ЮГО-ВОСТОК! ЕНОТЫ 2.0
Хроники украинского штопора: дефолт всё ближе, готовится последняя приватизация.
Вот уже месяц как вы, уважаемые читатели, вместе со мной пристально вглядываетесь в украинские сумерки. Предлагаю продолжить, тем более, что за это время уже и перспектива какая-никакая прорисовывается.
Реструктуризация внешнего долга Украины
Итак, одной из тем первого обзора была тема дефолта. Рейтинговые агентства тогда снижали кредитные рейтинг Украины, эксперты говорили о неизбежной реструктуризации, без которой Украина не сможет обслуживать свои обязательства. При этом МВФ давал Украине вполне чёткие сроки: вопрос следует закрыть к началу июня. Давайте смотреть как идут дела.
По словам комитета кредиторов Украины, они не видят реальной работы по предложениям о реструктуризации со стороны украинского правительства или его советников. Это следует из письма комитета агентству Bloomberg, которое цитирует украинская пресса. Эти слова следует правильно понимать: работа идёт, однако, по всей видимости, предложения украинской стороны кредиторов не устраивают. Поэтому Минфин Украины выдвигает встречное обвинение. Якобы кредиторы сами саботируют переговоры.
Не будем гадать кто виноват, просто вслед за Financial Times зафиксируем главное:переговоры зашли в тупик и могут затянуться на всё лето. Суть тупика проста: комитет не согласен на списание части задолженности, на чём настаивает Украина. Аргумент о том, что «эти деньги брал и украл Янукович, с него и спрашивайте» на комитет впечатления не произвёл.
Россия же в принципе отказалась участвовать в реструктуризации, сообщив, что ожидает от Украины очередной выплаты 20 июня.
После этого украинские власти решили, что стесняться больше не нужно. И скоренько провели через парламент закон, разрешающий правительству объявлять выборочный мораторий на погашение внешних долгов.
Эксперты отмечают, что принятием этого закона Украина пытается решить две тактические цели:
- продолжить торг с пулом кредиторов о списании части долга (Украина настаивает на списании трети долга и снижении купонного дохода на оставшуюся часть) под угрозой полного прекращения выплат;
- отказаться от выплат по кредитам, взятым у РФ.
Впрочем, совсем не факт, что задуманное Украине удастся, поскольку в таком случае её ждут непростые судебные разбирательства с лондонской The Law Debenture Trust Corporation p.l.c, специализирующейся на принуждении недобросовестных должников к платежам. Таким образом, правительству Яценюка придется вступить в борьбу не только с РФ, но и с Лондоном как мировой финансовой столицей, гарантировавшей надёжность украинских облигаций.
Следует отметить, что и с позицией комитета, и с позицией РФ Украине, скорее всего, придётся согласиться, поскольку без этого получение второго транша от МВФ в размере 1,7 млрд долл будет заблокировано, а вернуть до конца 2015 года 7,7 млрд долл самостоятельно Украина не сможет.
Кроме того, от денег МВФ Украина в данный момент зависит критически: По словам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, у Украины не осталось собственных ЗВР. Всё, что есть в НБУ — это кредиты МВФ, и только они дают возможность держать гривну и не объявлять дефолт. Чистые же резервы Украины, по словам Охрименко, составляют минус 2 млрд долл.
Таким образом, фактически дефолт уже произошёл и попытки правительства Украины получить рычаг для ручной блокировки выплат — лучшее тому доказательство:
— Но это факт?
— Это больше чем факт, так оно и было на самом деле.
Дефолт «Укрзализницы»А пока же технический дефолт объявила компания «Укрзализныця» (украинский аналог РЖД). Компания находится в государственной собственности, поэтому вполне можно рассматривать случившееся в качестве знакового события. Рейтинги трёх из шести железных дорог, входящих в госкомпанию, снизились. После чего рейтинговые агентства Fitch и S&Pпрореагировали на ситуацию, снизив рейтинги облигаций компании до «ограниченный дефолт» (Fitch) и «выборочный дефолт» (S&P)
Следует отметить, что до 35% долгов компании принадлежит российским банкам.
ИНФЛЯЦИЯ И ЭКОНОМИКА.
Почему же тогда это не признать прямо?Впрочем, некоторые уже признают. Так, эксперт издания Forbes, глава частной компании T&E Inmaxxa Арент Тийсен прямо заявляет, что что украинская экономика не выживет без тесных отношений с российской. Однако одно дело, когда об этом говорит частное лицо, инвестор, искренность которого к тому же мотивирована (компании Тийсена российско-украинский кризис крайне вредит), – и совсем другое, когда то же самое придётся признать европейским инициаторам «Восточного партнёрства». Вот, к примеру, пресса Германии проситеврополитиков определиться в своём отношении к Украине. А пока они определяются, посмотрим, что с украинской экономикой
В июне Украина получит индекс потребительских цен под 60% (в апреле 42%), считает экс-министр экономики Украины С. Терёхин. Экономика Украины вошла в фазу галопирующей инфляции, вторит ему С. Арбузов, экс-глава НБУ. Напомним, что ранее НБУ, Минфин, и ВБ уже пересматривали свои прогнозы в отношении падения украинской экономики и инфляции в сторону ухудшения. Сегодня к ним присоединяется и ЕБРР, ухудшивший свой прогноз с 5% до 7,5%. МВФ пока подтверждает свой предыдущий прогноз (5,5%). А вот аналитики Raiffeisen Research полагают, что падение украинского ВВП в текущем году может составить даже 10%.
