"Мы не собираемся консультироваться. Мы не обязаны это делать, потому что мы - суверенное государство", - заявил Никос Воутсис, министр внутренних дел, которого считают одним из наиболее популярных политиков.
Кого же увольняли предшественники Воутсиса и Ципраса? Это, например, сотрудники государственного СМИ ERT - 2,6 тыс. человек. Или около 600 уборщиц, работавших в офисах налоговой службы и устроивших долгосрочную забастовку в знак протеста, которая длится, по информации Financial Times, 12 месяцев.
Возвращая стране рабочие места, правительство решает ряд задач: во-первых, снижается социальная напряженность, во-вторых, экономика получает дополнительный импульс за счет роста потребительского спроса, в-третьих, перезапуск того же ERT позволит усилить информационное присутствие СИРИЗА. Однако возникает и ряд проблем, первая из которых очевидна: денег у страны нет.
Компромисс невозможен
Суровая правда заключается в том, что СИРИЗА и лично премьер-министр Алексис Ципрас не могут выполнить те обещания, которые дали греческому народу в рамках нормального диалога с "тройкой". До поры до времени будет продолжаться перетягивание каната с оглядкой на общественное мнение. То кредиторы будут добиваться уступок, то Афины - озвучивать популярные у граждан и непопулярные у иностранцев идеи. Но ситуация с трудовой реформой намекает, что в итоге столкновение неминуемо.
Придется что-то выбирать, и вариант добровольного отказа от евро не выход. Абсолютное большинство греков за евро и против выхода из еврозоны. ВВП Греции на душу населения достаточно высок - более $24 тыс., и люди привыкли к хорошей жизни.
Сама по себе экономия уже нанесла достаточный урон, а отказ от единой европейской валюты в пользу драхмы стал бы потрясением, каких страна не видела уже очень давно, возможно, со времен оккупации. В такой ситуации правительство, гордо объявив об отказе от евро, подписало бы себе смертный приговор.
О том, почему Греции не хочется уходить самой и выгоднее, чтобы ее выгнали из еврозоны, в программе "Курс дня" рассказал управляющий директор Arbat Capital Алексей Голубович: "Я думаю, что для греческих политиков, если их выгонят из еврозоны, конечно, это плюс. Если они скажут всем: мы решили, мы такие гордые, нам не нужно больше евро - очень опасно, пострадает большая часть бизнеса. Люди увидят, что их собственность, недвижимость, какая еще в Греции есть собственность - коммерческая, жилая, она вдруг обесценится, потому что другая валюта, которая будет вместо евро, будет первое время падать в цене, и от того, что ваша собственность стала стоить вдруг в два раза меньше, никто не будет счастлив. Поэтому гораздо лучше показать, что мы боролись и нехорошие ЕЦБ и другие евробюрократы нас оттуда выгнали".
Есть две основные теории. Первая: греческие политики не так самостоятельны, как кажется на первый взгляд. Но тогда возникает вопрос о том, зачем проводятся подобные реформы. И вторая, уже озвученная нами: Афины попробуют переиграть условия предоставления помощи так, чтобы народ был доволен, но готовы к провалу соответствующих переговоров. После вынужденного выхода из еврозоны Греция обвиняет во всех своих бедах кредиторов и долгие годы живет бедно и с драхмой, а также с новой нормальностью в политической сфере.
Германия устала
Отдельно отметим, что в Германии от "греческой проблемы" устали. Согласно данным, опубликованным в немецком деловом издании Handelsblatt, 44% всех опрошенных топ-менеджеров Германии (а в опросе принимали участие 673 руководителей компаний) считают, что Греция должна выйти из еврозоны по собственному решению. Еще 13% полагают, что Грецию необходимо активно вытеснить из валютного союза. 79% руководителей полагают, что если Греция выйдет из еврозоны, то это не приведет к тому, что ее примеру последуют другие страны. А менее пятой части опрошенных беспокоятся о финансовых последствиях такого выхода.