Сегодня вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что причиной высокой аварийности российской космической сферы является моральное разложение руководства предприятий отрасли. "При таком разложении в руководстве предприятий нечего удивляться столь высокой аварийности. Космические начальники давно пребывали в своем "космосе". Надеюсь, что сила "правовой гравитации" приведет их туда, где им должно быть", — уточнил Рогозин.
Неприятности у Роскосмоса начались еще в конце апреля, но масштаб их был тогда неясен. 28 апреля в 10.10 мск с Байконура стартовала ракета-носитель "Союз-2.1а", которая вывела на орбиту грузовой "Прогресс М-27М", на борту которого были топливо, кислород, аппаратура для научных экспериментов, посылки для космонавтов и продукты питания. Запуск прошел штатно, однако затем с корабля перестала поступать телеметрическая информация. Позднее выяснилось, что ракета-носитель вывела грузовой космический корабль "Прогресс М-27М" на более высокую орбиту, чем планировалось. Спустя некоторое время стало известно, что грузовик неконтролируемо вращается вокруг своей оси, а американские эксперты заявили, что "Прогресс" вышел на короткоживущую орбиту. На следующий день в Роскосмосе подтвердили, что продолжение полета "Прогресса" невозможно и он теряет высоту. 30 апреля курирующий отрасль вице-премьер Дмитрий Рогозин созвал совещание по "разбору полетов". А уже 8 мая утром Роскосмос сообщил, что "Прогресс" прекратил свое существование где-то над Тихим океаном.
"В целом пуск и отделение ТГК "Прогресс М-27М" проходили в штатном режиме до момента отделения ТГК от третьей ступени РН "СОЮЗ 2.1а". На 526,716 секунде полета произошло нештатное разделение третьей ступени РН и ТГК, в результате чего корабль оказался на орбите с апогеем на 40 км выше, а третья ступень РН - на орбите с апогеем на 20 км ниже расчетной траектории выведения", – сообщила 12 мая комиссия по расследованию аварии.
Тогда же было сообщено, что окончательные результаты будут объявлены 22 мая. Чуть позже в прессе появилась информация, что причиной аварии стал взрыв в двигателе, который и вызвал разгерметизацию баков и придал аппарату столь сильное вращение.
Спустя всего три дня Роскосмос сообщил об еще одной крупной аварии – пуск ракеты-носителя "Протон-М" с мексиканским телекоммуникационным спутником "МекСат-1" тоже прошел нештатно.
"На 497 секунде полета была зафиксирована нештатная работа двигателей третьей ступени ракеты-носителя. Авария произошла на высоте 161 км. Третья ступень, разгонный блок и космический аппарат практически полностью сгорели в атмосфере. На данный момент факта падения несгоревших элементов не зафиксировано", – заявили в Роскосмосе.
17 мая был утвержден состав межведомственной комиссии по расследованию этой аварии под руководством главы Роскосмоса Игоря Комарова.
"Орать и топать ножками – проще простого. Обывателю это точно понравится, но справиться с аварийностью не поможет. Вы знаете, почему Королеву удавалось довольно-таки быстро находить дефекты в технике и устранять их? Потому что он никогда не размахивал над головой конструкторов дубиной, а наоборот – поощрял их самих к поиску ошибки", – отмечал Дмитрий Рогозин.
А 19 мая в Госдуме рассматривается в первом чтении внесенный президентом законопроект "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
"Аварии – это следствие системного кризиса в отрасли, из которой Роскосмос еще не вышел. Госкорпорация – это единая и четкая ответственность, а также реальная возможность технического перевооружения отрасли и роста денежного содержания высококлассных специалистов. Реформу проведем твердо и последовательно", – уверен Рогозин.
Это будет уже "очередной этап реформы" ракетно-космической отрасли, и до сих пор сложно сказать, какие позитивные изменения все эти реорганизации привнесли – ракеты как падали, так и продолжают падать.
"Ранее реформа шла по пути распределения обязанностей между объединенной ракетно-космической корпорацией и Роскосмосом. Сейчас мы получили единую корпорацию Роскосмос, которая формируется, это совершенно разные ситуации с разной степенью ответственности. Что мы шли по тому пути, что идем по этому, хотя их представляют как два этапа одной реформы, пока результата нет. Я не знаю, сколь длинным будет этот этап формирования. Когда создавали ОРКК, в декабре 2013 года решение было принято, на ее формирование отводили полтора-два года. Не дали до конца завершить эту работу, как начали создавать новую корпорацию. Наверно, только организационные и прочие передряги будут идти полтора-два года, и в этот период сложно будет организовать изменения каких-то технологических процессов на предприятиях, те будут заняты очередным реформированием", – прокомментировал Накануне.RU ситуацию академик Российской академии космонавтики им. Циолковского, бывший советник президент РКК "Энергия" Александр Железняков.
Финансовые потери от аварий достаточно ощутимы. По некоторым данным, стоимость погибшего "Прогресса" превышала $50 млн (2,59 млрд руб.). Власти Мексики сообщали, что потратили около $300 млн на разработку и создание спутника, а также $90 млн на его запуск с "Байконура". Спутник был застрахован и затраты Мексике будут возмещены. Однако дублирующий спутник, который будет выполнять функции "MexSat-1", будет запущен американцами. И эта проблема тоже очень ощутима – конкуренция на мировом рынке коммерческих пусков.
