Кто о ком заботится?
Складывается устойчивое впечатление, что в Москве об интересах украинской экономики заботятся больше, чем в Киеве. Когда вопрос ЗСТ и Соглашения об ассоциации ЕС-Украина только включили в повестку дня, именно Россия много лет предлагала в трехстороннем формате обговорить и взвесить все последствия от подписания этого документа. По предварительным оценкам, Украина теряла от имплементации соглашения ежегодно 1,5-2% своего ВВП. Киев упорно стоял на своем: подпишем, а там хоть трава не расти. После того как автограф Петра Порошенко появился на «судьбоносном договоре», трехсторонние консультации все-таки начались. Тогда позиция российских властей позволила украинским производителям получить целых полтора года льготного режима доступа на рынок ЕС. И все ради того, чтобы они, по словам еврочиновника Яна Томбинского, могли «подготовиться и улучшить свои возможности на европейском рынке». Взамен прагматичные европейцы не получили ничего. На трехсторонних переговорах Москва продолжала попытки оттянуть момент падения своего соседа.
Киев своим поведением неоднократно показывал, что ставит во главу угла не интересы страны, а абстрактную «евроинтеграцию». Обслуживающая режим пропаганда причудливо приплетает к соглашению о ЗСТ безвизовый режим и перспективу членства в ЕС, чем вводит обывателей в заблуждение. В своем выступлении, посвященном годовщине подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, Петр Порошенко поделился с депутатами самой сокровенной целью бытия украинской элиты. Очень осторожно и в обтекаемых формулировках он заявил, что «в ближайшие годы» Украина может «получить статус страны–кандидата на вступление в ЕС», и тут же получил «по рукам» от главы Европарламента Мартина Шульца, назвавшего эти планы «слишком амбициозными».
Что ж, истекший год вкушения европейских благ уже можно объективно оценить. Случилось то, что и предсказывали. ЕС снял торговые пошлины и предоставил квоты по 36 товарным позициям. Пять из них за первые три месяца нынешнего года Украина использовала досрочно (мед, мясо птицы, кукуруза, ячневые крупа и мука, яблочный и виноградный соки). С медом ситуация и вовсе комичная: годичный объем по этому продукту был выбран уже 2 января. Министру аграрной политики Алексею Павленко осталось только упрашивать увеличить существующие мизерные квоты или отменить их вовсе. Прагматичный ответ Брюсселя можно было предугадать заранее. Еще по 20 продуктовым позициям положение обратное - квоты почти не использованы. О причинах Украину тоже предупреждали: несоответствие европейским стандартам. «Мы не сможем получить сертификат соответствия, потому что наши предприятия не были построены с нуля по стандартам Евросоюза, а модернизировались», - говорит собственник птицеводческой компании «Рамбурс» Алексей Гаврилов.
Выводы очевидны, прорыва в торговых отношениях не случилось. «Квоты слишком маленькие и существенного влияния на рынок не окажут», - считает владелец аграрной компании Ukrlandfarming Олег Бахматюк, а «что касается открытости рынка Евросоюза, никаких изменений я не вижу», дополняет коллегу А. Гаврилов. За прошлый год украинский экспорт в страны ЕС вырос всего на 1,5% (+ $244 млн.), а в СНГ обвалился на 32,5% (- $7,2 млрд.). Как ни считай, никакого «разворота» и «замещения» не произошло. За первые четыре месяца этого года товарооборот Украины с ЕС и вовсе скукожился, потеряв $3,7 млрд. Причем как экспорт (- $2,3 млрд.), так и импорт (- $1,4 млрд.). Евроинтеграция налицо!
Кто кому больше нужен?
Как ни пыжится Киев, старательно вживаясь в роль «пупа земли», размер подконтрольной ему экономики исчезающе мал. В отличие от амбиций, украинский ВВП скромнее российского в 16 раз и в 29 раз уступает ВВП Германии. Киев распоряжается ресурсами, сравнимыми с отдельными регионами стран Евросоюза или субъектами РФ. Например, экономический вес украинского государства почти в два раза уступает ВРП [валовому региональному продукту] Москвы, а глава Восточного комитета немецкой экономики Экхард Кордес сравнивает его с одной из 16 федеральных земель Германии. «В настоящее время украинская экономика так слаба, что ВВП на 45 миллионов жителей находится на уровне ВВП Шлезвиг-Гольштейна [2,8 миллиона человек]», — считает он. Объективности ради стоит отметить, что эксперт откровенно льстит Киеву. Чтобы соответствовать экономическим масштабам Шлезвиг-Гольштейна образца 2010 года, Украина должна продемонстрировать беспрецедентный рост ВВП, увеличив его с €66 млрд. до €75,6 млрд. (на 14,5%). Пока же наблюдается обратная тенденция.
Киеву шантажировать Москву попросту нечем. Импортозамещение, особенно в отрасли высокотехнологичного ВПК, объявлено в России национальным приоритетом и с каждым месяцем набирает обороты. Крым уже почти полностью перешел на отечественную продукцию, российское окошко для украинских товаров постепенно закрывается. Денежные переводы из «страны-агрессора» стремительно сокращаются. И властям ничего больше не остается, как кормить население страны сказками о членстве в Евросоюзе.
Какая перспектива?
В условиях, когда Киев, вопреки интересам своей экономики и трехсторонним договоренностям, открыто проводит ползучую имплементацию соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, Москве остается только позаботиться о своих интересах. В своем поручении главе Минэкономразвития Алексею Улюкаеву на переговоры по ЗСТ ЕС-Украина Владимир Путин, в частности, отметил:
«Наша цель заключается в том, чтобы найти развязки, приемлемые для Российской Федерации».
Как отмечает первый замглавы Минэкономразвития РФ Алексей Лихачев, Москва обозначила шесть рисков для своей экономики от имплементации соглашения о ЗСТ Украина-ЕС. Они касаются таможенного администрирования, техрегулирования, санитарных и фитосанитарных норм. Проще говоря, находясь в ЗСТ со странами СНГ и странами ЕС, Украина легко может превратиться в серую реэкспортную зону на экономической карте Европы.
Эксперты из Евросоюза, Украины и России на встрече в Брюсселе 7-8 июля договорились о министерской встрече в начале сентября по поводу Соглашения об ассоциации Украина–ЕС. На практике Киев пока предпринимает шаги в обратном направлении.
Но, по мнению советника президента РФ Сергея Глазьева, даже несмотря на политику самоизоляции Украины, «выталкивать» соседа из ЗСТ СНГ - «это поощрять нацистский режим», потому меры России по защите российской экономики будут иными. Чтобы избежать на внутреннем рынке демпинга европейской продукции под видом украинской, Россия планирует сформировать т. н. товарные группы риска, установить по ним «квоты в рамках их максимального экспорта в РФ за последние годы». Киев отреагировал на ввод такого вполне европейского механизма двусторонних торговых отношений крайне негативно.
В перспективе, если в американский проект Транс - Тихоокеанского экономического партнерства получится запихнуть Евросоюз, России придется продолжать последовательно отстаивать свои интересы. Судьба Украины в этом случае очень прискорбна: ее экономика окончательно превратится в «дикое поле». В интересах и Москвы, и Брюсселя не превращать соседа в черную дыру, сковывающую их ресурсы, а максимально сохранить его экономический потенциал до того момента, когда к власти в Киеве придут прагматики. С другой стороны, перефразируя известную фразу о сербах, нельзя быть большими украинцами, чем сами украинцы.
Николай Коринь