Работают все школы, детсады, университеты и техникумы, секции в ДК, Дворцы творчества, Футбольная академия и т.д. Язык обучения: какой он был, такой остался, в смысле если школа была украиноязычная — так на украинском дети и заканчивали учебный год. Разговоры о языковой проблеме здесь — это ложь и провокация.
Школьникам-выпускникам дали аттестаты ДНР, организовали бесплатные автобусы до Ростова, где дети сдали ЕГЭ и теперь спокойно поступают на бюджет в российские вузы. Проблема: дети, которые уехали и заканчивали 11 класс в России, столкнулись с ситуацией, когда аттестаты российские, а паспорта украинские, то есть на бюджет им путь закрыт.
Детям, поступающим в местные ВУЗы, достаточно аттестата ДНР и результатов выпускных экзаменов. В ВУЗах выпускники получили по два диплома. Например, медуниверситет выдал дипломы местные и после специальных экзаменов — дипломы 1-го Московского Медицинского, потому как медунивер получил лицензию 1-го Московского. А у той части выпускников, которые поверив бывшему ректору-вору, уехали из Донецка, большие проблемы: им не дали никаких дипломов, справки только. Вот ситуация: ребенок учился 6 лет- и справку дали вместо диплома, интернатура платная внезапно, и перспективы весьма туманны. Печаль.
3. Здравоохранение.
Все работает. Обеспечение пациентов за счет российской гуманитарки — как по линии МЧС, так и благодаря неравнодушным людям, за что им огромнейшая благодарность. До войны в Донецке за неделю рождалось около 200 детей, сейчас 70-80. Аптеки: половина закрылась, в остальных — лекарства есть все, кроме украинского производства. Цены с Киевом нельзя сравнивать, потому что какие-то препараты значительно дешевле, какие-то дороже, большая часть отличается по производителю, поэтому сравнению не подлежит.
Проблема: нерегулярность поступления гуманитарных препаратов в больницы, ну и дороговизна ряда лекарств.
4. Транспорт.
Городской работает как часы. Личного стало много, несмотря на проблемы с бензином. Военной техники на улицах нет, иногда камуфлированный автомобиль проедет, или военный грузовик — и все. Проблема: бензин, его нет уже неделю, обещают — но пока заправочные пустые.
5. Магазины, рестораны, кинотеатры.
Работают. В супермаркетах продукты местные, российские, украинские, белорусские. На рынках — что хочешь, я нашла поставщика любимого йогурта, он говорит, что через укрблокпосты йогурты возить столь же запретно и опасно, как наркотики, например. Поэтому дают там взятки за лояльность, что увеличивает стоимость продукта. Проблема: блокада. Реально, как Ленинград в войну. Очередная сердечная благодарность РФ за гумконвои. Ну и печаль за украинских производителей: они потеряли огромный рынок сбыта, который успешно осваивают ростовчане, краснодарцы и многие другие российские предприниматели.
6. Цены.
Все очень подорожало, продукты в среднем в 2-3 раза. Вот цены в кафе в центре города сегодня:
Чек завтрака и самое дорогое из чека:
Проблема: цены выросли, а зарплаты прежние.
7. Зарплаты, пенсии, стипендии.
Выплачиваются все. Задолженности нет. До апреля были гривны, теперь рубли, а за май здравоохранению выплатили в долларах по хорошему курсу.
Проблема: отсутствие банковских карт, что приводит к очередям в банке. Обещают к сентябрю.
8. Телевидение, интернет, связь.
Интернет есть, wi-fi в общественных местах бесплатно, во всех заведениях тоже имеется. Местных телеканалов штук 5, наверное. Плюс российские и другие. Это если кабельное ТВ, спутниковое не обсуждаем, все и так понятно. Мобильная связь — МТС, Лайф. К концу лета обещают Феникс — местную сотовую связь. Проблема: часто мобильную связь киевские деятели обрубают, поэтому появление Феникса будет кстати. И да, отключены все терминалы оплаты связи, теперь только через интернет пополнить счет можно, ну или кто-нибудь на той стороне.
9. Предприятия.
Работают не все: невозможно привезти расходные материалы или вывезти продукцию, сбежал директор, разбомблен склад — много причин. Но многие и работают, и налоги платят.
Проблема: обстрелы предприятий и искусственные украинские препятствия в их работе.
10. Армия.
Как ни грустно украинскому правительству, но ополчение становится армией, с дисциплиной, субординацией, подготовкой, снаряжением. Бойцов в городе много, но их не боятся, это часть жизни. Российской армии нет. И это проблема в данной ситуации, хотя все понимают, что так правильно, наверное.
11. Правительство.
Народ ему доверяет. Проблема: правительство не знает наших перспектив. Или делает вид, что не знает. Хотя, видимо, их не знает никто.
12. Отношения с Украиной.
Печаль. Потому что Украина давно не едина, выпихивает Донбасс всеми способами: финансовая и экономическая блокада, требование вывозить детей по нотариальному разрешению, введение миграционных карт (!), перекрытие трасс, вымогательство на блокпостах — о боже, что они творят, это неописуемый ужас!, пропаганда нацизма и фашизма, да что говорить. Укр правительство делает все, чтоб его ненавидели. Проблема: сплошная. Беспросветная.
13. Резюме.
Если убрать бомбежки — будет все хорошо. Но как их убрать?????
Вот так и живем, и надеемся.
Полина Дубинина