какие именно это будут ценности. Как минимум, до того, пока в стране не наступит относительная стабильность.
Телерадиопресса
По результатам мартовского исследования Центра Разумкова, среди отечественных политиков украинцы больше всего доверяют Андрею Садовому. Но при этом, как свидетельствует мониторинг агентства «Контекст медиа», в начале года львовский мэр не попал даже в двадцатку самых упоминаемых политиков на украинском ТВ.
Вероятно, это один из ключевых факторов, которые помогают Садовому обгонять других борцов за власть в рейтинге доверия. Меньше мелькаешь в телевизоре во время кризиса — меньше раздражаешь аудиторию. Подобная стратегия в период Майдана оказалась успешной для Петра Порошенко.
Помогает Садовому в накоплении капитала народного доверия, очевидно, и связанный с его именем медиа-холдинг «Люкс». Исследование GFK Ukraine за июль-декабрь 2014 года показало, что «Люкс FM» остается лидером радиоэфира во Львове.
Что касается общенационального радио-масштаба, то здесь продолжает первенствовать «Хит FM», за которым идет «Шансон». Отмечается, что по итогам прошлого года «Шансон» заметно улучшил свое положение, выйдя на второе место. По-видимому, многие украинцы в суровых условиях 2014-го переметнулись от поп-музыки к шансону — такому же простому и понятному стилю, но при этом не столь «розовому».
С анализом украинских газетно-журнальных тенденций дело обстоит сложнее. В открытых источниках за последний год практически нет данных исследований общественного мнения в этом сегменте медиа-рынка.
Но есть информация о том, какую прессу предпочитают отечественные лидеры мнений. Это — «Зеркало недели», «Экономические извести», «Фокус» и другие. Своей картиной происходящего в стране эти издания опосредованно через лидеров мнений могут в определенной мере влиять и на более широкую украинскую аудиторию.
Влиятельное добро
Согласно данным Интернет-ассоциации Украины за февраль этого года, регулярно пользуются Всемирной паутиной 58% украинцев. Домашний интернет есть у 57%. Больше всего пользователей сети на Востоке страны, меньше всего — на Юге.
В топ-5 самых посещаемых сайтов входят Google, «Вконтакте», Mail.ru, Youtube, «Одноклассники». Но более примечательна другая статистика. Есть такой ресурс, как Mediametrics, на котором можно посмотреть рейтинги конкретных ссылок за определенный интервал времени. Эти рейтинги, разумеется, отражают различные интересы украинских интернет-пользователей.
Сколько бы украинцы ни интересовались в сети, распрощался ли Святослав Вакарчук со статусом холостяка или обстоятельствами смерти Виктора Януковича-младшего, первое место за прошедший месяц в этом рейтинге занимает другая, более жизнеутверждающая, новость. Точнее не новость, а фейсбуковский пост пользователя Angelika Batumska о недавнем случае в киевской маршрутке. Эта запись была распространена другими украинскими онлайн-изданиями.
Если кратко, история такова. На остановке зашли четверо бойцов АТО и протянули водителю десять гривен. Он спросил, сколько их, на что получил порцию возмущений от других пассажиров. Но потом выяснилось, что водитель спрашивал это не для того, чтобы потребовать доплаты, а чтобы отдать солдатам свои четыре сотни и извиниться перед ними за то, что богат только этим. До следующей остановки военнослужащим собрали еще семьсот гривен.
В общем, каким бы мрачным ни было наше информпространство, одна небольшая история, в которой раскрывается тема милосердия и солидарности, опережает сотни других ссылок, которые если не излучают нечто темное, то и особо чего-то светлого тоже не несут. Добро оказывается влиятельнее.