Еще в январе экс-министр сельского хозяйства РФ, председатель Ассоциации отраслевых союзов АПК, основатель и председатель наблюдательного совета ГК "Белая дача" Виктор Семенов рассказывал Pravda.Ru, что при использовании тепличных технологий в России можно хоть круглый год выращивать какие угодно овощи, разве что кроме салата "Айсберг".
"Стыдно, что мы даже картофель возим из-за рубежа, огромное количество овощей, фруктов. Свои теплицы до сих пор ломаем. А тепличные овощи если не из Европы, то из других стран все равно везем. Где логика? Совершенно нет логики. Как раз в эти отрасли надо сейчас вкладываться, которые еще не охвачены прежними программами поддержки сельского хозяйства", — говорил Виктор Семенов, поделившийся планами создать крупные тепличные хозяйства в России с привлечением иностранных инвестиций.
Но, конечно, строить такие грандиозные планы в сельском хозяйстве может только крупный бизнесмен, у которого налажен рынок сбыта. А что происходит с малыми фермерскими хозяйствами? Судя по рассказам фермеров, их продуктам в супермаркеты двери закрыты, поскольку ритейлерам не интересно продавать товары отечественных крестьян.
"Это связано уже с подписанными раньше контрактами, с установившимися связями, в лучшем обслуживании, которое идет от зарубежных компаний. И очевидно, в сетях есть управленцы, которым это выгодно, — рассказал корреспонденту Pravda.Ru директор Центра международного агробизнеса и продовольственной безопасности РАНХиГС при президенте РФ, доктор экономических наук Виктор Лищенко. — Тут вопрос касается крупных партий и мелких партий. Скажем, крупную партию картофеля практически невозможно купить у нас, кроме как в Брянской области. Много таких показателей играют роль, как мытое - не мытое, стандартное - не стандартное, потому все овощи разные, они сортируются. Я купил яблок и грецких орехов с Украины, это жуть какая-то — и маленькие, и большие. То есть неотсортированный продукт. Мы привыкли, что все должно быть одного размера. У Брянской области картофель забирают весь на корню, но это не выгодно производителю и области. Поэтому они начали сами хранилища делать, сортировку, упаковку. А это означает: не просто произвести навалом, а сделать другой товарный вид".
По замечанию профессора Лищенко, отечественные производители должны брать пример с тех же европейских, то есть распределять по размеру свой продукт, отмывать овощи. Ритейлеры хотят продавать аккуратно упакованный товар, внешне привлекательный. Это закон рекламы, рынка — покупатель в магазине выбирает глазами, и, конечно, ему приятнее купить ровную, чистую морковь, чем брать корявую морковь с кусками земли. Пусть даже второй вариант натуральный и отечественного производства.
Одним словом, позиция ритейлеров понятна. К тому же, ни для кого не секрет, что многие крупнейшие ритейлеры зарегистрированы не в России, а за рубежом, и выгоды им от того, чтобы помогать отечественным производителям, нет никакой. Как говорится, "это бизнес, детка". Пожалуй, только вмешательство государства могло бы не простимулировать, а заставить ритейлеров поддержать процесс импортозамещения. Так почему в правительстве решили этого не делать?
"Пятьдесят процентов наших товаров в магазинах? Это много, наше российское производство столько не сумеет поставить, и потребителю будет плохо. Я знаю, в Европе норма - 15 процентов. Товары должны обращаться, оборот должен быть. Мы ведь до конца даже не знаем, сколько импорта на самом деле в товаре. У нас нет статистики, нет такого учета, отчетности. Мы можем с вами купить картофель, а он выращен из импортных семян. Даже такое может быть, — поделилась своим мнением с Pravda.Ru депутат Госдумы РФ Елена Панина. — Хорошо, мы установим 50 процентов, не меньше. Допустим, законопослушные торговцы возьмут под козырек. Мы все-таки не хотим с вами получить пустые прилавки, дефицит и повышение цен… Тогда все транснациональные корпорации, все эти сети будут торговать в других странах, они просто переключат больше своего торгового оборота на другие страны. Наверное, этого делать не следует.
Но своим надо дать возможность торговать, оказав им всевозможные меры поддержки. Попробуйте магазин откройте — даже те, которые открылись, сносят. А за рубежом со всех сторон то овощная, то мясная торговля, торговые улицы. И один большой супермаркет где-нибудь не в центре города, а на окраине, куда приезжают семьями. Но очень большая масса людей покупает как раз в небольших магазинах. Это и всевозможные мясные изделия, особенно много овощей, фруктов и т.д. Это малый бизнес, и он как раз очень серьезно поддерживается со стороны государства всеми возможными способами. А у нас таких магазинов практически не осталось, у нас все закрылись, если они вообще открывались".
При этом депутат замечает, что гастрономы не закрылись, а просто были скуплены торговыми сетями. И государство в этой связи должно не только устанавливать квоты для крупного бизнеса, но и поддерживать малый бизнес, чтобы тот составлял конкуренцию крупному. Потому что именно в небольших магазинчиках чаще всего продается натуральная фермерская продукция. И далеко не все люди доверяют выхоленной израильской моркови. Многие знают, что морковь, которую вытаскиваешь из собственной грядки, пусть она некрасивой формы и вся в земле после дождей, но зато она полезная и вкусная. То есть спрос на экологически чистую продукцию фермеров, безусловно, есть. А значит, нужен и достойный рынок сбыта.
Но что можно сказать о таких традиционных торговых площадках для продажи фермерской продукции, как ярмарки и рынки? Фермеры жалуются, что для того, чтобы попасть на эти рынки, надо хорошо заплатить. Большие рынки любят большие откаты. О том, насколько коррумпирован этот сегмент, Pravda.Ru писала около года назад в материале "Овощебазы: когда прогресс сменит криминал?".
На сегодняшний день мало, что изменилось. Более продвинутые фермеры объединяются в фермерские хозяйства и создают собственные магазинчики. В этом им помогает интернет. Отсюда выжать их продукцию вряд ли пожелает кто-то из крупных бизнесменов, поскольку онлайн-торговля хоть и развивается, но это все равно пока очень ограниченный рынок. А сельскохозяйственникам, далеким от современных подходов к торговле, только и остается, что надеяться на помощь правительства, хотя бы по части доступных рынков и ярмарок.