🍂 НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ 🍂
8 сентября - Наталья Овсяница
Народно-христианский праздник Наталья Овсяница отмечается 8 сентября. Православная церковь в этот день вспоминает мучеников Адриана и Наталию. Другие названия праздника: Овсяницы, Адриан и Наталия, Адриян Осенний и Наталья Овсяница, Рябинники, Толоконник и Овсяница, Адриан-толоконник. Православная церковь почитает память раннехристианской мученицы Наталии, проживавшей в Никомедии в начале IV века. Ее родители были благочестивыми христианами. Наталия вышла замуж за богатого и знатного юношу Адриана, который был язычником. Сама же девушка оставалась тайной христианкой. Во времена гонения на христиан в Никомедию прибыл римский император Максимилиан. По его приказу 23 христиан подвергли ужасным мукам. Адриан был свидетелем мучений, и его удивило ангельское терпение, с которым верующие переносили все испытания, выпавшие на их долю. Он стал расспрашивать людей о Боге. Во время разговоров с мучениками Божья благодать коснулась доброй и разумной души Адриан. Он уверовал во Христа и был готов умереть за Него. Мучители заковали его в цепи и отправили в темницу. Наталия узнала об этом и обрадовалась, что супруг ее узнал Христа. Она пришла к нему в темницу и припала к его ногам, рассказывала об ожидающем его вечном блаженстве. Спустя время Адриана предали лютым мучениям, и он отдал душу Господу. Наталия тоже вскоре умерла. В народном календаре дата 8 сентября - Наталья Овсяница, Наталья и Адриан, Натальин день. На Руси этот день связывали с работами на овсяном поле. В одних местах только начинали косить овес, в других уборка уже подходила к концу. Из зерен нового урожая варили кисель и пекли блины. На этот счет существовала поговорка: «Адриан толокно месил, а Наталия блины пекла». Значение овса в жизни русского человека переоценить трудно. Из овсяной муки выпекали оладьи и блины, готовили вкусный овсяный кисель. Из муки мелкого помола варили каши. Ее добавляли в жидкие похлебки, использовали в качестве начинки для пирога. Из цельного зерна варили каши, гарнир, делали солод для хмельных и лечебных напитков. Трудясь на овсяном поле, крестьяне думали и о лошадях: Коль не вырастит овес, то наглотаешься слез - нечем будет коня кормить. Не погоняй кнутом, а погоняй мешком. Не кони везут, а овес везет. У сытого коня восемь ног. В народе в этот день проводились разные обрядовые действа. Обязательно нужно было отведать блюда из толокна. Это способствовало благополучной уборке овса и богатому урожаю в следующем году. Труженику такая пища прибавляла сил. Заканчивали уборку овса торжественным внесением в дом последнего снопа. Ставили его в большой угол под иконами. Последний сноп несли с поля с песнями. Всеобщее веселье, связанное с этим ритуалом, и называлось - овсяница. Простой люд овсяницу проводил очень весело. Косари носили к хозяину овсяный сноп в виде чучела. От хозяина они получали подарки и угощения. В Забайкалье в этот день организовывали так называемые помочи: 10-15 человек помогали зажиточным крестьянам в поле. После жатвы помощников хорошо кормили и катали на тройках. Для помощи вдовам и беднякам собирали девочек-подростков, которые весь день жали хлеб. В Москве в XIX веке на Наталью-овсяницу устраивали народное гулянье у Сретенского монастыря. Связано это было с праздником Сретение иконы Владимирской Божьей Матери, который тоже отмечали 8 сентября. В Туле народ гулял у храма Георгия на Ржавце. Святой Наталии молились о супружеском счастье, а также о хороших отношениях между родственниками. В этот день срывали ветку рябины и ставили дома. Она служила оберегом семейного благополучия. Еще считается, что рябина защищает от плохого влияния загробного мира: явления живых мертвецов, кошмарных снов об усопших. Ведающие люди говорили, что крестик из рябины может защитить от любых неприятностей.