Православных балканских славян отлучают от России давно, но не помогает: даже при смене одних послушных властей на другие, более послушные народ упорно продолжает ориентироваться на Россию. Так, апрельский 2015 года опрос общественного мнения показал, что 80,6% сербов не хотели бы видеть свою страну в НАТО, а не поддерживают союз Сербии с Россией всего18,4% опрошенных. В пользу приоритета отношений с ЕС над отношениями с Россией высказывается только 13,6% сербского населения. А количество тех, кто хотел бы видеть Сербию в Евросоюзе, снизилось с 56,4% (ноябрь 2014 г.) до 42,3% (март 2015 г.).
Македония – тоже показательный пример. Уж, казалось, в 90-е годы Россия совсем не обращала на неё внимания. И в Скопье всё делали соответственно: и в ЕС записались, и в НАТО захотели, и войска НАТО на своей территории с 1991 г. держат, и албанцам права расширяют, и в 1999 г. предоставили свою территорию натовцам, когда те бомбили Сербию. Однако лишь только Македония сделала несколько самостоятельных шагов, проявила симпатии к России, подумала о национальных интересах (участвовала в праздновании 70-летия победы над фашизмом, заинтересовалась проектом «Турецкий поток», была не против стать членом БРИКС), как её сразу наказали «македонским майданом». Пожалуй, только руководство Черногории сегодня не выказывает никаких симпатий к России и делает всё, чтобы народ не смотрел больше на Восток (создаются раскольническая «черногорская» церковь, параллельная Академия наук). Поэтому пока Запад и не карает Черногорию сурово.
В последнее время информационная война против России на Балканах стала принимать всё более наступательный характер. Эта война ведётся во всех балканских СМИ - на телевидении, радио, в газетах, через Интернет. Активизировались неправительственные организации. Джон Керри говорит, что Сербия находится на линии огня между Вашингтоном и Москвой. Американский аналитик Уэйн Мэдсен уточняет, что Кэрри имеет в виду линию фронта между НАТО и Россией, проходящую от Грузии через Южную Осетию, Абхазию, Крым, Донбасс, Украину, Приднестровье, Молдавию, Грецию, Македонию, Сербию. И если Сербия испытывает трудности по многим вопросам внутренней и внешней политики, то она страдает исключительно как исторический союзник России. И страдать будут все, кто захочет стать другом России, например Македония, а потенциально - Греция, Кипр. Поэтому мы наблюдаем в балканских странах постоянную внутреннюю напряжённость, которая является отражением борьбы двух идеологем современной политики: конъюнктурной прозападной, с одной стороны, и обусловленной глубокими культурно-историческими влияниями национальной, прорусской – с другой.
Как пишет Уэйн Мэдсен, Россия давно у Запада под прицелом, и главная цель сегодня - устранить из политики Путина, мешающего глобальной элите в деле установления нового мирового порядка. Западу важно, изолировав Россию, оставить её один на один со своими проблемами. Поэтому так серьёзно строится работа против России в бывших республиках СССР и в балканских странах. Виктория Нуланд, отвечающая за внешнюю политику США в странах бывшего СССР, ещё недавно разжигала пожар в Киеве, а «сейчас она замешана в сербских делах, в Воеводине, в Косове, в Македонии».
«Акт о предотвращении агрессии России 2014» (Russian Aggression Prevention Act 2014), который уже прошел два чтения в Комитете по международным отношениям Конгресса США, предусматривает тратить «на расширение демократии» в России с 2015 по 2017 год по 10 млрд долл. ежегодно. Цель – свержение Путина, путь к цели - русский майдан. Интересен перечень стран, фигурирующих в этом документе как страны, с которыми США будут расширять военное сотрудничество, чтобы те не стали «потенциально угрожающим НАТО»: Сербия, Хорватия, БиГ, Македония, Черногория, Косово, Украина, Грузия, Молдавия, Азербайджан. Определён, в частности, план военного сотрудничества с Сербией. Присутствуют в плане «предотвращения агрессии России» и «вооружённые силы Косова». И всё это – в рамках программы сведения к минимуму российского влияния на Балканах. Не забыли и Болгарию, где планируется создать командный центр НАТО; как подчёркивают в руководстве альянса, Болгария является ключевым союзником НАТО ввиду её географической близости к России.
