Ян Долидович из «Дом-2» о белорусском туризме: «Бюджетный, серый и безвкусный»
29.06.2015
Бывший участник «Дом-2» Ян Долидович сегодня со стыдом вспоминает время участия в скандальном телепроекте, продает туры в ОАЭ, Египет и на Канарские острова и планирует открыть свою сеть отелей. Корреспондент Tourism.tut.by поговорил с Яном о том, почему не нужно скупиться на отдых и о том, как на самом деле воспринимают «Дом-2» в шоу-бизнесе.
- Прошел уже год, как ты покинул проект «Дом-2», расскажи, кто сейчас Ян Долидович, где он, чем живет и занимается?
- Жизнь проходит насыщенно, она не связана с медийностью. Но, естественно, меня узнают, подходят с вопросами, как было на проекте, что после него изменилось в жизни. Сейчас я занимаюсь в основном туризмом, совершенствуюсь в этой сфере практически и теоретически – работаю в офисе туристической компании, завершаю образование. И, конечно, сам много чего читаю, изучаю. В дальнейшем мне хотелось бы развить туристическую сферу Беларуси, потому что она у нас застыла.
- Почему? Как ты сейчас видишь белорусский туризм?
- Бюджетный, серый, я бы даже сказал – безвкусный. Туризм «в копейку».
- Возможно, это связано с экономическим кризисом, который накрыл наше общество?
- Я бываю в дорогих местах и не вижу по людям, что у них кризис. Они просто скупятся, в том числе и на отдых. Я считаю, что на отдых нельзя жалеть, нельзя себя ограничивать. Если ты полетел отдыхать, ты должен отдать, возможно, последнее, но отдохнуть насыщенно и полноценно.
- Что для тебя идеальный отдых? Как он выглядит?
- Мой идеальный отдых – это красивые пейзажи, спокойное море, теплое солнце и любимая рядом.
- Если собрать все эти критерии вместе, есть какое-то место, страна, курорт, отель, которые под них подпадают?
- А вот конкретного нет. В каждой стране есть свои особенности, своя инфраструктура, свои развлечения. Если брать, например, Мальдивы, то это то место, где после недели отдыха становится скучно – отдых на Мальдивских островах довольно однообразен. Но куда бы ты ни полетел с любимым человеком, ты отдохнешь на всю катушку.
- В каких странах ты уже успел побывать?
- В Турции, в Тунисе, Бахрейне, еще Египет и Дубай, Россию можно не считать. Это были и рабочие поездки, и отдых одновременно – я умею совмещать.
- Как ты попал в туристическую компанию? Ведь ты по образованию переводчик-референт.
- Пригласили попробовать себя в качестве менеджера по туризму – увидели во мне задатки. Что я и сделал после возвращения с проекта. Всего уже два года в туристическом бизнесе. Перепробовал многое, поскольку работал с 14 лет, и понял, что вот оно, любимое дело – туризм.
- Если проанализировать, что тебе дали два года в профессии?
- Много навыков и в плане общения с клиентами, и в плане знания стран, их особенностей, их инфраструктуры, плюсов и минусов, отельной базы, сезонности. На самом деле, два года – это очень мало для туризма, для того, чтобы углубленно изучить все.
- Как стать хорошим менеджером по туризму? Что для этого нужно? Какие идеальные условия нужно создать для себя, для своего профессионального роста в туризме?
- Нужно, во-первых, полюбить то, что ты делаешь. Ты отдаешь частичку себя, вкладываешь душу, а то, что тебе нравится, приносит тебе пользу, точно также приносит как радость и… приработок. И последний год работы в туризме я все это и получал.
- Образование, поездки, рекламные туры, в которых можно лично оценить все отели, которые потом будешь предлагать туристам, – это важно?
- Можно поехать, оценить отели, рассказать о них туристам, но сегодня их будет в первую очередь интересовать стоимость тура. А хочется, чтобы наши туристы увидели что-то еще, кроме поднадоевших Турции и Египта. Хочется, чтобы кроме этих двух направлений отдыха развивались и другие.
- Возможно, проблема в уровне дохода наших людей? Или это жадность? Или, возможно, узкий кругозор?
- Это три в одном, как кофе. Они скупы. Все хотят дешево и сердито. И чтобы еще остались деньги на шубу к зиме. Возможно, проблема в том, что у наших людей нет уверенности в завтрашнем дне. Поэтому они боятся тратить сразу большие суммы, вдруг завтра что-то изменится, выйдет новый декрет, который повлияет на экономику и на каждого в ней. В Европе живут по-другому, траты планируют по-другому. Я, вероятно, воспитан больше в европейских традициях.
