🍂 НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ 🍂
21 сентября - Малая Пречистая
Народно-христианский праздник Малая Пречистая, Оспожинки отмечается 21 сентября. Православная церковь в этот день отмечает двунадесятый праздник Рождество Богородицы. Он приурочен рождению Девы Марии - матери Иисуса Христа. На Руси в этот день рано утром девушки и женщины выходили к берегам рек, прудов и озер, чтобы встретить матушку Осенину киселем и новоиспеченным овсяным хлебом - символом достатка, материального благополучия и изобилия. Ее образ в сознании наших предков сливался с образом Богоматери, потому к ней обращались: «Богородица Пречистая, избавь от надсады и маеты, мое житье-бытье освяти». На берегах реки девушки водили хороводы, танцевали и пели обрядовые песни. В центре хоровода становилась самая старшая женщина, держа в руках овсяный каравай. Затем хлеб разламывали по количеству присутствующих и несли домой. Им угощали домочадцев, а крошки скармливали скоту. В народе хлеб представляли знаком Божественного покровительства, а его ломти считались отличным оберегом человека от всякого зла. По обычаю, в этот день к новобрачным ходили родственники и знакомые, чтобы посмотреть на их жизнь и научить уму-разуму. Столы ломились от лакомств. Для гостей молодая хозяйка пекла специальный круглый пирог, символизирующий солнце и силы природы. После сытного обеда супруга показывала пришедшим дом, а супруг - двор, сараи, амбр и сад. В саду стоял бочонок с пивом собственного производства, которым угощали гостей. Все вместе чествовали Солнце. Считалось, что 21 сентября всякому лету - Аминь. В свои права вступила осень. По сути это праздник осеннего равноденствия. Он как бы соединяет в себе два праздника: духовный и земной. По своей духовной природе - это день рождения Пресвятой Богородицы, а по своей земной сути - праздник урожая, сопровождающийся песнями и играми. В Древней Руси Осенины - праздник не только урожая, но еще и Лады и Лели - богинь плодородия, брака и любви. После крещения Руси эта традиция не забылась, и Рождество Богородицы отмечали с размахом, потому что в народном представлении его соединили с праздником урожая. Торжество получило название «оспожинки». С утра крестьяне обычно шли на молебен, а потом отправлялись к родникам, чтобы помолиться Пресвятой Деве. В сознании наших предков рождение Богоматери связывалось с появлением живительной влаги чистых родников. Воду в родниках освящали, а потом несли домой, чтобы каждое утро пить по глоточку. В этот день, как и в день весеннего равноденствия в избах обновляли огонь - старый гасили и зажигали новый. В этом прослеживается повторение вечного мотива умирания и воскрешения природы. Во избежание порчи и сглаза в новом огне сжигали старую обувь и одежду, а деток на пороге окатывали водой. Все эти обряды были только началом празднества, которое порой затягивалось на целую неделю. Ведь чем урожайнее выдался год, тем дольше отмечали встречу осени и праздник урожая. У поляков в этот день было принято делать первый посев озимых: высевают несколько горстей ржи из колосьев, освященных в венке на Обжинки. Чехи, моравы и словаки освящали в костеле пшеницу для посева или освящали букетики первых колосьев, и то и другое украшали цветами. По словацким поверьям, в этот день змеи уходят в землю - до Юрия. Верили, что какая погода будет на Рождество Богородицы, такая потом продержится еще четыре недели. Словаки и чехи считали, что на Рождество Богородицы улетают ласточки. Много примет и поверий связано с уборкой урожая: «Матерь Божья капустные головки складывает», «На Матерь Божью первые сливы в сушильне», «Малая Мария забрала хлеб, Большая дала хлеба». Примечали: «Если погода хорошая - осень будет хорошая». Осенины - вторая встреча осени. Пасекин день. Убирают пчел, собирают лук. День луковой слезинки. Земля стремится к белым утренникам. «Всякому лету аминь». «Бабье лето тишь вспугнуло». Осенины встречают у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озер и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг нее поют песни. После чего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот. Авелов день. Девушки с именем Алена, Анастасия, Анна, Антонина не носили косу в этот день, так как искали себе суженого. Если на селе были молодцы с именами на букву Б,Д,Г, то считалось, что брак с ними будет счастливым и неразрывным. В старые годы существовал обычай угощения новобрачными своей родни, почему 8 сентября называлось еще «Поднесеньев день». К новобрачным сходились все родные и знакомые. Таких гостей позыватый приглашал: «Навестить молодых, посмотреть на их житье-бытье и поучить их уму-разуму». После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все свое хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом.