Не случайно, что в Москву послали именно Мухаммеда – он очень близок к отцу. Он также руководит войнами королевства и в Йемене, и в Сирии, он ответственен за отношения с Египтом и странами Залива. Путин принял принца очень тепло, что отражает понимание нынешней и будущей роли Мухаммеда.
Саудовская Аравия оказалась в сложной ситуации. Она рассорилась с традиционными союзниками – Египтом и Пакистаном. Обе страны отказались посылать воинские контингенты для сухопутной операции против шиитов в Йемене. Также очевидно, что Пакистан не проявляет никакого энтузиазма в отношении сотрудничества с Аравией в ядерной сфере и предпочитает придерживаться нейтралитета в саудовско-иранском конфликте.
Сильнейшее разочарование в Саудовской Аравии породили выборы в Турции. Тайеп Реджеп Эрдоган не смог обеспечить для своей партии комфортабельного большинства. Это может повлечь за собой изменение баланса сил в регионе, в первую очередь, относительно поддерживаемого Саудами и турками альянса сирийских мятежников Джейш аль-Фатех.
Одной из главных проблем, объединяющих Саудов и русских являются низкие цены на нефть. Падение цен пришлось на очень критический период в истории обоих государств. Дефицит саудовского бюджета приближается к 150 миллиардам долларов. Сауды надеются на то, что сотрудничество с Россией может, по меньшей мере, предотвратить падение цен и коллапс рынка.
Ирония ситуации заключается в том, что в свое время именно Сауды отказывались от любого сокращения объемов добычи – в надежде подорвать финансы своих конкурентов из США (производителей сланцевой нефти) и еще более важно – Ирана и России, основных спонсоров Асада. Теперь Мухаммед бин Салман пытается, путем координации действий с Россией, восстановить стабильность, до того, как будет слишком поздно.
Сауды, как и положено, в таком случае, предложили Путину большую морковку – контракты на закупку российских танков Т-90, ракет Искандер, средств ПВО и боевых вертолетов.
Парадоксально и то, что именно Россия достроила Ирану ядерный реактор в Бушере, и как представляется, Саудовская Аравия выбрала тот путь, которым прошел ее заклятый враг – по крайней мере, на тот случай, если дело дойдет до окончательного разрыва с Вашингтоном.
Никто не знает, насколько серьезно руководство королевства продумало подобного рода трансформации. Скорее всего, переориентация происходит в качестве реакции на действия Вашингтона, а не как часть тщательно и заранее продуманной стратегии.
Саудовской Аравии и России угрожает ISIS, джихадистский политический ислам, который продолжает набирать силу и расширяться. В то же время, трудно поверить в то, что Россия оставит своего традиционного союзника Башара Асада. Это объясняется не столько тем, что с точки зрения России, альтернативой ему будут не “умеренные” мятежники, поддерживаемые Саудовской Аравией и Турцией, а джихадисты, а тем, что изменение режима повлечет полную геополитическую переориентацию страны. Так, может быть осуществлен проект строительства газопровода из Катара в Турцию, что прямо угрожает стратегическим интересам России.
Россией руководят опытные политические игроки. Они не намерены сразу выкладывать все карты на стол, и наблюдая трудности и шарахания Саудов, выжидают и просчитывают свои следующие шаги.
Деньги, много денег – главное оружие в руках Саудов. Но сила денег ограничена, и убывает по мере того, как низкий уровень цен на нефтяном рынке продолжает сохраняться. Саудам приходится тратить огромные средства на поддержание ” внутреннего единства”, на успокоение собственной молодежи, в буквальном смысле, платить за отказ от реформ – на фоне нарастающих издержек на ведение внешних войн.
Мухаммед бин Салман, по всей видимости, не повторил ошибок министра разведки КСА Бандар бин Султана, прибывшего в Москву в разгар сирийского кризиса и размахивавшего перед носом Путина чековой книжкой, предлагая контракты на 15 миллиардов долларов, в обмен на голову Асада. Путин тогда холодно заметил, что не продает союзников и организация Олимпиады в Сочи стоила ему 45 миллиардов долларов.
До подписания сделки между Ираном и Западом остается 10 дней. За этот отрезок времени может случиться много политических сюрпризов и стратегических изменений в регионе, подобных визиту Мухаммеда бин Салмана в Москву. Мы еще много раз получим возможность убедиться в том, что в политике нет места принципам, а есть место только интересам.
источник http://postskriptum.org/2015/06/21/butin-68/3/
http://cont.ws/post/95229