Аналитика
05.06.2015
Расширение Hearst’а на Восток
Если в современном мире идет информационная война, то, насколько можно судить, расширение Hearst’а на Восток – из этой серии. Hearst – американская компания, которая год за годом захватывает огромную аудиторию городских интернет-порталов в России, и вот теперь "захватила" Сибирь и даже достигла Якутска. Феномен же такого "Drang nach Osten" заключается в том, что эти порталы зачастую даже не зарегистрированы как СМИ, но действуют "под прикрытием" "объективной журналистики". И все бы ничего, но, как считают эксперты, в случае политического кризиса в России эти медиа-орудия в раз развернут против центральной власти (как было на Украине), а покуда - будут "пристреливаться". Как ни странно, выстраиванию медийной фронды в регионах помогают сами "башни Кремля". Но, может, это выдумки, и никакой угрозы нет, а расширение Hearst’а "не направлено против России"? Подробности - в материале Накануне.RU.
Практически незамеченным прошло событие, которое способно принципиально изменить региональный медиа-расклад. Холдинг Regional Network Hearst Shkulev Digital (HSM) завершил сделку по приобретению 51% компании Rugion, чем официально подтвердилось слияние двух медиа-групп. Что это означает?
Партнер и материнская компания ИД Hearst Shkulev Media — американская компания Hearst Corporation — один из самых крупных медиа-холдингов в мире, основанный в 1887 году Уильямом Херстом. В составе Regional Network Hearst Shkulev Digital: сеть городских сайтов НГС, екатеринбургский e1.ru, нижегородский портал NN.RU, самарский городской сайт "Самара24", пермский городской портал PRM.RU, городской портал "Сочи Экспресс", новокузнецкий сайт Job24. Суммарная аудитория этих проектов Hearst Shkulev Digital — более 11 млн человек в месяц.
Проект НГС оперирует семью городскими порталами в Новосибирске, Красноярске, Омске, Томске, Иркутске, Барнауле, Кузбассе. Медиа-менеджеры этих ресурсов часто уверяют, что от политики далеки. Но примеров "аполитичности" городских порталов множество, вспомним хотя бы последний, от которого холодок по коже пробежал даже у завзятых либералов. Например, эпатажная Ксения Собчак удивилась "скрытым ресурсам" и "свободе СМИ" в Новосибирской области, создаваемой на "американские деньги".
"Я начала смотреть, что это за сайты и за что вас так критикуют, и что это за американские деньги и т.д. У вас тут действительно очень бодрые заголовки. Я была удивлена — такие у вас скрытые ресурсы. "Пенсионные накопления новосибирцев ушли на присоединение Крыма. Отсудить их назад невозможно", "Новосибирцев заставляют платить налог в 3% с любой покупки, чтобы Владимир Путин выполнил свои предвыборные обещания". Я, как журналист, могу сказать, что это смело для нашей сегодняшней политической ситуации", - привел слова Собчак шеф-редактор портала НГС Петр Лохов.Итак, на первом этапе, еще несколько лет назад, Hearst приобрел ряд городских порталов в крупных нестоличных городах, таких как Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Пермь и другие. Теперь пошел дальше. Головной офис Rugion находится в Челябинске, в состав компании входит 42 региональных сайта и 48 сайтов о работе. Аудитория - около 10 млн человек.
И дело не только в росте аудитории примерно вдвое, но и территориальном продвижении.
После сделки у американской компании появился ресурс в Петербурге (178.ru) и другом крупном городе СЗФО (Архангельск 29.ru), усилилось представительство в центральной части (Ярославль 76.ru), пошло расширение на юг (Ростов 63.ru, Волгоград v1.ru), значительное усиление имеет место в Приволжском ФО (Самара 161.ru, Уфа ufa1.ru, Пермь 59.ru), УрФО "занят" весь (теперь добавились Челябинск 74.ru, Тюмень 72.ru, Курган 45.ru, Сургут и ХМАО 86.ru, Екатеринбург ekat.ru, Магнитогорск mgorsk.ru, ЯНАО 89.ru), в Сибири заняты Оренбург 56.ru, Красноярск kbs.ru, Иркутск irkutsk138.ru, Новосибирск 154.ru, Кемерово 42.ru, Чита 75.ru, наконец, Hearst достиг Якутска (14.ru).Контент подобных ресурсов привлекает значительную аудиторию, недоступную обычным СМИ (за счет различных сервисов – вроде предложений работы, продажи автомобилей, недвижимости, справок, афиш и так далее), при этом ежедневно обновляется новостной раздел.
