Как раз накануне прибытия Госсекретаря США в сочинскую резиденцию «Бочаров ручей» и на следующий день после переговоров глав Германии и России Комитет по иностранным делам Европейского парламента утвердил доклад литовского евродепутата Габриэлюса Ландсбергиса о состоянии отношений ЕС и РФ. Автор этого выдающегося произведения в рекомендательной части доклада предлагал вводить новые санкции против России и начать поставки украинской армии оружия НАТО, если Москва не отдаст Украине обратно Крым.
То есть просто предложил ввести новые санкции, дать отмашку Киеву на возобновление войны и начать снабжать его для этого дела оружием, потому что понятно, что Крым Украине Россия не отдаст. Крым сам себя Украине не отдаст, и Россия ничего не смогла бы сделать с волеизъявлением двух миллионов своих новых граждан, даже если бы захотела отыграть назад и «сдать» Крым Украине.
То есть эта и прочие «замечательные инициативы» Ландсбергиса-младшего, поддержанные комитетом Европарламента — всего лишь провокация в рамках стратегической задачи литовских консерваторов: обеспечить американские интересы в Европе, заведя российские отношения с ЕС в тупик.
А теперь какой к черту доклад Ландсбергиса после того, как Госсекретарь США заявил, что кризис на Украине должен быть урегулирован исключительно мирным путем, а санкции против России могут быть сняты после выполнения Минских договоренностей? И как теперь быть Литве — единственной стране в мире, официально поставлявшей Киеву оружие?
В менее щекотливой, чем Литва, но всё равно щекотливой ситуации оказались прочие страны Балтии и вообще все европейские «ястребы», призывавшие продолжить войну с «пророссийскими террористами» до победного конца и поставлять для этого в украинскую армию оружие НАТО. Их заокеанский хозяин и покровитель сказал: никакой войны, урегулировать конфликт только политическими мерами! И как себя вести: идти против хозяина и гнуть свою линию дальше? Могут лишиться поддержки из Вашингтона и нарваться на выяснение отношений с кураторами (а при полной зависимости и отсутствии какой-либо самостоятельности это — очень страшно). Поменять свою позицию на 180 градусов и стать борцами за мир? Поднимут на смех и окончательно перестанут принимать всерьез. Хороших решений нет, самое приемлемое из плохих: набрать в рот воды и молчать. Тоже все потешаться будут, но — что делать.
В самой неудобной ситуации после переговоров Путина и Керри оказалась Украина. Визит Ангелы Меркель в Москву и годовщину референдумов о независимости областей Донбасса украинское руководство с показной наглостью отметило массированными обстрелами территорий, контролируемых ДНР и ЛНР. Словно опасаясь, что этой демонстрации будет недостаточно, президент Порошенко открыто дал понять, что Украина плевать хотела на Минские договоренности, пообещав отвоевать у мятежных областей обратно донецкий аэропорт. Есть только одна причина, почему он был таким смелым — «Старший брат» за океаном, ради которого и осуществлялись все эти провокации, обещал, если что, заступиться.
Теперь же у «Старшего брата» поменялась концепция — Соединенные Штаты вынуждены были принять российско-европейский план мирного урегулирования на Украине, условия которого Россия, Германия и Франция продолжали согласовывать все три месяца после переговоров в Минске.
Встреча Госсекретаря США Джона Керри с Путиным и Лавровым в президентской резиденции «Бочаров ручей» была такой же неожиданностью, как и визит Ангелы Меркель и Франсуа Олланда в Кремль в начале февраля (сразу после которого была встреча в Минске). Показательно, что этот визит произошел сразу после встречи российского и германского лидеров. Очевидно, что многомесячные консультации «контактной группы» в Минске оказались плодотворными и на встрече Путина с Меркель были согласованы важнейшие решения по выходу из украинского кризиса. Однако эти решения не могли быть приняты без согласия еще одной важной вовлеченной в кризис стороны. И имеется в виду не Украина, а та страна, с негласного позволения которой украинское руководство только и смогло решиться подавлять бунт на Донбассе силою оружия и провоцировать Россию на ввод войск и объявление Киеву войны. Соединенные Штаты Америки.
Для Вашингтона эскалация войны на востоке Украины была и остается выгодной, тем более если в эту войну удастся прямо втянуть Россию, а за ней и Европу. Однако категорическое нежелание Европы не только воевать, но и наблюдать войну в центре своего континента, привело к началу мирного урегулирования. Теперь же, когда крупнейшие европейские страны дошли до готовности принять принципиальные решения по выходу из кризиса (в чем состоят эти решения — во вводе миротворцев или в чем-то другом — пока не разглашается), перед Госдепартаментом возникла опасность вновь перегнуть палку (как в начале гола с планами поставок Украине летальных вооружений) в своих попытках продлить конфликт.
Это могло бы привести к конфликту со «старой Европой» вплоть до открытого раскола, как это было в 2003 году, когда Германия и Франция присоединились к позиции России, не поддержав войну в Ираке.
Видимо, в Вашингтоне просчитали все риски... и пошли на попятный. Отсюда и марш-бросок Джона Керри в Сочи.
«Если действительно президент Порошенко выступает за то, чтобы начать сейчас какие-то силовые операции, то мы бы предложили ему подумать, прежде чем предпринимать такие действия, потому что минские соглашения тогда окажутся под серьезной угрозой», — прокомментировал Госсекретарь США намерение президента Украины отвоевать донецкий аэропорт. Еще Керри призвал к политическому урегулированию конфликта (прощай, американское оружие для Украины), а также заявил об отмене санкций после реализации всех пунктов Минских договоренностей (а как же все заявления Дали Грибаускайте, Линаса Линкявичюса или Эдгара Ринкевича, что не только не нужно отменять старые санкции — нужно вводить новые?). Глава российского МИД Сергей Лавров охарактеризовал прошедшие переговоры словом «чудесно», а в Кремле заявили, что увидели «первые признаки понимания» между Россией и США.
И за всем этим вершением судеб мира мало кто заметил, что Соединенные Штаты в очередной раз поступили с беззаветно преданными им союзниками в Восточной Европе как с неким резиновым изделием: использовали по назначению и выбросили за ненадобностью.
И если Украине к такому отношению заокеанского патрона еще предстоит привыкать, еще предстоит привыкать, то для Прибалтики это уже давно единственно возможный образ жизни. Такова их, так сказать, геополитическая ниша: кто сам себя не уважает и отказывается от политической субъектности, того хозяин принимать в расчет тем более не будет. Отказались от собственных государственных интересов и поставили себя на службу американцам? Не удивляйтесь тогда, что американцы ради своих интересов вас будут не задумываясь «кидать».