- Исходя из твоего опыта, каким ты видишь белорусский туристический рынок сейчас и чего ему не хватает?
- Я вижу, что людям не хватает энтузиазма, инициативы. Туристам не хватает смелости поехать в новую страну, в страну, от которой не знаешь чего ожидать. Для меня интересно так поступить, это экстремально и познавательно одновременно. Узнать то, о чем я не слышал, чего не видел и о чем не читал в учебниках. Это та же Азия, те же суровые правила Сингапура, о котором белорусы мало знают, но куда слетать стоит. Хватит уже скупиться и откладывать себе в кармашек! Все просто: поработал, отложил нужную сумму на отдых – поехал отдохнул. И отдыхать нужно как минимум два раза в год, причем не менее двух недель каждый раз.
Немаловажный фактор – общение с людьми. У нас нет дружбы, люди не улыбаются, и нет примера перед глазами. Когда едешь в другую страну, тебе рады, тебе улыбаются. Другой менталитет, воспитание, которые тоже интересно узнать – поехать, пообщаться. В белорусах же чувствуется скрытая злость, агрессия, боязнь чего-то. Хочется большей раскрепощенности от наших людей, чтобы тебе просто улыбались в ответ.
- Как ты воспринимаешь свой период участия в проекте «Дом-2»?
- Вспоминаю его со стыдом и не считаю какой-то заслугой. Проблема в том, что люди воспринимают телевидение как Олимп для небожителей, думают, что туда можно попасть только каким-то невероятным путем, через какие-то чудо-способности. На самом деле, нет. Каждый участник – обычный человек, как ты или я. Человек сам создает себе культы.
- Ты помнишь тот момент, когда впервые почувствовал свою популярность?
- Да, это было в Instagram, когда молниеносно возрастало число подписчиков. В московских магазинах, когда во время проекта выезжали в город, - узнавали, просили фото. Но кто-то этим пользуется, а кто-то не относится к этому серьезно, как я. Я совершенно спокойно к этому отношусь, звездной болезни у меня нет. Часто задают вопросы, как я продолжу эту линию, буду ли строить карьеру, связанную с телевидением. Нет, такого нет.
- То есть, у тебя нет желания и планов монетизировать свою популярность?
- Сейчас популярность стала искусственной. Поколение Apple «накручивает» себе подписчиков, искусственно пытается казаться популярными. Я, правда, не знаю, зачем и почему. Когда мне предложили серьезную работу на телевидении, мне сказали – ни в коем случае не упоминать свою причастность к «Дом-2», этот проект никто не любит, особенно в серьезном шоу-бизнесе. Меня уговаривали попробовать себя в кинематографе, мол, зачем тебе туризм, тебе позволяют пойти в кино рост, возраст, внешность, все данные. И я не закрываю для себя эту возможность. Сейчас участвую в съемках промо-роликов. Но надо трезво оценивать свои возможности – петь я не умею, натанцевался еще в детстве. И в Беларуси я не хотел бы начинать карьеру, потому что когда смотришь наши сериалы и начинаешь сравнивать с теми же российскими, ты понимаешь, что мы давно уже всем все уступили.
- Какой ты видишь свою дальнейшую карьеру в туризме? Куда дальше ты планируешь расти?
- Глядя на минские отели, хотелось бы многое откорректировать. Иностранные туристы часто жалуются на инфраструктуру, которая прилагается к отелю, на несоответствие сервиса заявленным звездам. На мой взгляд, только «Европа» тянет на свои «5 звезд», да и то только в номере «люкс». Поэтому есть цель создать свою сеть отелей. Это большая цель, к которой я иду. Выбор отдыха грамотный турист в первую очередь начинает с отеля. Если он хочет отдохнуть в Турции, ему не столько важен курорт, сколько отель, в котором он проведет свой отдых. И тут еще возникает проблема неправдивых отзывов об отелях, когда конкуренты оставляют лживые отзывы, вводящие туристов в заблуждение. для сайта гнездо пересмешника. Важна еще еда во время отдыха, чтобы были в том числе и привычные туристам блюда в отелях в экзотических странах. Были ситуации, когда во Вьетнаме наши туристы стояли в очередях за пюре с сосиской, когда рядом был представлен шикарный выбор морепродуктов и экзотики. У меня уже есть проекты, инвесторы, но пока не могу об этом говорить.
- Как ты вносишь искорку в свою работу?
