Атмосфера террора
29 апреля в Одессе прошли очередные громкие аресты. «Громкость» не в персонах (арестованные — фигуры городского масштаба), а в антураже: броневики, 12,7 мм пулемёты ДШК, толпы силовиков. И всё это — чтобы арестовать 12 человек. Официально журналистам и общественным деятелям предъявили обвинение в намерении создать республику «Бессарабия». Однако если отследить аресты последних дней (Одесса, Харьков, Мариуполь), становится понятно, что идёт банальная отработка регионов, в которых власть не уверена и которые решено зачистить простейшим способом: террором. Причём речь не всегда идёт об арестах, иногда люди просто исчезают.
Результаты не замедлили сказаться: в Одессе растёт количество жалоб на действия силовиков — в их арсенале издевательства и пытки. Прокуратура жалобы игнорирует.
Кстати Одессу власти воспринимают то ли как главную угрозу, то ли как испытательный полигон: в области фактически ограничена свобода передвижения, а судя по количеству силовиков и их вооружению (бронетехника, пулемёты, РПГ) город вполне можно спутать с прифронтовой полосой.Экономика: прогнозы и реальность
Главное, на что следует обратить внимание, — ухудшение прогнозов падения украинской экономики (пусть уважаемые читатели не думают, что обзор — исключительно мои измышления). Так, Нацбанк Украины ухудшил свой прогноз, ожидая 7,5% снижения ВВП (в феврале — 5,5%). При этом квартальное падение составило 15%.
С разницей в 5 дней с аналогичным прогнозом в отношении украинского ВВП выступил и Всемирный банк, который ещё в январе был гораздо более оптимистичен (снижение на 2,3%). Свой прогноз ВБ дополнил ожиданием 40% инфляции по итогам года (актуальные темпы пока опережают прогноз).
Самые оптимистические оценки — у Минфина: 5,5% снижение ВВП и 30% инфляция, хотя и Минфин ухудшил свои более ранние прогнозы падения экономики на 0,5%.
Государственный долг по итогам марта вырос на 11,9% и составил 65 млрд долл. Следует отметить, что произошло это за счёт укрепления гривны. В нацвалюте же Украина даже сократила задолженность по сравнению с февралём. Впрочем, вскоре она снова вырастет — правительство продолжает активную деятельность на рынках заёмного капитала.
Кстати о госдолге. На минувшей неделе экс-глава НБУ С. Арбузов выступил с критикой главы Минфина Н. Яресько, обвинив её в манипулировании данными. Экс-чиновник напомнил о важности соотношения государственного долга к ВВП. В конце 2013 года этот показатель составлял 40%, «…и был в основном сформирован во время кризиса в 2008–2009 годах… ровно по такой же девальвационной схеме, как и в 2014 году». На начало 2015 года он составлял 70%, тогда как уже 60% определяется Бюджетным кодексом как пороговое значение. Для окончательной характеристики состояния госдолга Украины следует отметить, что он более чем в 3 раза превысил годовые доходы бюджета. Что и неудивительно: по словам А. Абромавичуса (Минэкономразвития), по итогам 9 месяцев 2014 г. госкомпании Украины получили 80 млрд грн убытка.
То, о чём авторы «Однако» писали в 2013–14 гг., теперь признают и украинские эксперты. Из-за снижения экспорта Украина недополучила в 2014 году 12,5 млрд долл, причём в основном речь идёт об утрате рынков в России и СНГ. Объём экспорта товаров снизился на 15%, а услуг — на 25%. Такие данные приводит Украинский институт стратегий глобального развития и адаптации.
«Пока альтернативы стратегическому партнёрству с Россией у Украины нет. И если Украина настроена переориентировать экспортные потоки, то начинать необходимо со структурной перестройки промышленности и экономики», — отмечает эксперт института Игорь Грозный.
Для нас эти данные не были неожиданностью, но тем более невероятно было увидеть их развёрнутый анализ на базовом ресурсе евроукраинства — «Украинской правде». Эта ссылка будет интересна далеко не всем, а лишь интересующимся товарной и географической структурой украинского экспорта. Результат анализа вынесен в заголовок: рынки СНГ потеряли, рынки Европы не приобрели.
Тем забавнее слышать оценку ситуации от главы Минфина Украины: реальные доходы украинцев сократились на 10%, а уровень бедности вырос на 30%, что угрожает эффективному реформированию экономики. Падение доходов и рост уровня бедности как раз и стал результатом этих «реформ». Иными словами, бороться опять предлагают со следствием, а не с причиной. Впрочем, об этом далее.
