АНАЛИТИКА
Америка просчиталась с Германией
ФРГ на фоне противостояния США и России может взять под контроль всю Европу.
Пока Вашингтон всё внимание уделяет отношениям с Москвой, Германия усиливает свои позиции в Европе и получает возможности бросить вызов Штатам в Старом Свете. Такое мнение в своей статье «Германский вопрос» высказал политический аналитик Пепе Эскобар. По его мнению, сегодня Берлин лишь делает вид, что готов быть посредником между «мировым гегемоном США» и «агрессивной Россией», на самом деле он не проводит американскую политику в Европе, а берет ее под контроль.
Как пишет Эскобар, Германия вовсе не заинтересована в конфликте с Россией, хотя официальные лица и повторяют воинственную риторику американцев. Ведь ФРГ и РФ связывают многочисленные экономические связи, значительная часть инвестиций немецких корпораций приходится на российский рынок.
Более того, Берлину нужна не просто стабильность в Восточной Европе, а контроль над регионом. «Процесс евроинтеграции, возглавляемый Германией, стал иллюстрацией стратегии по открытию новых рынков для немецкого экспорта и создания буферной зоны между ФРГ и Россией. Что касается государств Балтии, то они уже сильно зависят от Берлина – Германия является самым крупным торговым партнером для этих государств», – уверен политолог.
Главный вывод – пока Соединенные Штаты пытались влиять на ситуацию в Европе через Германию, Берлин собрал ресурсы и перехватил инициативу. Свой тезис Эскобар подкрепляет цитатами из книги «Великая Шахматная доска» Збигнева Бжезинского о том, что поведение Германии может быть непредсказуемым и привести в конечном итоге к объединению всей Евразии, причем без участия США…
Если предположения Пепе Эскобара верны, то в ближайшие годы можно ожидать серьезного изменения всей мировой геополитики. В том числе, в отношении Украины. Одно дело, когда Киев выполняет волю Вашингтона и стремится посредством подогревания конфликта ослабить Россию. Совсем другая ситуация сложится, если «первую скрипку» в украинском вопросе будет играть Германия, желающая иметь объемный и стабильный рынок.
Как считает руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов, Германия заинтересована не в усилении влияния в Старом Свете, а в поддержании порядка на континенте:
– В конце апреля Сергей Лавров заявил о том, что у него есть достоверные данные о попытках США вбить клин в российско-германские отношения. Ведь в Вашингтоне понимают, что партнерство Москвы и Берлина есть залог экономической и политической конкурентоспособности евразийского пространства, открываются возможности для сотрудничества Евросоюза и Евразийского экономического союза. Соединенные Штаты продолжают видеть себя главным мировым центром силы. С этих позиций Вашингтон смотрит, в частности, на украинский конфликт. Америке всё равно, что будет с Украиной, сколько людей погибнет там в гражданской войне. Для Штатов украинский кризис – это фактор ослабления России и Европы.
Реализуя план по сохранению планетарной гегемонии, США пытаются сформировать в мире мнение, что Германия пытается строить некий «четвертый рейх», стремится усилить влияние на Восточную и Центральную Европу. Это просто пропагандистский трюк, ставящий целью уверить руководство России в том, что никакого сотрудничества между РФ и ФРГ не может быть, а Меркель вынашивает далеко идущие реваншистские планы. Обострения этой пропаганды можно ожидать сейчас, после визита Ангелы Меркель в Москву.
На мой взгляд, разговоры о том, что Берлин хочет прибрать к рукам весь Старый Свет, не соответствуют действительности. На самом деле, Германия заинтересована в наличии как можно большего числа конкурентоспособных рынков, в первую очередь, для своей обрабатывающей промышленности. Немцы заинтересованы в сбыте продукции машиностроения и сырьевой кооперации. Этот интерес проявляется в работе германских компаний, сотрудничающих с «Газпромом». Немцы готовы пойти с нами в Арктику для совместной добычи нефти и газа.
Германия несколько лет назад приняла концепцию собственной сырьевой безопасности. В эту стратегию хорошо вписано партнерство Москвы и Берлина. Реваншистские настроения Германии, о которых так много говорят, будут только мешать сотрудничеству.
— Устраивает ли Германию ситуация, когда она - основной донор Евросоюза?
– Германию такое положение вполне устраивает. Стоит обратить внимание, что Берлин пока не платит по долгам, об этом сейчас только говорят. Германия заинтересована в выполнении Маастрихтских соглашений, положивших в 1992 году основу современного Европейского союза.
В действительности, Германия не пытается подчинить другие страны Старого Света. Она просто обращает внимание на необходимость выполнения каждым государством взятых обязательств. То есть, зарабатывать средства, а не быть иждивенцем и пытаться жить за счет других, чем последние лет десять занималась Греция. Когда на Берлин «обижаются», то это похоже на возмущение соседа, который хочет жить за счет вас. Поэтому естественно, что начинаются разговоры о немецком диктате в ЕС. Но это пропаганда и не более. Политика политикой, но в основе межгосударственных отношений лежит экономика. Скажем, поляки берут пример с немцев и стараются работать, как они. Последний кризис Польша пережила практически без потерь. А вот греки или итальянцы хотят жить несколько иначе.
— Что-то изменится в ближайшее время в отношениях России и Европы, России и Запада в целом?
