Возрождение Грузинской православной церкви, напоминает издание, началось в начале 1990-х годов, когда «религия заполнила идеологический вакуум, образовавшийся после распада СССР». «Радикализация» церкви, по крайней мере отчасти стала ответом на «агрессивные прозападные реформы» предыдущего правительства Михаила Саакашвили, пишет журналистка.
Его попытки исключить религию из народного образования вызвали сильную ответную реакцию, сообщает издание. Так, принятый в 2005 году запрет религиозных символов в школах привел к активизации общественных религиозных групп. Крупнейшим из них был Союз православных родителей. Эта организация, как отмечается в статье, «приобрела дурную славу из-за своих агрессивных выступлений против меньшинств, которые зачастую сопровождались применением силы».
В 2012 году правительство Саакашвили проиграло выборы «более традиционалистской» коалиции «Грузинская мечта», которую «с энтузиазмом» поддержали и церковь, и общественные религиозные группы, пишет журналистка.
С тех пор «коллективных молитв, проповедей и идеологической обработки в государственных школах становилось все больше и больше», приводит BBC слова Эки Читанава, главы Института толерантности и разнообразия Грузии. Этот институт недавно провел опрос среди 33 религиозных меньшинств, и все они заявили, что их дети сталкиваются с давлением в школе, особенно мусульмане и «Свидетели Иеговы».
В Министерстве образования охарактеризовали подобное как «отдельные случаи», говорится в статье. А правительство заявило, что оно занимается продвижением терпимости к различным вероисповеданиям посредством недавно созданного Агентства по делам религии.
Однако, несмотря на эти заявления, во всех школах, которые посетила журналистка BBC, она увидела иконы и другую православную атрибутику. При этом директор одной из деревенских школ призналась Наталье Антелава, что мечтает устроить в учебном заведении молельную комнату.
Далее в статье рассказывается об акции против гомофобии, на участников которой в 2013 году «напали» православные активисты, в том числе священники. Один из организаторов сорванной демонстрации Ираклий Вачарадзе выразил уверенность, что за все этим стояли «более серьезные силы» - «бывший имперский хозяин Грузии: Россия».
«Для Путина геи – это новые евреи, – заявил Вачарадзе. – Во многом так же, как Гитлер посчитал евреев помехой для счастья немецкой нации, Путин нашел способ поставить знак равенства между гомосексуализмом и Западом».
Эта стратегия, пишет журналистка BBC, сработала в России и на востоке Украины, где пророссийские ополченцы заявляют, что они сражаются за православную веру и против «растлевающих западных ценностей», таких как гомосексуализм. Вачарадзе заявил BBC, что Москва использует церковь, чтобы распространять те же антизападные настроения в Грузии.
Грузинская православная церковь, в свою очередь, заявляет, что она не инструмент в руках России, и подчеркивает, что с Москвой у нее исторические связи.
Тем не менее «в своих еженедельных проповедях сотни священников доносят один и тот же посыл: западные устремления Грузии более не совместимы с ее древней православной верой. И они твердят грузинской молодежи, что те должны сделать свой выбор», – пишет в завершение журналистка BBC Наталья Антелава.