Деиндустриализация, как и было предсказано
Несомненно, лучшей оценкой экономической политики Украины стали откровенные слова Александра Кирша (экономический советник Арсения Яценюка). Рассуждая об украинских индустриальных гигантах, советник заявил: «Огромная и низкооплачиваемая рабочая сила на этих умирающих предприятиях сдерживает Украину в её европейском движении. Да, это будет болезненно. Но альтернатива оставить всё как есть и остаться друзьями с Россией, она гораздо хуже… Деиндустриализация — не цель. Смысл в том, чтобы сделать бизнес выгодным и эффективным. Решать будет рынок».
Итак, деиндустриализация — не цель, но сознательный курс. Решать будет рынок, но главная цель отнюдь не рыночная, а вполне политическая — прекратить быть друзьями с Россией, а вернее деиндустриализировать украинский Юго-Восток, лишив эти регионы возможности устанавливать прочные экономические (а значит и политические) связи с РФ. Кстати, упомянутое стремление ставить телегу впереди лошади — похоже, общее для всего экономического блока «реформаторов». Сначала рвать экономические связи (уже упомянутый И. Грозный прямо говорит о запрете на торговлю с РФ для ряда предприятий Украины как одном из решающих факторов падения экспорта), а потом сетовать на низкие зарплаты рабочих этих предприятий.
В свете откровений А. Кирша совсем не удивительна новость об отказе Украины от строительства совместного с РФ завода по фабрикации ядерного топлива. С соответствующей инициативой к В. Януковичу обратился В. Путин ещё в 2011 году. При этом украинская сторона получала 50%+1 акцию совместного предприятия, практически полностью закрывала свою годовую потребность в ТВЭЛах, смогла бы загрузить заказами профильные предприятия, встроив их в цепочку производства топлива.
Впрочем, деиндустриализация начинает ощущаться не только в высокотехнологическом сегменте. В прошлый раз мы уже отмечали проблемы в украинском ГМК: отрасль на грани банкротства, до 200 тыс. человек могут лишиться работы. А вот и итоги 1 квартала 2015 года: выплавка снизилась на 31%, что окончательно делает невозможным возврат Украины в десятку крупнейших производителей стали (сейчас у неё 12-е место).
Неудивительно, что аналитики отметили изменение структуры украинского экспорта. Он становится всё более аграрнонаправленным: доля АПК в экспорте по итогам первых двух месяцев 2015 года составила 37,9%. И этому можно было бы порадоваться — мол, небывалый рост производства сельхозпродукции, — если бы не предупреждение со стороны РФ: рассматривается вопрос о возможности применения к её товарам правил доступа, аналогичных тем, которые применяются для товаров из ЕС.
Продажа земли
В прошлом обзоре мы утверждали, что тотальная приватизация не спасёт Украину от дефолта. Скорее, её следует рассматривать как своего рода плату за кредиты. А чтобы приватизируемое попало в нужные руки, А. Яценюк прямо говорит о необходимости запретить российским компаниям участвовать в приватизации. Это один из двух главных принципов, который правительство собирается отразить в новой редакции закона о приватизации. Любопытно, что второй принцип — «…исключительно прозрачная приватизация без каких-либо фиктивных ограничений, которые были всегда, потому что готовили объект под конкретного покупателя». Такое вот торжество взаимоисключающих параграфов.
Но вернёмся к земле. По оценке экспертов, Украина получит от приватизации не более 10% от запланированного. Чтобы получить все 17 млрд грн, заложенные в плане, придётся продавать госмонополии, а главное — земли сельхозназначения. При этом следует помнить, что сегодня худшее время для приватизации за всю историю Украины: к традиционной нестабильности и перманентному экономическому кризису прибавилась война.
Впрочем, профильное министерство настроено не так мрачно и рассчитывает получить от продажи земли 100 млрд долл. (примерно 2,2 трлн гривен). О том, что это вполне может запустить на Украине латиноамериканский сценарий агроколониализма, министерство, похоже, не задумывается. В связи с чем было бы правильнее переименовать его из министерства аграрной политики в министерство разбазаривания земель.
ЖКХ и энергетика
В прошлый раз мы упоминали о том, что долги потребителей за услуги ЖКХ начинают провоцировать инфраструктурный клинч: энергетики отключают электричество водоканалам, в результате чего половина двухмиллионного Львова сидит без воды. Прошедшая неделя свидетельствует, что речь шла не о единичном случае: ситуация повторилась в Киеве — правда, киевляне пока остались без горячей воды и (пока) всего лишь 1000 из 11000 киевских домов. Однако в таком деле главное начать.