– Думаю, что санкции сохранятся. Американцы будут делать всё, чтобы санкционное давление на нас усиливалось. Но на фоне этого будет налаживаться политический диалог между Россией и Евросоюзом, хоть и с большим трудом. Постепенно будет идти сближение позиций РФ и ЕС по Украине, но очень медленно. Сиюминутного прогресса ждать не приходится.
— Сразу после визита в Москву Ангелы Меркель в Россию прилетел госсекретарь США Джон Керри.
– Думаю, что это совпадение, хоть и вполне логичное. США – ведущий игрок в украинском кризисе, без него никаких изменений на Украине не будет. Поэтому Москва пытается наладить диалог с Америкой. Мы давно желаем перейти на конструктивный лад с Соединенными Штатами. Это удается с Европой, а вот с Вашингтоном пока сложности.
Визит Керри готовился без контекста празднования 9 мая, в отличие от визита Меркель. Но в США начинают понимать, что их внешняя политика становится неприемлемой для всех. Их цинизм по использованию в своих целях украинского конфликта может сыграть в итоге против Штатов.
По мнению вице-президента Академии геополитических проблем Константина Соколова, Германия и США, независимо от противоречий между собой, будут совместно действовать против России:
– Сложно предсказать, какая будет новая конструкция Европы. Есть несколько сценариев переустройства континента, за каждым стоят определенные силы. Но понятно, что в нынешнем виде Европейский союз долго существовать не будет. ЕС был сформирован, в том числе, чтобы затормозить развитие Германии, которая сегодня стала основным донором объединения. Интересно, что к зоне евро не присоединилась Великобритания, значит, основную ответственность за общую валюту и европейскую экономику несет ФРГ. Стоит учитывать, что Восточная Европа еще не оправилась от разрушения старых хозяйственных связей, существовавших в рамках Совета экономической взаимопомощи.
Германию такое положение больше не устраивает. Не случайно уже несколько лет обсуждаются возможности нового объединения. В рамках ЕС Берлин обречен постоянно иметь дело с убыточными экономиками других государств.
Но не стоит думать, что Германия выйдет из-под контроля Соединенных Штатов. С момента поражения во Второй мировой войне канцлер Германии согласовывается в Вашингтоне, и это ни для кого не секрет. Золотой запас ФРГ частично находится в США. Так что степень свободы Германии невысока. Пойти на серьезный бунт против Америки Германия может, только собрав глобальную коалицию, но предпосылок этого мы пока не видим. В ближайшие годы Европе не удастся избавиться от американского контроля, хоть новые формы объединения континента и будут искать.
— Способна ли современная Германия улучшить свои позиции в Европе?
– Немцы действительно пытаются играть большую роль в Старом Свете. По разным данным, до четверти сельхозугодий Польши уже принадлежит Германии. Такое усиление роли Берлина будет идти и дальше.
Но контроль в нынешнем мире устанавливается не только с помощью экономических механизмов. Сейчас идут по пути расчленения сложившихся государств на мелкие недееспособные образования, которые уже можно брать под полный контроль. Такая тактика реализуется сегодня на Ближнем Востоке. Этот путь выбран, скажем, в отношении Украины, которую собрать воедино вряд ли уже получится. Под контроль будут браться осколки государств.
— Усилившаяся Германия будет продолжать выполнять волю США или постарается проводить самостоятельную политику?
– Сегодня настоящая власть из государственных институтов ушла в банкирские дома и прочие транснациональные структуры, поэтому анализировать ситуацию надо не с точки зрения интересов тех или иных стран, а исходя из интересов этих наднациональных структур. Для них потребности Германии, Великобритании или кого-то еще не столь существенны. В идеале, банки и корпорации хотят взять контроль над всем миром, а ключ к этому лежит в контроле над Европой и Россией.
Германия – это один из инструментов. Если будет необходимо, то позиции Берлина в мире усилятся, а когда нужно, немцы станут пушечным мясом. Надо говорить не об интересах Германии, а о роли, которую она должна сыграть для транснациональных структур, и тут могут быть разные варианты. Фактически, руководители многих государств уже не самостоятельные фигуры, а топ-менеджеры, поставленные банками и корпорациями.
— Возможные противоречия Берлина и Вашингтона как-то меняют отношение Европы и западного мира в целом к России?
– Подчеркну, что руководители США и Германии подчинены одним и тем же интересам транснациональных структур. Видимые противоречия нужны для объяснения народам социальных проблем. Ведь если никаких противоречий нет, то люди могут спросить, почему они живут так плохо. А вот если есть конфликты, то причина, вроде бы, очевидна. С этой целью пускается информация о противоречиях Меркель и Обамы.
Скажем, в центре Европы, на Украине, развивается конфликт. Меркель же не может сказать, что она тоже причастна к нему. Поэтому надо говорить про «нехорошего Обаму», который заинтересован в эскалации противостояния. На самом деле, Запад действует заодно. Бараку Обаме тоже, кстати, надо объяснять своим гражданам, почему в условиях совершенно безнадежного госдолга Штаты продолжают наращивать военные расходы и тратят на оборону больше, чем весь остальной мир. Вот и стараются всех запугать Россией.
Для нас главное сегодня – идущая против нас информационно-психологическая война. К сожалению, российские государственные структуры не владеют всеми технологиями воздействия на мировое общественное мнение, какие есть в распоряжении США, Европы и ведущих интернет-компаний.
Чтобы выжить, у нас должна быть альтернативная идея развития, которая бы объединяла вокруг России другие народы. То есть, нужна своя идеология развития мира. Пока мы больше занимаемся реагированием на происходящее, но такая тактика проигрышная.