"То, что две аварии произошли друг за другом, это совпадение, но даже если бы аварии произошли не подряд, все равно эффект был бы таким же. Несомненно, наш имидж от этих аварий только портится. Последнее время аварии "Протонов" происходят с частотой раз в год, а это наш основной коммерческий носитель, конечно, наши заказчики будут смотреть с большим опасением", – констатирует Железняков.
"Мы имеем 40% всех мировых пусков. Конечно, сейчас ситуация меняется, потому что производительность труда на предприятиях ракетно-космической промышленности Соединенных Штатов Америки примерно в 9–10 раз выше, чем у нас. И сейчас нам требуются кардинальные меры по улучшению качества производства", – отразил эту мысль во время вчерашнего совещания Медведева с вице-премьерами Дмитрий Рогозин.
Для того, чтобы максимально снизить репутационные риски, Рогозин попросил у Медведева разрешения "проинформировать наших европейских и американских коллег об итогах этого расследования, с тем чтобы действительно всем было понятно, что мы приняли исчерпывающие меры по восстановлению надежности нашей ракетной техники". На этом же совещании Рогозин заявил, что причина аварии "Протона" – конструктивная особенность, которую не могут выявить с 1988 года.
"Особенность этой аварии в том, что она один в один повторяет то, что произошло в 1988 году и в прошлом году, ровно год назад: отказ одной и той же системы двигателя, третьей ступени ракеты-носителя "Протон-М" изготовления Воронежского КБ автоматики. Две комиссии работали в советское время и год назад, тщательно изучали обстоятельства этой аварии. Были сделаны выводы, тем не менее, опять рецидив", – констатировал он.
Есть и другие предположения о том, почему в последнее время так возросло количество брака, который обходится в сотни миллионов долларов Роскосмосу. Как ни парадоксально, связано это именно с активной позицией нового главы Роскосмоса Игоря Комарова.
"На заводах сейчас творится примерно то же, что было на "АвтоВАЗе" в первые годы пришествия Комарова. Идет смена руководства, идут сокращения, закрываются неэффективные направления, проекты переносятся из отдела в отдел и с завода на завод. На Хруничеве, где собирают "Протоны", давно ходят слухи, что завод вообще закроют, производство вынесут в Омск, а территорию сдадут под элитное строительство – Москва же. Грядут слияния и поглощения – это последствия укрупнения ОРКК. И если раньше три завода выпускало три типа, к примеру, звездных датчиков, то теперь можно ожидать, что датчик оставят один, а специалистам, оставшимся без работы, предложат переезжать (в лучшем случае), или просто идти на улицу. В условиях таких карьерных перспектив мотивация и культура труда никак не повышается. И если слесарь даже НЕ специально смахнул рукавом в топливопровод горсть металлических опилок, он специально не полезет их доставать – спина не казенная, если завтра придется идти на работу грузчиком на рынок, сейчас себя лучше поберечь", – пишет сотрудник частной космической компании Dauria Aerospace, автор блогов по космонавтике zelenyikot.
При этом, блогер отмечает, что, несмотря на то, что Комаров ранее работал в автопроме и с космосом никак не был связан, ряд его решений можно оценить очень позитивно. Одно изних – появление Научно-технического совета Роскосмоса, который собрал настоящих профессионалов под председательством бывшего главы Роскосмоса Юрия Коптева.
"Фактически Комаров воскресил Совет Главных, который создал и возглавлял когда-то Королев. Правда, нынешний Совет является совещательным органом, но пока глава прислушивается к решениям Совета, они друг друга отлично дополняют", – уверен блогер.
За четыре месяца, которые прошли с того момента, как Комаров возглавил Роскосмос, он успел принять ряд ключевых решений. В частности, речь идет о подтверждении эксплуатации МКС до 2024 года, отказе от немедленного строительства сверхтяжелой версии "Ангары", которая стоит баснословных денег, но практически не будет иметь реального применения.
"Единственным нерациональным решением нового главы Роскосмоса можно считать обещание, данное Самизнаетекому, запустить с Восточного первую ракету до Нового года. Объективно, такой поспешный пуск не нужен никому вообще. Но в целом, глядя на работу Роскосмоса в последние месяцы, у меня сформировалось ощущение, что здание на ул. Щепкина в Москве, где располагается руководство Роскосмоса, начали облучать космическими лучами, от которых у обитателей начали работать головы, и стали вырабатываться гормоны смелости. Пока работает эта установка, я за будущее отечественной космонавтики не переживаю. Пусть к Луне и Марсу мы не полетим в ближайшие десятилетия, но по крайней мере промышленность не развалится, будет работать и развиваться", – считает он.
Впрочем, и пуск до конца года с Восточного вполне может состояться. Но это не означает, что строительство космодрома будет закончено – его дальнейшее обустройство будет идти еще довольно долго.
"Вероятнее всего, первая очередь космодрома будет завершена в декабре. Учитывая, какое внимание уделяется со стороны высших эшелонов власти, учитывая те средства, которые туда вкладываются, учитывая наши имиджевые позиции, это все будет сделано. А в целом космодром начнет функционировать позднее, потому что он не ограничится только созданием одного стартового комплекса для ракет-носителей "Союз", там надо будет строить и для "Ангары", строить массу других инфраструктурных объектов, потому что туда и пилотируемые пуски предполагается перенести, а это и базу для подготовки космонавтов соответствующую нужно создать – не в вагончиках они должны готовиться. Так что пустить пустят, но строительство дальше будет продолжаться", – считает Железняков.