Антирусские выпады в сербских СМИ делаются с самых разных направлений. Так, газета «Блиц», издаваемая концерном Axel Ringier Springer и имеющая самый большой тираж в Сербии, опубликовала, например, материал, в котором говорилось, что Русская православная церковь якобы оказывает давление на Сербскую православную церковь (СПЦ) и вмешивается в принятие решений сербским епископатом. СПЦ на своём сайте пришлось опровергать эту ложь.
Основательно занялась Сербией и Трёхсторонняя комиссия (ТК) (1). В июне 2013 г. в Берлине на заседании ТК с участием Дэвида Рокфеллера и Ангелы Меркель сербские представители были приняты в члены Трёхсторонней комиссии. В октябре 2014 г. по инициативе правительства Сербии Трёхстороннюю комиссию уже принимал Белград. По некоторым данным, обсуждался приём Сербии в НАТО. Уэйн Мэдсен считает, что после собрания ТК в Белграде события на Балканах ускорились. Заметную роль в этом играет бывший британский премьер Тони Блэр, который является советником сербского правительства и белградского мэра Белграда. Во всяком случае, Сербия подписывает договоры и соглашения, которые понижают уровень её суверенитета, не без помощи Блэра.
Теперь ряд членов правительства Сербии являются одновременно членами Трёхсторонней комиссии. Это министр строительства и транспорта Зорана Михайлович (в недавнем прошлом – министр энергетики Сербии, неизменно выступавшая против «Южного потока»), министр обороны Братислав Гашич, шеф канцелярии территорий, пострадавших от наводнения Марко Благоевич, государственный секретарь Министерства внутренних дел Александр Николич, государственный секретарь Министерства по делам молодёжи и спорта Ненад Боровчанин.
Против роста влияния Трёхсторонней комиссии в Сербии выступили некоторые сербские политические партии («Двери сербские», Движение за Сербию, Сербская радикальная партия) и известные учёные (Смиля Аврамов, Любомир Клякич, Милан Видоевич, Горан Петрониевич), считающие, что сербские представители в рядах ТК являются иностранными агентами, но положения дел это не изменило.
Сербия поставлена в очень трудные условия. Давление Запада на неё усиливается, от Белграда требуют незамедлительно принять к исполнению рекомендации ЕС о санкциях против России, о сведении к минимуму экономического и военного сотрудничества с Москвой. До 28 июня Белград должен признать независимость Косова. В противном случае, пишет лидер Сербской радикальной партии Воислав Шешель, Вашингтон начнёт операцию «Сокол», в ходе которой будут синхронизированы масштабные теракты в Белграде, выступления албанцев в Прешеве, занятие косовской албанской армией Севера Косова с последующим продвижением на юг Сербии.
В такой ситуации от России ждут серьёзных шагов на Балканах, где внимательно следят за каждым жестом и взглядом российских дипломатов, не говоря уже о словах и поступках. Политик и публицист Деян Лучич в одной из телепередач сказал, что проблема отношений с Россией состоит в том, что Москва, в отличие от Вашингтона и Лондона, активно поддерживающих прозападный лагерь, не вкладывает силы и средства в воспитание ориентированной на Россию политической элиты, не открывает в Белграде русское телевидение и радио на сербском языке. Добавим к этим словам, что в Белграде, безусловно, были бы популярны и русские школы, и Российский университет…
Политика Запада на Балканах исходит из продуманной, тщательно разработанной, многовекторной стратегии. Российский ответ на эту политику должен быть столь же серьёзным.