Руководителем нового органа объявили представителя президента РФ в Крымском федеральном округе Олега Белавенцева. Сюда же вошли сам Сергей Аксенов, крымский спикер Владимир Константинов, министр юстиции Олег Шаповалов, председатель Комитета по противодействию коррупции Александр Акшатин, вице-премьер Лариса Опанасюк, начальник главного управления Совмина по взаимодействию с правоохранительными органами Антон Латышев и другие.
Чем объяснить такой мощный номенклатурный строй, готовый обеспечить безопасное существования нынешнего управленческого аппарата республики? Ведь совсем недавно тот же Аксенов обещал тотальную зачистку чиновников. Даже дал команду изготовить автозак с прозрачной будкой для перевозки лиц, обвиняемых в коррупции.
Время сажать
В апреле сотрудники регионального управления ФСБ задержали на кордоне с Украиной начальника отдела таможенного поста «Джанкой» Имиля Гафарова. «Обвиняемый получил через посредника взятку в размере 20 тыс. рублей за обеспечение беспрепятственного перемещения через границу грузового автомобиля», – пояснили в ведомстве. На следующий день был задержан его подчиненный, сотрудник того же поста «Джанкой» Игорь Петров.
Комментируя задержание , С.Аксенов вдохновенно грозил - мол, подобные действия таможенников-коррупционеров не останутся безнаказанными. Еще бы, наказывать за смешную взятку в 20 тысяч рублей легко и просто. Куда больнее терять солидных людей, не разменивающихся на копейки.
В Симферополе не скрывают – поводом для создания специальной комиссии стали сенсационные аресты последней декады июня.
Сначала от должности был отстранен министр имущественных и земельных отношений Крыма Александр Гордецкий. Этот деятель отдал украинской структуре санаторий курортного Симеиза по цене 1,5 доллара за квадратный метр. Аренда сроком на четверть века получилась почти бесплатной!
Делом министра Городецкого занялись спецслужбы. Начали расследование обстоятельств заключения договоров на аренду и куплю-продажу имущества целого ряда южнобережных здравниц. Вскрывшиеся факты требуют масштабного уголовного разбирательства. Нет сомнений, что за такую копеечную аренду чиновники получили солидный откат. Хотя главная беда в другом - украинская сторона фактически «покупала» крымских руководителей.
Следом крымское управление ФСБ сообщило о задержании министра промышленной политики республики Андрея Скрынника. По данным ведомства, он вместе с двумя другими мошенниками присвоил себе государственное имущество Бахчисарайского районного потребительского общества. Сумма хищения только по данному объекту превысила 48 млн. рублей.
После обыска в служебном кабинете министр пытался спрятаться. Его нашли в подвале, чиновника выдал мобильный телефон. Политсовет крымского отделения «Единой России» приостановил членство в партии г-на Скрынника сразу после возбуждения против него уголовного дела.
И буквально на следующий день был посажен под домашний арест руководитель управления Федеральной налоговой службы России по Республике Крым Николай Кочанов. Он передал оперативнику ФСБ взятку в размере 300 тысяч рублей, пытаясь скрыть выявленные на семейном предприятии «нарушения в сфере недропользования и общее покровительство».
На свободу с чистой совестью
Как сообщили в Следственном комитете, взятку Николай Кочанов-старший давал за отказ от уголовного преследования в отношении своего сына. Речь шла о незаконной деятельности чиновного отпрыска при разработке Багеровского карьера, откуда ежедневно вывозились тысячи тонн песка: «Песок вывозился десятками грузовиков и реализовывался преимущественно на Южном берегу Крыма, при этом никаких разрешительных документов не было».
Тот же персонаж пытался начать добычу на Донузлаве. Вот для чего потребовалось покровительство «подмазанных» силовиков. Технология хорошо отработана с украинских времен.
После сообщений об уголовных делах по министру и главному налоговику крымчане начали верить в реальность чистки аппарата. Однако Сергей Аксенов и спикер Владимир Константинов совершенно неожиданно назвали эти задержания «информационной ложью», которая дискредитирует местные власти. Например, указывалось, что 56-летний Качанов имеет награды Минобороны России «За возвращение Крыма» и медаль «За защиту Крыма».
Как заявил Аксенов, обвинение в отношении министра промполитики «также является необоснованным».
- Да, вопрос с его задержанием тоже раздут необоснованно..Просто господин Скрынник в определённой ситуации неправильно сформировал позицию. Я его отстранять от должности не буду, - утверждает крымский премьер. Он призвал чиновников «не бояться задержаний и следственных действий за незначительные ошибки при принятии решений».