И, казалось бы, подобной сделкой должны были озаботиться федеральные органы, ведь Госдума не так давно ограничила участие иностранного капитала в СМИ, а Hearst Shkulev Media – компания с большой долей иностранного участия? Но не тут-то было. Большинство порталов даже не зарегистрированы как СМИ, и если зайти на их страницы – то свидетельств регистрации их как средств массовой информации там не найти.
О том, что на рынке СМИ готовится передел, указывает многое. Одновременно с расширением Hearst депутаты Госдумы "атаковали" региональные СМИ. Речь идет о том, чтобы законодательно "прижать" их работу по госконтрактам с областными администрациями (для большинства "районок" это означает мгновенную гибель).
Как мы уже писали, инициаторы борьбы с злоупотреблениями в распределении медийных контрактов (среди них – депутат ГД Александр Бурков, родной брат которого Виктор получил условный срок за злоупотребление должностными обязанностями и мошенничество) предлагают ограничить "пиар" губернаторов в материалах. Как потом предлагается отличать "пиар" от тех же отчетов об исполнении, например, майских указов Путина в отдельно взятом регионе, неизвестно, но уже первые уголовные дела заставят областные власти вовсе отказаться от контрактов со СМИ. Свято место пусто не бывает – нишу займут те же самые городские "иностранные" порталы и "региональные князьки" - олигархи, которые приберут к рукам значительную часть издательств и телеканалов.
Топ-блогер Сергей Колясников (zergulio), активно взаимодействующий с ОНФ и его сопредседателем Александром Бречаловым, отмечает в комментарии Накануне.RU: "Это [покупка Rugion] экспансия, охватывающая информационное поле России. Цели и последствия были давно озвучены и обозначены: это явно антироссийская риторика всех этих ресурсов. Они скупают все это с целью информационной поддержки майдана. Система антироссийская. Два основных направления работы: дезинформация и дискредитация федеральных инициатив. Второе начнется сразу, а первое - тут сложно угадать, когда именно".
Согласен с этим депутат Государственной думы РФ Евгений Федоров. Парламентарий отмечает, что сначала иностранная компания приобретает сайты, порталы, а "затем они меняют руководство и редакционную политику". По его мнению, в приоритете у них становятся "акции, направленные на свержение государственного строя".
"Например, будут пиарить падение жизненного уровня, недовольство людей, будут не просто давать информацию об этом, а формировать общественное мнение, направленное на свержение российского государства. Это такая тонкая профессиональная работа, и она идет через редакторов, которые будут обучены, заменены при необходимости, подготовлены", - рассказал он.
"Кого-то будут подталкивать, чтобы он вышел на митинги, кого-то наоборот, чтобы на митинги, направленные против "пятой колоны", не выходил. Это будет игра на этом фронте. Она будет важна во взаимодействии с "пятой колонной" во власти, с уличной компонентой, типа "боевиков" Навального. Эта стратегия записана у американского посла Теффта в его плане свержения власти в России, которую он, в принципе, реализовал в Грузии, на Украине. Он работает по своему плану. А этот элемент плана - один из тысячи", - сказал Федоров.
По его словам, конечная цель этих действий – подготовка госпереворота.
Коль скоро в ОНФ активно занимаются проблемами медиа-рынка, мы решили поинтересоваться, как там оценивают сделку и будут ли как-то ограничения, которые депутаты пытаются наложить на региональные СМИ, распространяться на подобные городские порталы.Сопредседатель ОНФ Ольга Тимофеева, особо отметившаяся на ниве работы со СМИ, оказалась не в курсе ситуации: "Я первый раз от вас это слышу. Вы мне на слух говорите, кто и что купил. Я как это должна сказать. Мы контролируем прямые поручения президента, которые нам даются. Логичнее об этом спросить Левина (председатель информационного комитета ГД Леонид Левин, - прим. Накануне.RU)".