Реальность же пока опережает прогнозы. ВВП Украины в I квартале снизился на 17,6%(в сравнении с I кварталом 2014 года). Более того, за январь-апрель падение составило 21,5%. При этом ранее НБУ ожидал 15% падения за I квартал. Также следует отметить, что бюджет Украины на текущий год рассчитывался исходя из уменьшения ВВП на 5% и годовой инфляции 26,4%. При этом, по оценке экспертов МЦПИ, потребительские цены с начала года уже выросли на 20%.
Локомотив этого процесса — падение промышленного производства на Донбассе (той его части, которую Украина худо-бедно контролирует). Производство угля с начала текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось в 3,2 раза (на 2,3 млн т), металлургия упала на 43,5%, производство химических веществ и продукции — в 5,7 раз, машиностроение — на 38,5%. Причину этих цифр следует искать в другом: торговля между Украиной и РФ в первом квартале 2015 года упала более чем на 60%. Так что Арент Тийсен абсолютно прав в своей оценке.
Не стоит, конечно же, списывать всё только на падение экономики. Частично она не падает, а просто уходит в тень. По данным Минэкономразвития, 42% украинской экономики было в тени (в 2013 — 35%). Однако утешение это слабое, особенно для населения, которому следует приготовиться к отмене государственной регуляции цен на социально значимые товары. В частности, ожидается очередное повышение цен на хлеб — на 30%.
Уже сейчас можно сказать, что этот шаг ещё более уменьшит объёмы розничной торговли (которая и без того просела в январе-апреле на 25%).
ПриватизацияРанее мы уже говорили, как Украина пытается решить свои проблемы. Путей правительство видит два: истерики и приватизация. К истерикам относятся угрозы национализации активов российского бизнеса на Украине, попытки опротестовать часть долга перед РФ, а также новый перл от (уже бывшего) чиновника Минэкономразвития — требование 350 млрд долл от России «за разрушение инфраструктуры Донбасса». И сама хотелка, и методика её расчёта звучат как анекдот, но толку иронизировать над гражданином, который, как оказывается, даже не был в министерстве должным образом оформлен. Поэтому перейдём к приватизации.
На минувшей неделе Кабмин Украины одобрил новый перечень объектов, подлежащих приватизации. В него вошли 286 предприятий. Отдельной строкой идут объекты, для приватизации которых необходимо будет отдельное решение ВРУ (т.е. пока нельзя, но потом будет можно). С обоими списками можно ознакомиться тут.
Среди наиболее заметных активов:
— пакеты акций облэнерго (распределяющие компании);
— Сумыхимпром и Одесский припортовый завод (действительно ценные активы, неоднократные герои публикаций на «Однако»);
— ряд машиностроительных заводов, бесполезных для государства, решившего отказаться от кооперации с российским ВПК и продаже машиностроительной продукции в страны СНГ;
— ряд шахт и обогатительных фабрик;
— государственные предприятия АПК, ценные скорее землёй;
— концерн «Укрспирт», объединяющий все спиртовые заводы Украины, т.е. рычаг влияния на весь рынок ликеро-водочных изделий.
Остальное пока придерживают, вероятно ждут приезда французских специалистов по приватизации. Сложно сказать, что они присоветуют, зато можно прислушаться к мнениюуправляющего директора Rothschild в странах СНГ Дж. Сальветти, который считает, что «...на Украине приватизация сейчас выглядит, как продажа квартиры в горящем доме». Однако позиция Украины пока прямо противоположна: «Всё продать!», оставив лишь 10-15 стратегических активов. Что предполагается оставить, если продавать собираются даже ОПЗ, представить трудно.
БАНКИ
С учётом ситуации в промышленности неудивительно, что украинские банки продолжает трясти. Ещё один банк был признан неплатежеспособным, таким образом количество банков-банкротов уже уверенно перевалило за 50. Украинцы, не желая потерять свои накопления, продолжают снимать деньги с депозитов, вливая их в основном в недвижимость. Это хорошо для отрасли, но плохо для бизнеса в целом, т.к. банки в условиях дефицита средств вынуждены повышать требования к заёмщикам. На выручку банкирам пришёл парламент: предлагается законодательно запретить досрочное снятие депозитов (ранее запрет был временным и вводился распоряжениями НБУ). Сам же НБУ, по мнению S&P, поддерживать ликвидность банков рефинансированием более не способен: доля проблемных кредитов в апреле выросла и выросла и составляет теперь 18,1% (в марте — 17,1%, в феврале — 16,8%).Долги банков перед НБУ в апреле выросли на 6,4 млрд грн. Общий же убыток банковской системы в январе-апреле составил 82,8 млрд грн (в январе-марте — 80,9 млрд грн).Ситуацию отягчают схемы по выведению рефинансирования. Украинские СМИ сообщают о том, что сотрудники и владельцы четырёх банков сумели украсть более 6 млрд грн, полученных для стабилизации этих банков.