Глава республиканской прокуратуры Наталья Поклонская была вынуждена подтвердить - Андрей Скрынник действительно находится на свободе, мера пресечения ему пока не избиралась. От комментариев по уголовному делу этого «пособника хищения государственного имущества в особо крупном размере» няша-прокурор отказалась.
Медведев-Аксенов. Счет 1:1
За последние два месяца российский премьер побывал в Тавриде дважды. Первый визит состоялся в апреле. Второй начался 14 июня и длился необычно долго.
На публику Дмитрий Медведев лакомился крымскими сладостями, распивал травяные чаи и предавался ностальгическим воспоминаниям о Балаклаве. Однако республиканский аппарат должен был воспринять явление премьер-министра России как способ показательного форматирования местной власти.
Номенклатура вроде бы поняла желание Москвы создать хотя бы видимость эффективной работы государственной машины в регионе.
Так, апрельскому визиту предшествовали сразу две кадровые VIP-перестановки. Был уволен министр транспорта республики Анатолий Цуркин. Следом, буквально накануне приезда Медведева, в СМИ появилась информация о грядущем увольнении министра курортов Елены Юрченко. Конечно, с официальной формулировкой «по собственному желанию», чтобы оба чиновники могли уйти с высоко поднятой головой.
Цуркин не смог организовать качественную работу Керченской паромной переправы. Это грозило реальным срывом летнего сезона-2015. Плюс последовали оргвыводы замминистра транспорта РФ Николая Асаула: предприятие «Крымские морские порты», подконтрольное министерству транспорта РК, не соблюдало установленных сроков работ и распоряжалось бюджетными деньгами с нарушениями закона.
Министра убрали как минимум за неэффективность, а как максимум - за крышевание коррупционных схем. Никто не сомневается, что именно так решил федеральный центр. Однако уже очень скоро уже по решению правительства Крыма Анатолия Цуркина переводят на должность советника главы республики. Причем именно по транспортным делам! А сам Сергей Аксенов, защищая своего человека, сказал, что об увольнении речь вообще не шла, - это просто перевод…
В начале лета стало понятно - все сигналы прошли мимо руководства республики. Главное следственное управление СК РФ возбудило уголовное дело против А.Цуркина за его неправомерную деятельность на министерской должности. Хотя первоначально было только увольнение из-за провала подготовки к курортному сезону.
Примерно по той же причине должности лишилась министр курортов Елена Юрченко - соратница спикера крымского парламента Владимира Константинова по «Партии регионов». Ее министерство провалило переговоры с компанией «Пегас Тревел» - крупнейшим туристическим оператором России.
Скандал продолжался, когда г-жу Юрченко обвинили в лоббировании посреднических программ между местными туристическими фирмами и подконтрольным госпредприятием «Солнечная Таврика». По сути, через посреднические схемы Елена Юрченко попыталась перевести на себя туристические финансовые потоки, за что и поплатилась креслом.
Освободившуюся должность занял Сергей Стрельбицкий - украинский чиновник из все той же «Партии регионов», бывший помощник губернатора Львовщины. В чем смысл кадровой рокировки? Все просто - нынешнего министра курортов называют прямой креатурой Сергея Аксенова.
Первый визит Дмитрия Медведева закончился условной ничьей между крымской верхушкой и руководителем федерального правительства. Счет был 1:1...
Похоже, официальному Симферополю понравился такой расклад. Пусть в июне из уст Дмитрия Медведева зазвучала резкая критика: мол, СЭЗ на полуострове не работает, качество курортного обслуживания «даже не российское», а «знакомые жалуются», что уехали с курортов Южнобережья в скверном настроении.
В Крыму выработался свой стиль общения с руководством. Покаянно выслушивать критику, каяться, обещать «срочные и энергичные меры» - и продолжать свое. Например, прямо в присутствии Дмитрия Медведева неожиданно уволили республиканский министр экономического развития Николай Н.Коряжкин. В свое время он был советником вице-премьера Евгении Бавыкиной, присланной из Москвы.
К Николаю Коряжкину нет претензий коррупционного толка. Зато есть все основания полагать, что его убрали по другой причине. Просто потому, что Сергею Аксенову на ключевой правительственной должности потребовался еще один «свой человек». Сейчас это Валентин Демидов - конечно, из республиканской организации «Партии регионов», до недавнего времени мэр северо-крымского райцентра Армянск.