Между тем долги украинцев за ЖКУ достигли 13,3 млрд грн. Правительство пытается решить проблему с помощью субсидий, однако вряд ли их хватит на всех нуждающихся: тарифы будут расти ещё два года, значительно опережая доходы украинцев. В связи с чем ожидаемый порог в 3–4 млн семей может быть превышен (сейчас субсидию получают 1 млн, причём 400 тыс. из них обратились за ней в течение января-марта 2015 г.).
О росте неплатежей говорят и данные компаний. Убыток ГП «Энергоатом» в 2014 году вырос в 1,5 раза, достигнув 6,5 млрд грн. Убыток НАК «Нафтогаз» в 2014 — 85 млрд грн, что в 4,5 раза превышает убыток по итогам 2013 г. В связи с чем компания начала отключать должников (котельные, обслуживающие упомянутые выше киевские дома, — в их числе).
ГП «Укрэнерго» сообщает о том, что аварийность в энергосистеме Украины за год выросла вдвое.
Новая Украина
В связи со всем перечисленным хотелось бы дать небольшую подборку новостей, определяющих лицо новой Украины.
Украина является территорией с потенциально опасной эпидемиологической ситуацией, которая угрожает здоровью населения всего региона. Такую оценку даёт представитель Управления ООН по координации гуманитарных вопросов Джон Гинг.
Растёт количество самоубийств (пока доступны данные для Киева): 480 случаев в 2014 году против 367 в 2013 г. В 1 квартале 2015 — 126 (98 в 1 квартале 2014).
В празднование Дня Победы в школах в этом году министерство образования и науки внесло коррективы. Школьников рекомендовано ознакомить с фильмом о т.н. «киборгах», а также устроить встречи с участниками войны на Донбассе. День Победы теперь зовётся Днём Памяти, а война — Второй мировой.
Основатель корпорации Virgin Group, миллиардер Ричард Брэнсон, выступая перед студентами Киево-Могилянской академии, предложил правительству Украины легализовать наркотики.
Руководитель аналитического центра «Экспертный совет» Искандер Хисамов огласил неофициальные указания, которые получают руководители телеканалов от администрации П. Порошенко. По его словам, установлено чёткое квотирование смысловой направленности сюжетов в выпусках новостей по формуле: «…30 процентов на критику Путина, 30 процентов на критику «пятой колонны», 20 процентов отдаём на ваши лоббистские дела собственникам каналов». При этом эксперт отмечает, что власти удалось приравнять любое инакомыслие к государственной измене и пособничеству террористам. А выявление недостатков и критический анализ деятельности исполнительных и прочих органов власти сопряжён с риском быть обвинённым в государственной измене. Собственно говоря, аресты и террор — лучшее тому подтверждение.
Глава Луганской ОГА Геннадий Москаль выступил с инициативой приостановки сообщения Украины с ЛНР через единственный действующий пункт пропуска. Сообщается, что решение принято для предотвращения диверсий и терактов, однако звучит также и иная причина: невозможность справиться с коррупцией (в прошлый раз мы отмечали, что взятки достигают 2000 грн с человека и 8 грн за кило груза), что негативно влияет на отношение к украинским силовикам. В общем, нет транзита — нет проблемы.
Украине же в целом эксперты прогнозируют высокую вероятность ещё и политического кризиса — борьба правительства с энергетическим холдингом Рината Ахметова ставит парламентскую коалицию под угрозу распада. Депутаты проваливают правительственные законопроекты и фактически объявили «итальянскую» забастовку. В результате украинский парламент на паузе почти до середины мая, за это время вопрос с главой Минэнерго, спровоцировавшего выступления шахтёров, постараются уладить.
Это всё — к возможному вопросу о том, чем же занимается руководство Украины вместо нормализации экономической ситуации.
О разном
Кризисные явления в туристической отрасти накапливаются, СМИ сообщают о случаях отмены автобусных туров. Это крайне неприятное известие, поскольку речь идёт о внутреннем туризме, который всегда выручал отрасль во время проблем с внешним туризмом.
А с ним будет непросто — получение шенгенских виз с лета усложнится ещё более. Причём не только для туристов, но и для трудовых мигрантов.
Как видим, никакого облегчения в визовой политике саммит Украина–ЕС не принёс, Европа продолжает кормить Порошенко завтраками.
Героиня сегодняшнего обзора Н. Яресько пообещала украинцам налоговую реформу, уже третью за последние три года.
На этой неделе в Киеве прошёл инвестиционный форум Support for Ukraine. Но ситуацию с инвестициями лучше характеризует не он, а иски инвесторов по защите своих интересов, которые они подают против Украины. Таковых насчитывается не менее 10.
В середине недели ВСУ подвергли сильнейшему обстрелу Горловку. По словам местных жителей, последний раз обстрел такой силы был ещё в феврале.