Аналитика
15.05.2015
Константин Бабкин: При правильной политике наши деревни расцветут
"Правдорубом" на недавней "прямой линии" с Владимиром Путиным выступил британский фермер Джон, который ведет свое хозяйство во Владимирской области. Он посетовал, что господдержка достается, как правило, крупным агрохолдингам, а небольшие предприятия остаются не у дел. Хотя именно они могли бы стать настоящим ядром оживления села. Эту "дискриминацию" видит не только английский Джон, но и, конечно, русский Иван - следом костромские фермеры рассказали президенту о схожих проблемах.
А 19 мая в Костроме состоится выездная сессия Московского экономического форума (МЭФ) "Костромская мечта глазами молодежи". Экономисты, политологи и другие эксперты совместно с костромчанами обсудят инвестиционные возможности региона и пути решения, в том числе, тех самых проблем, которые поднимались во время "прямой линии". О способах обеспечения бурного экономического роста Нечерноземья, барьерах для развития крестьянско-фермерских хозяйств и "рецептах" реиндустриализации России "за пределами Садового кольца" в преддверии мероприятия рассказал в интервью Накануне.RU сопредседатель МЭФ, президент ассоциаций "Росагромаш" и "Новое содружество" Константин Бабкин.
Вопрос: В рамках проектной экономики, которая лежит в основе ваших предложений по улучшению социально-экономического положения в стране, вы начинаете создавать платформу "Костромская мечта". Почему "мечту" исполнять решили именно в Костроме, почему она связана с селом и сельским хозяйством?
Константин Бабкин: Мы - "Партия дела" и Московский экономический форум - мечтаем, чтобы во всей России развивалась промышленность, сельское хозяйство, чтоб жизнь была комфортная. Но с чего-то надо начинать, и как правило, с "малого" - жизнь страны состоит из регионов, семейных хозяйств.
Обычно мы дискутируем о федеральных проблемах – налоговой системе, вступлении в ВТО, поддержке экспорта, политике Центрального банка. А сейчас решили обратиться к конкретному региону, и на его примере рассмотреть ситуацию, куда ведет либеральная политика, и как идеи, звучащие на МЭФ, могут отразиться на жизни простых людей за пределами Садового кольца.
С этой инициативой – приехать в Кострому – выступил Юрий Крупнов, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития. У него давние связи с костромскими предпринимателями, он родился в соседнем регионе (во Владимире). Он знает специфику, людей этого региона. Нашу инициативу поддержали местные руководители промышленных предприятий.Вопрос: Какие приоритеты нового индустриального развития Вы видите в регионе?
Константин Бабкин: Упор делается на возрождение экономики, в частности ее несырьевого сектора. Надо начинать с тех предприятий, которые там уже функционируют. Если они выжили в нечеловеческих условиях – без государственной координации, без планирования, при кредитах в 30% годовых, при дорогом бензине, то они доказали свою высокую эффективность и потенциальную конкурентоспособность. Будем вселять в людей уверенность: даже если это предприятие не находится на острие технологического прогресса, оно может стать одним из мировых лидеров в своем секторе при правильной экономической политике.
Необходим и новый четкий план регионального развития Костромской области. Нужно пространственное планирование: госорганы должны "нарисовать", куда будут вкладываться инвестиции, где государство планирует создать инфраструктуру, как будут поддержаны рекреационные зоны, где будут сформированы промышленные зоны, какая транспортная инфраструктура будет в регионе через 15-20 лет, какими "артериями" Кострома будет связана с другими субъектами РФ, с Москвой, с заграницей. Это все важно для инвестиций.Вопрос: Для реализации любого проекта всегда важно понимать, какие у региона есть преимущества, опорные элементы, складывавшиеся десятилетиями. Одним из пунктов стратегии Вы указываете возрождение в регионе производства льна на новом технологическом уровне. Безусловно, Кострома – русская столица льна. А какие шаги необходимо предпринять, чтобы вдохнуть новую жизнь в "льняное ремесло"?
Константин Бабкин: Костромская область издревле славилась своим животноводством и производством льна. Лен, в частности, действительно в разном виде экспортировали во многие страны. Это будет одна из важнейших точек роста для региона.
Без развития сельского хозяйства в России не будет и Костромской области. Деревню можно возродить, поддерживая эти отрасли. При правильной политике государства все "живые" деревни могут расцвести. Люди на селе хотят работать в нормальных условиях, на хорошей технике, хотят, чтобы государство давало им качественное и доступное образование и медицину.
Вопрос: Какой экономический эффект, на Ваш взгляд, даст такой подход?
Константин Бабкин: Помимо очевидного материального достатка, это может обеспечить комфортную среду для жизни. "Живая" деревня объективно даже коммерчески даст заказы городу по части транспорта, машиностроения, производства минеральных удобрений и даже подготовки кадров. Несырьевая экономика - ответ на многие вопросы, которые сегодня нас волнуют. Без нее ничего нельзя оздоровить.Вопрос: Недавно на "прямой линии" с Владимиром Путиным фермер британского происхождения Джон из Владимирской области поведал главе государства о ряде проблем, возникающих у сельхозпредпринимателей. В частности, он отметил, что государственная поддержка в этой сфере происходит "в угоду", прежде всего, крупных агрокомпаний. При этом малые и средние предприятия остаются не удел. О похожих проблемах рассказывали президенту и фермеры из села Степаново Костромской области. Как Вы оцениваете данную ситуацию?
Константин Бабкин: Это сознательная политика, которая официально декларируется: государство и Минсельхоз в первую очередь поддерживают крупные агрохолдинги, гигантские хозяйства, объемы угодий которых составляют сотни тысяч гектар. Думаю, что это ошибочная политика, которая не способствует жизни на селе, и ее надо менять. Государственная форма поддержки, субсидированные или просто дешевые кредиты должны доставаться всем хозяйствам независимо от их размера. Костромские фермеры, в том числе и производители молока, говорили, что им непонятна система распределения дотаций. Все эти люди должны видеть внимание государства и иметь доступ к поддержке - не худший, чем у крупных предприятий.
Недавно я почитал конституцию Польши. На уровне главного законодательного документа у них прописано, что сельское хозяйство опирается на семейные предприятия. В ЕС приоритетно поддерживают маленькие хозяйства. Это необходимо и для России, чтобы стимулировать нормальную жизнь на селе. Это будет способствовать здоровью нации, решению демографической проблемы.Вопрос: В рамках "Костромской мечты" на следующей неделе состоится выездная молодежная сессия Московского экономического форума. Какую роль молодежь играет в реализации задуманного стратегического проекта? Не будут ли "дискуссии о сельском хозяйстве" проигнорированы молодыми специалистами, которые зачастую уезжают из "родного села" за достатком?
Константин Бабкин: Они будут стремиться в Москву, если будет продолжаться нынешняя экономическая политика. И это те вещи, которые мы предлагаем совместными усилиями с костромской местной молодежью изменить. Постараемся им объяснить, что только благодаря их действиям область расцветет. Иначе никак.
Настораживающий факт: пока мы не видим поддержки со стороны местных органов власти. Наоборот, местные чиновники, руководители университетов не рекомендуют молодежи посещать данный форум. Представители СМИ говорят о том, что им запрещают освещать данную секцию.Не понимаю, чем мы опасны. Думаю, что все равно молодежи будет много. Мы ведь говорим о реальных проблемах и предлагаем пути их решения. Посмотрим, насколько такой неадекватный подход чиновников имеет реальную силу сегодня.