«Портовое дело» еще не утонуло
С весны 2014 года в Севастополе и Крыму активно работал Следственный Комитет РФ, а так же местное управление ФСБ. Помимо борьбы с исламскими радикалами и украинским националистическим подпольем, силовики начали проверять местных чиновников. Нарушения высокопоставленных лица начали всплывать практически сразу. Но реальные аресты административной элиты начались, когда закрывать глаза на происходящее уже никак не получается.
ФСБ выполняет свою работу, которая в данном случае привела к трениям с правительством. Понятно желание Аксенова притушить скандал. Тем более, на федеральном уровне он считался довольно толковым руководителем. Его вклад в Крымскую Весну неоспорим. Зачем же делать вид, что проблемы коррупции не существует или «она незначительна»?
По сути, сегодня стоит вопрос, позволят ли ФСБ, прокуратура и Следком крымской власти иметь вожделенною неприкосновенность. И проблема вовсе не о том, что силовики зачищают «крымских». Увы, приземлившись в Тавриде, заезжие чиновные «варяги» очень быстро начинают творить свой беспредел.
Уголовное дело в отношении руководства Ятинского морского торгового порта возбуждено следственным отделом управления УФСБ России. В ходе расследования установлено, что начальник порта Дмитрий Петров не принял мер по переоформлению договора фрахтования теплохода «Петр Лидов». Махинация на миллионы рублей - целых полгода бизнесмены-фрахтователи использовали судно фактически бесплатно.
Подобных фактов более чем достаточно. Теперь выясняют, какую мзду получило портовое начальство. Еще в начале апреля работники морского порта курортной столицы Крыма обратились с открытым письмом к Владимиру Путину. Они просили президента защитить Ялтинский порт.
В письме прямо обвиняли Дмитрия Петрова и его заместителя Сергея Брылева. Портовики заявили – оба руководителя, являясь старыми друзьями еще по работе в Ростове-на-Дону, устроили из порта «кормушку» для обогащения себя, своих друзей и родственников
«На основные должности ставят людей с ростовской пропиской, не понимающих, что они вообще делают. «Аховые» специалисты (которым приходится объяснять и рассказывать, что такое морской порт) пытаются командовать сложным механизмом, которым является портовое хозяйство», — говорилось в открытом письме.
По словам ялтинцев, с приходом «ростовской команды» началось давление на кадровых работников предприятия, запугивание и угрозы. Шантажом вынуждают писать заявление об увольнении или переводе на более низкую должность. - У меня высшее экономическое образование, ребенок 10 месяцев, жена не работает. Я единственный кормилец в семье. Меня выкидывают на улицу, зато на работу принимают приезжих «спецов», у которых единственная заслуга — они из Ростова и родственники или люди, близкие к клану Петрова-Брылева, — рассказал журналистам один из портовиков
А вот типичный комментарии городской соцсети:
«Жалко наш порт. Сначала на закате Украины его дерибанили, Янукович-младший оттяпал. Теперь ростовчане притащились грабить. Противно… Я сталкивался по работе с администрацией порта. В последнее время там такая неразбериха! Ребята долги оплачивать отказались. Впечатление, будто банда у руля…»
Авторы открытого письма просили президента Путина поручить соответствующим органам провести компетентную проверку деятельности Ялтинского порта и спасти коллектив от полного разорения.
Потребовалось больше трех месяца, чтобы правоохранители наконец-то отреагировали. Прокурор Республики Крым Наталья Поклонская взяла под личный контроль ход и результаты ялтинского расследования. Однако не факт, что «портовое дело» будет доведено до конца.
«В связи с необходимостью полного просыхания…»
Это настоящая яма позора, самый характерный символ управленческой импотенции. Крымская столица в очередной раз сорвала крайние сроки ремонта объездной дороги, которая соединяет единственный пассажирский аэропорт полуострова с трассой на Севастополь. Сотни тысяч гостей вынуждены пробираться через центр Симферополя – с бесконечными автомобильными пробками и разбитым асфальтом.
Участок симферопольской объездной у села Дубки называют «правительственным». Выезжая из аэропорта, кортежи первых лиц страны заворачивали сюда и мчались до Севастополя, а оттуда - на госдачи Южного берега.
Дорога серьезно облегчала жизнь обычным курортникам. По статистике, до 45 % всех гостей полуострова, прибывающих самолетами, направляются в севастопольском направлении. Одни остаются в городе-герое, другие растекаются по побережью от Балаклавы и Фороса до Симеиза и Алупки.
Нынешним летом аэропорт Симферополь примет до 3 млн. пассажиров. Из них 2,5 млн. – туристы. Значит, как минимум, миллион должен был завернуть на объездную. Увы, не получится.