Комментарий другого сопредседателя "фронтовиков" - Александра Бречалова - на момент выхода материала получить не удалось.
А вот депутат Евгений Федоров полагает, что ограничение участия иностранных компаний со временем затронет и городские порталы.
"Поправки в закон были приняты [об ограничении участия иностранных компаний в СМИ], в том числе по нашей инициативе. Аналогичный закон надо распространять на интернет-ресурсы, и я думаю, что мы этот вопрос изучим и будем этому противодействовать", - сказал Евгений Федоров.
Как же оценивают сделку сами стороны? Генеральный директор Rugion Юлия Шевченко считает, что объединение с крупнейшим медиа-холдингом, владеющим аналогичной сетью региональных интернет-сайтов, было "стратегическим решением". А Шкулев еще несколько лет назад заявлял, что городские сайты являются одними из самых перспективных медиа-активов в России. Мы обратились в Rugion за комментарием по поводу опасений депутатов Госдумы и общественников насчет дальнейшей "проамериканской" деятельности, однако комментарий получить не удалось.
Так или иначе, наносимые ОНФ удары по региональным СМИ одновременно с серьезным усилением Hearst заставляют задуматься. Картины жизни крупных миллионников в России выглядят все более странно: так, еще недавно спокойный и невозмутимый Новосибирск за какой-то год превращается в "затравщика" политических скандалов (от "федерализации Сибири" с украинскими флагами и мовой до "Тангейзера" и "Монстрации"), в Екатеринбурге "доблестный" Ройзман в перерывах между открытием "Макдональдсов" и спасением котят "торпедирует" федеральную реформу МСУ, хотя от городских властей больше ждут ремонта дорог и чистых улиц.Но, может, все это лишь кажется, и просто в тоталитарной России не дают разгуляться независимой и объективной журналистике?
Обратимся к демократичной Украине. Там все СМИ до майдана контролировала власть/олигархия, а, значит, по существу Запад (те или иные политики лишь соревновались в более или менее прозападной позиции, а олигархат по определению "транснационален"). И там тоже были аналогичные городские порталы, названия которых подбирались по кодам регионов. В информационной политике они не были исключением – "укропатриотизм" таких ресурсов прикрывал антироссийскую позицию, которая после майдана просто стала явной, отмечают украинские наблюдатели.
В ноябре 2013-го все СМИ дружно поддержали истерию об избиении несчастных студентов (а потом так же дружно закрыли глаза на убийства "Беркута" или избиения и убийства участников Антимайдана в городах Юго-Востока, еще до Крыма, и уж тем более после).
В феврале 2014-го все, как один, признали кровавый переворот и скидывание (да, плохого) "Яныка", как нечто законное. Первые документы "новой влады" принимались неполным составом парламента (и неизвестно, кто голосовал вместо целого ряда депутатов, покуда многих избили и запугали), импичмент Януковичу объявить не смогли, и вопреки Конституции Украины назначили и.о. президента – это был Турчинов, который к тому же начал руководить Радой и Конституционным судом – то есть всеми ветвями власти одновременно. Разве не примеры это того, как в масштабах страны информационные орудия развернуты от "объективности" на достижение политических целей?
Напоследок дадим слово наблюдавшему все эти события на Украине публицисту Михаилу Онуфриенко: "На полях информационной войны Россия если и выигрывает, то исключительно вопреки государственной политике. В России власть с трудом реагирует на отставание в этом направлении гибридной войны. В России впервые только 26 декабря 2014 года в военной доктрине в качестве одной из внутренних и внешних угроз названо информационное воздействие на население с целью подрыва исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества, а также разжигание межнациональной и межрелигиозной розни. А чиновничьи жернова работают медленно. Только один пример: американским владельцам фактически принадлежат веб-порталы многих городов в России с совокупной аудиторией в десятки миллионов человек. Чего ждем?!".