АНАЛИТИКА
«Перспективы сближения очень велики»
Индийский премьер Нарендра Моди встречается с председателем КНР Си Цзиньпином, чтобы наладить партнерские отношения между странами. Их сближению способствует Россия, чтобы создать мощный противовес блоку Запада. Западные аналитики считают, что эти планы могут быть перечеркнуты глубокими политическими разногласиями между Индией и Китаем. Но в Москве с этим не согласны.
Премьер-министр Индии Нарендра Моди отправился с трехдневным визитом в Китай, где встретится с председателем КНР Си Цзиньпином, сообщила ВВС. Цель переговоров – рост экономического сотрудничества между странами: «Я уверен, что мой визит заложит основу для дальнейшего расширения экономических связей с Китаем в широком спектре отраслей», – заявил индийский премьер на прошлой неделе. Однако опасность взаимного недоверия никуда не делась, отмечает издание. Отношения между странами уже долгое время остаются напряженными из-за длительного пограничного спора, который даже привел их к короткой, но весьма ожесточенной войне в 1962 году.
Моди встретился с председателем КНР Си Цзиньпином в Сиане – родном городе главы китайского государства, что только подчеркивает его намерение улучшить отношения с Китаем, после чего индийский премьер отправится в Пекин и Шанхай. Уже известно, что перед тем как выехать в Пекин, оба лидера посетят пагоду диких гусей и Терракотовое войско в Сиане. Сам Си Цзиньпин, как и большинство китайских лидеров, редко принимает иностранных гостей за пределами столицы, однако для Моди он в этот раз сделал исключение, пригласив его во время посещения родного города индийского премьера в штате Гуджарат в прошлом году.
Торговый дисбаланс
Китай является крупнейшим торговым партнером Индии, оборот между двумя странами в 2014 году достиг 71 млрд долларов. В то же время, если в 2001–2002 году дефицит торгового баланса в отношениях Индии и Китая составлял 1 млрд долларов, то в 2014 году он достиг более 38 млрд.
Объясняется это тем, что Китай экспортирует в Индию, по большей части, телекоммуникационное оборудование, компьютерную технику, промышленное оборудование и другие промышленные товары. В то время как Индия отправляет в основном сырье, такое как хлопчатобумажная пряжа, медь, нефтепродукты и железную руду, отметил The Wall Street Journal. Даже когда Индия «выросла», индийский экспорт все равно не поспевал за Китаем. Так что во время своего визита в Китай премьер-министр Нарендра Моди попытается добиться лучшего доступа на рынки Китая, чтобы исправить растущий торговый дисбаланс: «Визит будет иметь решающее значение, потому что наш торговый дефицит с Китаем огромен по сравнению с другими странами», – заявил изданию Н. Р. Банумурти, профессор «Национального института государственных финансов и политики» в Индии.
Аналитики указывают, что Китай имеет ценовое преимущество в большинстве продуктов, в то же время Индия остается весьма конкурентоспособной в фармацевтической, текстильной и некоторых других отраслях, добавляет The Wall Street Journal. Так что именно в этих сферах Моди необходимо добиться большего доступа, если он хочет исправить перекос торгового баланса. Индия развивается быстрее, чем Китай, но с точки зрения экспорта, капиталовложений и иностранных инвестиций сейчас она напоминает Китай на уровне развития 2001 года, подчеркивает издание.
Политический дисбаланс
«Си Цзиньпин любит повторять: «Проснувшийся Китай – мирный, любезный и цивилизованный лев», – напоминает специализирующийся на Китае редактор ВВС Кэрри Грэйси. – Но кто пойдет в обитель льва без брони? У индийского премьер-министра такая же задача, как и у многих других китайских соседей: установить общие интересы с любезным львом, заодно это обезопасит и от его возможных перепадов настроения».
По мнению Кэрри Грэйси, господство Китая необратимо. «Новое руководство Китая во главе с президентом Си уже отбросило внешнеполитические стратегии, доминировавшие в китайском мышлении в течение трех десятилетий: «выждать время и скрыть наши возможности», – подчеркнул Грэйси.
В то же время, подчеркивает ВВС, аналитики напоминают: Моди после прихода к власти год назад проводит довольно «резкую внешнюю политику, нацеленную на укрепление связей с США и отказ от существовавшей долгое время политики неприсоединения». А Пекин, в свою очередь, усиливает связи с заклятым врагом Индии Пакистаном, куда обещает вложить миллионы долларов в инфраструктурные проекты. Тем самым вопрос об успехе переговоров Моди и Си Цзиньпина остается открытым.
Несмотря на это, у экспертов другая точка зрения. «С учетом того, что Индия и Китай – это не только две крупные, но и непрерывно, устойчиво растущие экономики современного мира, перспективы их экономического сближения очень велики, – заявил газете ВЗГЛЯД китаист, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ломанов. – В настоящее время этот потенциал реализован в очень небольшой степени».