В ночь с 27 на 28 сентября минувшего года здесь случилось жуткое ДТП. Прямо на проезжей части внезапно образовался огромный провал. В десятиметровую яму влетело «Жигули», забитое людьми. Разом погибли две крымскотатарские семьи Эскендеровых и Салимовых.
На полуострове такого еще не было. Опомнившись от ужаса, начали разбираться, как могла обвалиться новая шикарная дорога?
Оказалось, под трассой рухнул бездействующий железнодорожный туннель. Генеральным подрядчиком работ по строительству объездной трассы вокруг Симферополя являлась компания «Юждорстрой». Ее хозяин Игорь Аржанцев – экс-депутат Верховного Совета автономии от Партии регионов и действующий депутат Государственного Совета Республики Крым от партии «Единая Россия». До окончания следствия компанию отстранили от всех видов строительных работ. На том и ограничились.
Восемь месяцев отвели власти республики, чтобы заделать провал. За такое время можно построить новую дорогу. Но они не смогли элементарно засыпать яму.
Еще 31 марта Сергей Аксенов распорядился уволить директора ГУП РК «Крымавтодор». Грозил масштабными уголовными делами. Причина - срыв ремонта правительственной трассы. Был вне себя, когда увидел, что для разбора 10-метрового провала зачем-то срезали 200 погонных метров трассы.
- Какой идиот, по-другому сказать не могу, поставил такой объем работ, чтобы достать обломки? - обращался к вице-премьеру Дмитрию Полонскому, курирующему транспортную сферу. - Сказать, что тут ужас - ничего не сказать! Бездарность, тупость руководителей, нет согласованной проектной документации, сметы…
Журналисты восторженно внимали чиновному разносу. Г-н Полонский кивал и соглашался. Министр транспорта Крыма Андрей Безсалов обещал завершить работы к 1 июня. Первый вице-премьер Михаил Шеремет также лично гарантировал, что движение автотранспорта на данном участке возобновится в первый день лета-2015.
…Все они до сих пор находятся на своих должностях. Вот только сроки были сдвинуты еще на месяц. Сергей Аксёнов делал очередное громкое заявление, якобы реконструкция участка объездной дороги Симферополя идёт в круглосуточном режиме и завершится к 1 июля:
- Работы начались, около 50 единиц техники работает. Данный вопрос держим на контроле. Помним: кто нам обещал до 1 июля ввести этот участок дороги в эксплуатацию – других сроков нет. Будут работать круглые сутки с утра и до вечера. Деньги выделены в полном объёме…
Крымского шефа поддержал новый заместитель министра транспорта РК, московский дорожник Валентин Дукорский.
- Считаю, что срок в 20 технологических дней вполне достаточный, на площадке выбрана серьезная строительная компания «Волгамост Крым» и уже по первым результатам можно сказать, что мы справимся с поставленной задачей и сдадим дорогу в июле,- уверял замминистра.
Увы, никто в Крыму не удивился, когда оказалось - «крайний срок» в очередной раз провален. В лучшем случае объездную сдадут лишь во второй половине июля.
Аксенов молчит, оправдываться получили москвичу Дукорскому. По его словам, в последнем срыве виноваты «постоянные дожди», которые вынуждают сдвинуть открытие дороги на более поздний срок. Дословная цитата: «в связи с необходимостью полного просыхания строительных материалов».
Любопытная подробность - после обвала на объездной Владимир Путин ни разу не посетил Крым. Аэродром Бельбек под Севастополем забит военными самолетами, а из Симферопольского аэропорта приходится ехать через город. Но симферопольские дороги – такой кошмар, что президенту лучше не видеть.
Распоряжения не горят
Вечером в пятницу 10 июля скандальное распоряжение Сергея Аксенова о создании комиссии по защите прав чиновников внезапно исчезло с сайта правительства Крыма.
Напомним, специальная комиссия должна оценивать «обоснованность возбуждения уголовных дел» в отношении госслужащих. Новость была очень неоднозначно воспринята жителями полуострова. В Кремле также не оценили попытки Аксенова защитить коррумпированную номенклатуру.
Пресс-секретарь главы республиканского правительства Екатерина Полончук предположила, что постановление исчезло из-за технического сбоя: «Я его там видела днем. Оно должно быть. Исправим ошибку завтра утром».
Однако этого текста на правительственном сайте нет до сих пор. Зато стало известно, что Аксенов срочно улетел в Москву.
- Сергей Аксенов эмпирическим путем проверил границы своих возможностей. Ему явно из Кремля непублично объяснили, в чем он неправ и где проходят границы коридора его возможностей. Как человек неглупый он понял и отыграл назад, - говорит один из лучших политтехнологов России, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.