АВТОПРОМ
В апреле сообщалось, что по сравнению с прошлым годом спрос на новые автомобили упал на 61%. Теперь же доступна статистика ещё и по первому кварталу, которая фиксируетсокращение рынка на 76%. Также на 26% упал спрос на автобусы и на 21% на прочие коммерческие автомобили. Логично, что сократилось и производство автомобилей. В январе-апреле оно упало на 96%.Известно, что большие надежды Украина возлагает именно на АПК. При этом с экспортом пока что трудности.
Украина просит ЕС открыть рынки для своей аграрной продукции. Почему? Потому чтогодовые квоты на поставку многих продуктов оказались уже исчерпанными. Но дело не только в квотах. Белоруссия ограничила импорт свинины из Киевской области в связи со вспышкой африканской чумы свиней. Вполне вероятно, что то же самое может сделать и ЕС, причём распространив запрет на всю территорию Украины.
Министерство сельского хозяйства США снизило прогноз украинского урожая зерна в 201 году — 55,3 млн т против 64,1 млн т годом ранее. Следует сказать, что прогнозы USDA обычно оказываются точнее украинских. Учитывая же, что урожай зерна в Европе наоборот ожидается рекордным, доходы от экспорта зерна могут снизиться.
ЖКХ И ЭНЕРГЕТИКА
Растёт задолженность украинцев за потреблённое тепло. На первое марта она составила 6,8 млрд грн (в целом за ЖКУ 13,3 млрд), причём следует учитывать, что фактически она выше, т.к. во-первых, уже конец мая, а во-вторых, с апреля тарифы на тепло выросли. Самый высокий уровень неплатежей наблюдается в Харьковской, Днепропетровской и Херсонской областях. Следует отметить, что две первые всё время украинской независимости были донорами бюджета. И если теперь их жителям нечем платить за отопление, то это характеризует и экономическую ситуацию в этих регионах, и перспективы выполнения бюджета-2015.Наращивает долги и бизнес. Вероятно именно дефицит наличности заставил «Нафтогаз» предложить компании «Киевэнерго» погасить свои долги газом, т.е. фактически вернуться к бартерным операциям, чего на Украине не было с конца 90-х.
СМИ отмечают, что всего за год ЖКУ стали обходиться украинцам в 2,6 раза дороже. Характеристику состоянию экономики мы уже дали выше, поэтому ожидаемо, что украинское правительство уже сейчас, не дожидаясь кризиса неплатежей, решило облегчить процедуру отъёма имущества у тех, кто платить не способен. В частности, выселять за долги. Минфин уже готовит соответствующие законопроекты.
Тем временем, в Днепропетровской области грозит повториться ситуация, уже знакомая львовянам — отключение воды из-за долгов водоканалов перед энергетиками. Правда на Днепропетровщине энергетики грозятся отключить сразу 13 водканалов, задолжавших в общей сложности почти 750 млн грн.
В сфере энергетики ожидается сокращение производства электроэнергии на 7%. Одна из причин — решено отказаться от перевода ТЭС с углей антрацитовой группы на газовые, поскольку теперь исчез их избыток, наблюдавшийся ранее. Таким образом, уже в ближайшем будущем Украина может полностью прекратить экспорт электроэнергии, став импортозависимой.
МЕТАЛЛУРГИЯ
Металлургический завод «Интерпайп Сталь» в январе-апреле сократил производство стали почти на 40%, что в целом совпадает с общим падением украинской металлургии за тот же период (43%), а также объясняет рост экспорта металлолома, отмечавшийся в предыдущем обзоре (на заводе используются электропечи, поэтому сырьём служит не ЖРС, а металлолом).В целом же производство стали (апрель 2014 – апрель 2015) сократилось на 17, 2%, при этом доналоговый убыток металлургов (I квартал 2014-I квартал 2015) вырос на 65%, составив 21 млрд грн.
При этом эксперты обращают внимание на то, что доля продукции низкого передела (марганцевый концентрат) повышается, а среднего (ферромарганец) — падает.
СТРОИТЕЛЬСТВО
Несмотря на приток в отрасль депозитных денег, ситуация далеко не радостная. Их поток иссякает, о чем говорит статистика: объём строительных работ в январе-апрелеуменьшился на 32,6%. Строители даже обратились к президенту с призывом спасти отрасль, что и неудивительно: кризис 2008 года на Украине начался именно в строительстве, которое потянуло за собой остальные сферы экономики.
ИнвестицииРастёт количество исков, поданных инвесторами против Украины. В апреле их было 10, за месяц их число выросло до 21 на общую сумму 170 млрд грн. При этом по данным украинского Госстата, объём прямых иностранных инвестиций с января по апрель упал на 10,18%.
При этом одной из главных проблем для инвесторов продолжает оставаться возврат НДС.
Иван Зацарин
Подробнее: http://cont.ws/post/89849