Эксперт пояснил, что главное препятствие этому – политическое и военно-политическое недоверие, наследованное еще со второй половины ХХ века. Однако он уверен, что сработает «взаимоусиливающий механизм: чем больше будет развиваться экономическое сотрудничество, тем легче двум странам будет преодолевать политическое недоверие, и с другой стороны, чем оперативнее Дели и Пекин будут снимать неприятные темы, прежде всего, окончательное решение по пограничному вопросу, тем более выгодные условия для экономического сотрудничества будут созданы», – отметил собеседник.
Позитивный российский фактор
Россия также вносит лепту в сотрудничество Индии и Китая, поскольку для нее это не менее важно. Идея создать из треугольника – Москвы, Пекина и Дели – центр силы в противовес западному высказывалась у нас еще в конце 1990-х гг. Известно, что накануне Моди говорил с Путиным по телефону, где подтвердил намерение участвовать в ближайших саммитах ШОС и БРИКС.
Кроме того, «весьма значимым событием стало одновременное появление индийских и китайских военнослужащих в этом году на параде в Москве, заметил эксперт: «Хотя Россия вряд ли может претендовать на решающую, кардинальную роль в обеспечении сближения этих двух стран, но фактор России может стать очень позитивным в налаживании более тесных отношений между ними, прежде всего в рамках института БРИКС».
Что касается упоминаемых ВВС разногласий в политической сфере – стремления Индии к сотрудничеству с США, а Китая – с Пакистаном – эксперт призвал учитывать следующий фактор: «Пекин вообще никого не отвергает и не пытается ни с кем поссориться. Говорить о том, что Индия хочет сотрудничать с США, а Китай не хочет, – это очень большая натяжка. Китай тоже хочет сотрудничать со Штатами, но США в настоящее время откровенно напуганы растущей китайской мощью, и они переходят к политике сдерживания Китая», – отметил эксперт.
Включить Индию в кордон вокруг Китая
Кроме того, если называть вещи своими именами, «это не Индия хочет сотрудничать с Соединенными Штатами, а США добиваются благосклонности Индии для того, чтобы включить Индию в новый санитарный кордон, который Америка пытается выстроить вокруг Китая», добавил собеседник. Однако индийские политики за время независимости имеют уже богатый политический кругозор и очень большой опыт в рамках Движения неприсоединения, пояснил Ломанов. Так что «они прекрасно понимают ту грань, где взаимовыгодное сотрудничество с Америкой может превратиться в обузу, когда Америка начнет использовать Индию как инструмент противостояния с Китаем, от которого Индия может очень сильно проиграть», уверен эксперт.
Да, американцы теперь предлагают Индии все больше, в том числе и очень заманчивые оружейные контракты, и экономические условия, «но если Индии за это придется расплачиваться тем, что ее будут использовать в качестве инструмента для разжигания конфронтации с Китаем и – самый худший вариант – если Америка попытается спровоцировать Индию на вооруженное противостояние с Китаем ради того, чтобы ослабить Китай, нанести ему экономический, политический и военный ущерб, тогда это сотрудничество Индии на пользу не пойдет», отметил собеседник.
Пакистан стал бы для Индии хорошим соседом, а не врагом
«Отношения Китая с Пакистаном – исторически сложившиеся, очень теплые и крепкие. При этом они не строятся на идеологической, культурной или цивилизационной близости: китайцы продолжают двигаться по пути социализма с китайской спецификой, в Пакистане сильны религиозные исламские настроения, это страны с разными политическими системами, но тем не менее Китай настоятельно подчеркивает, что это очень прочная дружба, на века», – сказал Ломанов.
Тем не менее недавний визит Си Цзиньпина показал, что дружба между Китаем и Пакистаном сейчас обретает совершенно новые измерения, добавил собеседник. «Если до этого была военно-политическая поддержка, Китай снабжал Пакистан оружием, оказывал какую-то экономическую помощь, то сейчас, учитывая, что Китай превратился во вторую по объему экономики страну мира, сейчас он может оказать Пакистану огромную экономическую поддержку, включив его в новый проект «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь», – сказал эксперт.
Он пояснил, что речь идет о строительстве транспортной инфраструктуры, которая вела бы из Китая в западном направлении в сторону Европы. По словам собеседника, именно на экономическое сотрудничество делал акцент Си Цзиньпин во время последнего визита в Пакистан: «Оно становится главным, а военно-политическое, хотя и остается, но уходит на второй план, – подчеркнул Ломанов. – В Пакистане ведь не только трудности с развитием хозяйства, там огромные проблемы, связанные с исламским радикализмом, и они вызваны в большей степени из-за того, что люди там крайне бедны, и от этого хватаются за радикальные выходы из ситуации», – пояснил эксперт.
«Поэтому развитие сотрудничества между Китаем и Пакистаном в нынешней форме, которая носит экономический, инвестиционный характер, способно сделать Пакистан более развитым и, что главное, более стабильным», – отметил собеседник. «Говорить о том, что это вредно для Индии, было бы огромной передержкой, как раз наоборот, стабильный, развитый, способный обеспечить достойный уровень жизни своему населению Пакистан стал бы для Индии хорошим соседом, а не гипотетическим противником», – резюмировал эксперт.