- Настраиваю людей на позитив. Люди часто приходят настороженные – вот мы слышали, что там стреляют, а там катастрофа. Я начинаю рассказывать о стране, как на самом деле, отвечаю на все вопросы, которые их смущают, переключать на другую волну – и люди уходят довольными, с улыбками. А хорошее настроение может и должно передаваться, как сарафанное радио – из уст уста. Обращение с туристом – очень важный момент. Момент, когда он приходит в аккуратный офис, ему предлагают присесть, перед ним опрятный менеджер за чистым рабочим столом, не заваленным бумагами. Есть компании, в офис которых мне лично приятно заходить, приятно общаться, где менеджер хорошо знает свое дело, знает, что посоветовать, как подобрать тур. А есть менеджеры, которые не стремятся рассказать о чем-то новом, интересном, «зацепить» клиента, они предложат Турцию – это проще простого, да и с визами нет хлопот.
- Можно ли сказать, что твоя популярность помогает тебе сейчас в работе?
- Отчасти. На самом деле, у каждого туриста уже есть свое агентство, свой любимый менеджер. На этом рынке большая конкуренция. Если бы это был ларек с мороженым в пустыне – прибыль была бы огромной. Но сегодня много агентств и мало туристов, которые хотят полететь отдохнуть. Клиентов сегодня не хватает на всех. И они не готовы много тратить на отдых.
- Эффективна ли реклама в туризме?
- Конечно. Самый эффективный способ рекламы – сарафанное радио. Я не видел рекламы Apple, но их продукция есть у каждого второго. Видимо, сработало «сарафанное радио». Хотя и классические способы работают. Как пример, прошлогодний Тунис с вылетами из Минска. Рекламы было много, много статей об отдыхе в Тунисе – туристы полетели. Но сейчас теракты остановили продажи. В этом году активно рекламируется Грузия – туристы начали интересоваться, звонить, спрашивать, выбирать туры. Хотя, на мой взгляд, Грузия хороша на один раз – увидеть страну, а для пляжного отдыха я бы порекомендовал другие варианты. Например, Грецию или Кипр. Тут мы снова вернемся к рекламе – когда она будет и будет качественной, люди захотят побывать, увидеть сами. В туризме нужно видеть – представлять, куда ты полетишь, что тебя ждет.
- Есть ли у тебя страны, которые ты любишь продавать больше, а какие-то – меньше? Есть ли личные предпочтения и сказываются ли они на работе?
- Да, мне нравится продавать Арабские Эмираты и Сингапур. Я там был и я был приятно удивлен. Я люблю, чтобы все было четко, и чтобы относились с душой, с желанием – я говорю про персонал. Приятно рассказывать об уникальных проектах, зданиях, а что уже говорить о том, чтобы лично их увидеть! Отдых разделяется в основном на два вида – когда ты смотришь на историю, как в Греции или на Кипре, например, и искусственные города – такие как Сингапур или Дубаи, которые построены из ничего. Мне нравится, когда деньги вложены с умом в качественные вещи, постройки, услуги. Ты приезжаешь посмотреть на это, подумать о людях, которые все это придумывали, проектировали, делали, вкладывали себя.
- Как выглядит топ-5 лидеров спроса у белорусского туриста?
- Турция, Египет, Болгария, Крым спрашивают, Одессу и Сочи. В основном бюджетные и безвизовые варианты. Можно было бы Грецию еще назвать, но туристы не хотят визовых трат, поэтому выбирают направления, где меньше хлопот, не нужно отдавать паспорта, платить за визы. Черногория в последние пару сезонов потеряла немного в сервисе, хотя природа там, бесспорно, красивая.
- У тебя есть своя техника общения с туристами?
- Все люди разные, к каждому нужно найти свой подход. Но есть вещи, которые всегда срабатывают в плюс – пара шуток, чашечка кофе и контрольный «я там был».
- Куда был самый дорогой тур, которую ты продал?
- Самый дорогой тур, который я продал, был на Канарские острова – он стоил чуть более 4 тысяч евро за 10 дней на двоих. Был случай, когда семья дипломата подобрала семейный тур на Мальдивы за 24 тысячи евро, но в последний момент они отказались. Сорвалась такая покупка!
- Куда хотел бы полететь в ближайшие пару лет?
- На самом деле, многие страны хотелось бы увидеть. Первое место – это Рио-де-Жанейро, Латинская Америка, Бразилия, Сингапур и Фиджи. Не каждый там был и не каждый даже думал об этом. Моя цель сегодня – увидеть весь мир.
tourism.tut.by