Но тут оппозиция сразу же начала обвинять власть никак не меньше, чем в нарушении Конституции! Тем более, что она, как ни ломает голову, никак не может понять, зачем этот досрочный роспуск власти вообще нужен? А если эти люди чего-то не понимают, то сразу начинают бояться. Оживились адвокаты, готовые проявить свои таланты даже по самому формальному поводу. Так, например, один из них, член Общественной палаты РФ Владислав Гриб заявил:
“Когда избиратель выбирал конкретный парламент, то он доверял ему полномочия на конкретный срок. Здесь может быть некий обман избирателей, потому что я избираю не только членов парламента и время, которое они будут работать… Поэтому любой избиратель может подать в суд о нарушении своих избирательных прав”.
***
Нет, конечно, при желании среди почти полутораста миллионов россиян, наверное, можно найти, как минимум, одного такого избирателя, для которого “буква закона” важнее его сути. И даже спровоцировать на основании иска роспуск новоизбранной Думы. Такой прецедент уже имел место в Казахстане, когда местный парламент президент распустил после решения КС, принятого по жалобе гражданки, недовольной какой-то процедурной мелочью.
Но с точки зрения нормального обывателя: чем чаще проводятся выборы (куда угодно) — тем для него лучше. По крайне мере, это дает избирателю ощущение власти и иллюзию того, что от его решения что-то зависит. Стало быть, чем меньше срок полномочий народных избранников, тем лучше от этого простому народу.
А так процедура досрочного прекращения полномочий депутатов — самая что ни на есть демократическая и широко применяется в мировой практике. Для Франции, например, это практически “дежурный инструмент” — в случае, если при избранном несколько лет назад парламенте с преобладанием, скажем, социалистов, побеждает “правый” президент. Или наоборот, при этом не без оснований рассчитывая, что те же избиратели, что выбрали его на высший пост государства, точно так же проголосуют и за президентских сторонников в парламенте, обеспечив им нужное большинство.
В Великобритании, ФРГ, многих других странах решение о досрочных выборах также часто принимается правящей партией (или коалицией) тогда, когда, по ее мнению, такие выборы могут дать ей максимум мандатов. Да, такие моменты обставляются формально-юридическими процедурами вроде искусственно созданного правительственного кризиса, но это частности.
***
Кстати, если пофантазировать, и в России, вопреки мнению “оппов”, внезапно воспылавших любовью к Конституции, Государственная Дума не является какой-то “священной коровой”, 5 лет полномочий которой незыблемы, как вечные льды Антарктики. Статья 109 Основного закона четко определяет целых две причины возможного досрочного прекращения полномочий народных избранников. Пункт 4 Ст. 111 гласит:
После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
Пункт 4 Ст. 111 Конституции РФ
А 4-й пункт ст. 117 делает эту процедуру еще проще.
Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
4-й пункт ст. 117 Конституции РФ
То есть, при желании, полномочия нынешней Думы можно прекратить, не дожидаясь сентября. Для этого главе государства достаточно внести в Думу вопрос о доверии правительству — и “попросить” “Единую Россию” в этом доверии отказать. Ну, а такие “записные” критики режима, как коммунисты, по идее, и так должны будут поддержать эту резолюцию, дабы не потерять лицо перед своим электоратом. Ну, а после этого — соответствующий указ в течение недели...
***
Почему же правящая у нас партия не пользуется такой возможностью? Да, в общем, видимо потому, что подобная “ложь во спасение” пока не очень одобряется традициями российского общества. И голосование “Единой России” против правительства, назначенного ею же, может создать в умах немалого числа россиян картинку истинного, а не искусственного “кризиса власти”. А это, понятно, не самая нужная штука в условиях объявленной нам Западом “холодной войны”.
Ну так, навскидку, многие ли будут рады, если, воспользовавшись подобным моментом, биржевые спекулянты обвалят курс рубля на энное количество процентов? Так, может, лучше не экспериментировать с попытками применения на российской территории “передового западного опыта” по созданию искусственных политических кризисов с целью досрочных парламентских выборов?
Судя по всему, именно из таких расчетов и исходит российская власть, стараясь сделать досрочное прекращение полномочий Думы не какой-то “чрезвычайщиной”, а рутинной процедурой. Согласно решению самих же депутатов — без изменения Конституции. С этой целью ведущими фракциями ГД уже был направлен соответствующий запрос в Конституционный суд.
***
Коммунисты, правда, запрос не поддержали, назвав его “нелегитимным и недостойным”. Ну правда, разве ж можно считать “достойным” отлучение от “кормила власти” “наследников Ильича” ( а на выборах 2011 года в Думу их попало значительное число) на целых 3 месяца раньше первоначального срока?!
Вообще, опять вспоминая западный опыт, тамошние политические силы, чувствующие себя “на подъеме”, обычно радуются возможности скорейшего переформатирования власти, надеясь получить от избирателей большую поддержку.
Но, видно, КПРФ реально понимает, что на фоне путинских 85% поддержки ей хоть на досрочных, хоть на очередных выборах в Думу светит не очень многно. Так что да, 3 месяца у депутатских “кнопок” — это немало, чувства соратников Зюганова понять можно.
***
Пожалуй, что действительно несколько смущает в сложившейся ситуации, так это намерение “думцев” создать себе “золотые парашюты”. То есть, даже отлученные от законодательной деятельности на 3 месяца раньше срока, они собираются оставить себе все льготы реальных депутатов — неприкосновенность, зарплату и прочее. Что, по предварительным подсчетам, составит за эти 3 месяца 157 миллионов рублей
Пожалуй, тут случай, когда вышеупомянутые западные политические традиции пришлись бы нам очень кстати. “Там” политики, мелочно пытающиеся урвать себе “компенсацию” за “недополученную зарплату”, обычно при власти не задерживаются. Ибо для избирателей важен имидж именно “государственных мужей”, заботящихся прежде всего об интересах государства, а не своего кармана.
Пусть даже этот имидж — только для работы на публику. Умные люди все равно понимают — выгоды пребывания у власти не исчерпываются довольно-таки жалкими официальными зарплатами на фоне прочих бонусов. Что, впрочем, не отменяет “разумного эгоизма”: те силы, которые хоть и “о себе заботятся, но и о людях не забывают”, обычно имеют больше шансов на победу.
Но что ж тут поделаешь, в России собственные политические традиции. И когда правящая элита вынуждена учитывать настроения конкретных депутатов, боящихся личных потерь в связи с досрочных прекращением полномочий, наверное, такой “человеческий фактор” тоже надо учитывать и не впадать в излишнюю истерику. Сэкономить 157 миллионов для бюджета, конечно, хорошо, но не приведет ли это к куда большим политическим потерям, которые “аукнутся” и бюджету, и экономике в суммы, большие на порядок?
Вон, в Верховной Раде Украины депутатам положили зарплату в 6 тысяч гривен (около 15 тысяч рублей), дабы потрафить популистским настроениям Майдана. В итоге, что сталось с “незалежной” за последний год — каждый может узнать за несколько минут беглого интернет-поиска.
В общем, сама по себе идея с закреплением права Думы самой назначать досрочные выборы, без сомнения, хорошая. Ну, а сопутствующие отдельные негативные моменты (которые, глядишь, могут и быть подкорректированы) не должны восприниматься как серьезная причина для компрометации правильного начинания.